Предъявление иска к перевозчику
Подборка наиболее важных документов по запросу Предъявление иска к перевозчику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 323 "Права кредитора при солидарной обязанности" ГК РФ"Если клиент является грузоотправителем по договору перевозки груза, то есть договор заключен клиентом самостоятельно либо экспедитором от имени клиента, клиент вправе требовать от перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. Право клиента на предъявление иска к перевозчику не исключает возможности предъявления иска о возмещении реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 ГК РФ)."
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование определений суда 1-й инстанции, принимаемых при рассмотрении дела до принятия решения по существу, а также постановлений суда апелляционной (кассационной) инстанции, которыми прекращается производство по делу: Заявитель хочет отменить определение о передаче дела по подсудности, вынесенное в связи с несоблюдением правил подсудности
(КонсультантПлюс, 2025)дело рассматривается в соответствии с правилами исключительной подсудности (например, когда иск предъявлен к перевозчику)
(КонсультантПлюс, 2025)дело рассматривается в соответствии с правилами исключительной подсудности (например, когда иск предъявлен к перевозчику)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как грузоотправителю предъявить претензию к перевозчику о возмещении ущерба
(КонсультантПлюс, 2025)Для железнодорожной перевозки Высший Арбитражный Суд РФ также указал на ограничение уступки. Поскольку услуги по перевозке груза оказываются перевозчиком значительному числу контрагентов, законодательством установлен специальный порядок предъявления претензий и исков перевозчику грузов железнодорожным транспортом. В частности, в ст. 120 УЖТ РФ перечислены лица, которые могут предъявлять претензии и иски, связанные с перевозкой грузов. Иным лицам, не перечисленным в ст. 120 УЖТ РФ, право на предъявление претензий и исков к перевозчику УЖТ РФ не дает. Следовательно, указанные в УЖТ РФ лица не могут уступать свое право на предъявление претензий и исков третьим лицам (п. 40 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30).
(КонсультантПлюс, 2025)Для железнодорожной перевозки Высший Арбитражный Суд РФ также указал на ограничение уступки. Поскольку услуги по перевозке груза оказываются перевозчиком значительному числу контрагентов, законодательством установлен специальный порядок предъявления претензий и исков перевозчику грузов железнодорожным транспортом. В частности, в ст. 120 УЖТ РФ перечислены лица, которые могут предъявлять претензии и иски, связанные с перевозкой грузов. Иным лицам, не перечисленным в ст. 120 УЖТ РФ, право на предъявление претензий и исков к перевозчику УЖТ РФ не дает. Следовательно, указанные в УЖТ РФ лица не могут уступать свое право на предъявление претензий и исков третьим лицам (п. 40 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30).
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"Статья 41. Порядок предъявления исков к перевозчикам, фрахтовщикам
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"Статья 41. Порядок предъявления исков к перевозчикам, фрахтовщикам
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 120. До предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 120. До предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)если клиент является грузоотправителем по договору перевозки груза, то есть договор заключен клиентом самостоятельно либо экспедитором от имени клиента, клиент вправе требовать от перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. Право клиента на предъявление иска к перевозчику не исключает возможности предъявления иска о возмещении реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 части первой ГК РФ);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)если клиент является грузоотправителем по договору перевозки груза, то есть договор заключен клиентом самостоятельно либо экспедитором от имени клиента, клиент вправе требовать от перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. Право клиента на предъявление иска к перевозчику не исключает возможности предъявления иска о возмещении реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 части первой ГК РФ);
Готовое решение: Как покупателю взыскать убытки с поставщика, нарушившего условия договора поставки
(КонсультантПлюс, 2025)При перевозке грузов иск к перевозчику может предъявить не только грузоотправитель, но и грузополучатель в силу п. 2 ст. 797 ГК РФ. То есть покупатель, полагаем, может обратиться за возмещением убытков, причиненных несохранностью груза, и к перевозчику.
(КонсультантПлюс, 2025)При перевозке грузов иск к перевозчику может предъявить не только грузоотправитель, но и грузополучатель в силу п. 2 ст. 797 ГК РФ. То есть покупатель, полагаем, может обратиться за возмещением убытков, причиненных несохранностью груза, и к перевозчику.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Что касается круга лиц, имеющих право на компенсацию морального вреда, то следует исходить из ст. 24 Варшавской конвенции и ст. 29 Монреальской конвенции, которые предусматривают право любого лица при наличии достаточных оснований предъявлять иски к перевозчику на условиях, установленных этими Конвенциями. Российское законодательство не устанавливает круг лиц, который имеет право на возмещение морального вреда. В статье 1088 ГК РФ содержится исчерпывающий круг лиц, понесших ущерб в результате смерти кормильца, которые имеют право на возмещение. Из содержания § 4 гл. 59 ГК РФ трудно сделать вывод о круге лиц, которые имели бы право на возмещение морального вреда за смерть пассажира. Поэтому, как отмечает Н.Н. Остроумов, в современных условиях при рассмотрении дел о компенсации морального вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, во всяком случае при международных перевозках, подпадающих под действие Варшавской системы или Монреальской конвенции, у суда имеются все основания на свое усмотрение определять круг лиц, которые нуждаются в моральной компенсации, и ее размер <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Что касается круга лиц, имеющих право на компенсацию морального вреда, то следует исходить из ст. 24 Варшавской конвенции и ст. 29 Монреальской конвенции, которые предусматривают право любого лица при наличии достаточных оснований предъявлять иски к перевозчику на условиях, установленных этими Конвенциями. Российское законодательство не устанавливает круг лиц, который имеет право на возмещение морального вреда. В статье 1088 ГК РФ содержится исчерпывающий круг лиц, понесших ущерб в результате смерти кормильца, которые имеют право на возмещение. Из содержания § 4 гл. 59 ГК РФ трудно сделать вывод о круге лиц, которые имели бы право на возмещение морального вреда за смерть пассажира. Поэтому, как отмечает Н.Н. Остроумов, в современных условиях при рассмотрении дел о компенсации морального вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, во всяком случае при международных перевозках, подпадающих под действие Варшавской системы или Монреальской конвенции, у суда имеются все основания на свое усмотрение определять круг лиц, которые нуждаются в моральной компенсации, и ее размер <1>.
Готовое решение: Какие особенности есть у расторжения договора перевозки
(КонсультантПлюс, 2025)в ч. 3 ст. 30 ГПК РФ установлена исключительная подсудность по искам к перевозчику, предъявляемым в суд общей юрисдикции - по адресу перевозчика, к которому была предъявлена претензия. Однако суд не вправе возвратить иск с требованием к перевозчику (за исключением лиц, которые осуществляют судоходство на внутренних водных путях) пассажира, поданный по правилам подсудности для исков о защите прав потребителей (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17). Подсудность для исков о защите прав потребителей установлена п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей.
(КонсультантПлюс, 2025)в ч. 3 ст. 30 ГПК РФ установлена исключительная подсудность по искам к перевозчику, предъявляемым в суд общей юрисдикции - по адресу перевозчика, к которому была предъявлена претензия. Однако суд не вправе возвратить иск с требованием к перевозчику (за исключением лиц, которые осуществляют судоходство на внутренних водных путях) пассажира, поданный по правилам подсудности для исков о защите прав потребителей (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17). Подсудность для исков о защите прав потребителей установлена п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей.
Статья: Комментарий к статье 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации
(Тололаева Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)<26> "Если клиент является грузоотправителем по договору перевозки груза, то есть договор заключен клиентом самостоятельно либо экспедитором от имени клиента, клиент вправе требовать от перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. Право клиента на предъявление иска к перевозчику не исключает возможности предъявления иска о возмещении реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах (статья 323 ГК РФ)".
(Тололаева Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)<26> "Если клиент является грузоотправителем по договору перевозки груза, то есть договор заключен клиентом самостоятельно либо экспедитором от имени клиента, клиент вправе требовать от перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. Право клиента на предъявление иска к перевозчику не исключает возможности предъявления иска о возмещении реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах (статья 323 ГК РФ)".
Готовое решение: Как соблюсти досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора
(КонсультантПлюс, 2025)Иногда об этом прямо говорит закон. Например, грузоотправитель (грузополучатель) может предъявить иск к перевозчику груза, если тот полностью или частично отказался удовлетворить претензию или от него нет ответа 30 дней (п. 2 ст. 797 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Иногда об этом прямо говорит закон. Например, грузоотправитель (грузополучатель) может предъявить иск к перевозчику груза, если тот полностью или частично отказался удовлетворить претензию или от него нет ответа 30 дней (п. 2 ст. 797 ГК РФ).
Готовое решение: Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).
Статья: Договор автомобильной перевозки
(Кархалев Д.Н.)
("Право и экономика", 2024, N 2)Право клиента на предъявление иска к перевозчику не исключает возможности предъявления иска о возмещении реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 ГК РФ). Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор.
(Кархалев Д.Н.)
("Право и экономика", 2024, N 2)Право клиента на предъявление иска к перевозчику не исключает возможности предъявления иска о возмещении реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 ГК РФ). Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор.