ПредвыБорная агитация
Подборка наиболее важных документов по запросу ПредвыБорная агитация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что понимается под рекламой
(КонсультантПлюс, 2025)политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума (п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе);
(КонсультантПлюс, 2025)политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума (п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе);
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Избирательные права граждан - конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в установленном порядке (пп. 28 ст. 2 Закона N 67-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Избирательные права граждан - конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в установленном порядке (пп. 28 ст. 2 Закона N 67-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 49. Предвыборная агитация
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 49. Предвыборная агитация
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)В данном случае надо отдать должное Конституционному Суду РФ, он реализует этот подход по вопросу соотношения конституционных ценностей применительно к конкретным делам. В качестве примера можно привести его правовую позицию из одного Постановления: "При осуществлении нормативного регулирования, направленного на разрешение правовых коллизий между правом на свободные выборы, с одной стороны, и свободой слова и выражения мнений, с другой, федеральный законодатель... обязан соблюдать баланс указанных конституционно защищаемых ценностей исходя из необходимости гарантирования конституционных прав граждан как избирателей и установления таких условий и порядка информационного обеспечения выборов, в том числе ведения предвыборной агитации и ее финансирования, которые надлежащим образом гарантировали бы проведение свободных выборов на основе демократических стандартов. При этом, учитывая в том числе публично-правовые интересы, он не должен вводить несоразмерных ограничений, которые не являлись бы необходимыми в демократическом обществе и нарушали бы саму суть защищаемых прав" (абз. 4 п. 2.1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.2006 N 7-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области").
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)В данном случае надо отдать должное Конституционному Суду РФ, он реализует этот подход по вопросу соотношения конституционных ценностей применительно к конкретным делам. В качестве примера можно привести его правовую позицию из одного Постановления: "При осуществлении нормативного регулирования, направленного на разрешение правовых коллизий между правом на свободные выборы, с одной стороны, и свободой слова и выражения мнений, с другой, федеральный законодатель... обязан соблюдать баланс указанных конституционно защищаемых ценностей исходя из необходимости гарантирования конституционных прав граждан как избирателей и установления таких условий и порядка информационного обеспечения выборов, в том числе ведения предвыборной агитации и ее финансирования, которые надлежащим образом гарантировали бы проведение свободных выборов на основе демократических стандартов. При этом, учитывая в том числе публично-правовые интересы, он не должен вводить несоразмерных ограничений, которые не являлись бы необходимыми в демократическом обществе и нарушали бы саму суть защищаемых прав" (абз. 4 п. 2.1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.2006 N 7-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области").
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принципы избирательного права применяются ко всем видам выборов, которые проводятся в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровне власти. Большинство принципов избирательного права красной нитью проходят через всю "материю" избирательного законодательства, они могут быть применимы к различным институтам избирательного права и стадиям избирательного процесса; так, например, принцип равного избирательного права определяет порядок формирования избирательных округов, выдвижения кандидатов, их правовой статус, правила проведения предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, а также количество голосов и права избирателей при голосовании.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принципы избирательного права применяются ко всем видам выборов, которые проводятся в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровне власти. Большинство принципов избирательного права красной нитью проходят через всю "материю" избирательного законодательства, они могут быть применимы к различным институтам избирательного права и стадиям избирательного процесса; так, например, принцип равного избирательного права определяет порядок формирования избирательных округов, выдвижения кандидатов, их правовой статус, правила проведения предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, а также количество голосов и права избирателей при голосовании.
Статья: Понятие и характеристика права на свободу слова
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционная свобода слова проявляется в самых различных сферах общественной жизни - бытовой, профессиональной, культурной, политической. Поэтому ее можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам. Она может быть реализована индивидуально или коллективно, например на публичных мероприятиях, как в частной, так и в публичной сфере. Пользование свободой слова может сочетаться с другими конституционными правами. Так, в контексте пользования избирательным правом свобода слова может быть реализована в форме права на предвыборную агитацию. Она может быть реализована различными способами - устно, письменно, в средствах массовой информации, в сети Интернет. Конституционный Суд РФ свободу слова соотносит с любой информацией - независимо от места и способа ее производства, передачи и распространения, включая сведения, размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2013 N 18-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова").
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционная свобода слова проявляется в самых различных сферах общественной жизни - бытовой, профессиональной, культурной, политической. Поэтому ее можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам. Она может быть реализована индивидуально или коллективно, например на публичных мероприятиях, как в частной, так и в публичной сфере. Пользование свободой слова может сочетаться с другими конституционными правами. Так, в контексте пользования избирательным правом свобода слова может быть реализована в форме права на предвыборную агитацию. Она может быть реализована различными способами - устно, письменно, в средствах массовой информации, в сети Интернет. Конституционный Суд РФ свободу слова соотносит с любой информацией - независимо от места и способа ее производства, передачи и распространения, включая сведения, размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2013 N 18-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова").
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Избирательное законодательство проводит различия между участием в выборах и участием в голосовании. Достаточно большое число граждан, обладающих активным избирательным правом, по разным причинам не формируют такой воли и считаются не участвующими в голосовании либо не участвующими в выборах. Поскольку нет обязанности гражданина голосовать, постольку само по себе отсутствие у избирателя сформированной воли на голосование не является условием для доступа к избирательному бюллетеню. У не сформировавших свою волю есть два варианта отказа от голосования - не получать избирательный бюллетень либо, получив бюллетень, не изъявлять свою волю. Оба варианта де-юре квалифицируются как неучастие в выборах, даже если фактически такой избиратель посещал предвыборные агитационные мероприятия, сам занимался законным образом предвыборной агитацией, получил избирательный бюллетень. И в том и в другом случае принцип тайного голосования не действует. На практике до недавнего времени считалось, что избиратель вправе присвоить и унести с собой полученный избирательный бюллетень. Однако в последнее время избирательные комиссии препятствуют такому поведению, полагая, что предотвращают нарушения избирательного законодательства посредством голосования другим лицом незаконно переданным ему бюллетенем. Целесообразно нормативно урегулировать эту проблему. Думается, что решение должно предопределяться содержанием понятия "волеизъявление избирателя" и моментом наступления тайны голосования. Если считать, что в правоотношениях волеизъявления избирателя тайна голосования и обусловленные ею обязанности государства наступают в момент получения избирателем избирательного бюллетеня либо в момент заполнения им бюллетеня, то в обоих случаях с позиции тайны голосования никто не вправе контролировать последующее поведение избирателя, а тем более - требовать и заполнения бюллетеня, и опускания заполненного в ящик для голосования. Если же считать, что на полученный избирателем, но незаполненный бюллетень тайна голосования не распространяется (волеизъявления еще не произошло), то надо предоставлять комиссии право изымать бюллетень у нежелающего изъявлять свою волю избирателя, одновременно отменив действующее правило, в соответствии с которым в протоколах избирательных комиссий раздельно учитывается и число избирателей, принявших участие в выборах (таковыми считаются получившие избирательные бюллетени), и число избирателей, принявших участие в голосовании (число таковых определяется по количеству бюллетеней в ящиках). Однако нераспространение тайны голосования на избирательные действия после получения бюллетеня чревато соблазном установления их нумерации в каком-либо виде.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Избирательное законодательство проводит различия между участием в выборах и участием в голосовании. Достаточно большое число граждан, обладающих активным избирательным правом, по разным причинам не формируют такой воли и считаются не участвующими в голосовании либо не участвующими в выборах. Поскольку нет обязанности гражданина голосовать, постольку само по себе отсутствие у избирателя сформированной воли на голосование не является условием для доступа к избирательному бюллетеню. У не сформировавших свою волю есть два варианта отказа от голосования - не получать избирательный бюллетень либо, получив бюллетень, не изъявлять свою волю. Оба варианта де-юре квалифицируются как неучастие в выборах, даже если фактически такой избиратель посещал предвыборные агитационные мероприятия, сам занимался законным образом предвыборной агитацией, получил избирательный бюллетень. И в том и в другом случае принцип тайного голосования не действует. На практике до недавнего времени считалось, что избиратель вправе присвоить и унести с собой полученный избирательный бюллетень. Однако в последнее время избирательные комиссии препятствуют такому поведению, полагая, что предотвращают нарушения избирательного законодательства посредством голосования другим лицом незаконно переданным ему бюллетенем. Целесообразно нормативно урегулировать эту проблему. Думается, что решение должно предопределяться содержанием понятия "волеизъявление избирателя" и моментом наступления тайны голосования. Если считать, что в правоотношениях волеизъявления избирателя тайна голосования и обусловленные ею обязанности государства наступают в момент получения избирателем избирательного бюллетеня либо в момент заполнения им бюллетеня, то в обоих случаях с позиции тайны голосования никто не вправе контролировать последующее поведение избирателя, а тем более - требовать и заполнения бюллетеня, и опускания заполненного в ящик для голосования. Если же считать, что на полученный избирателем, но незаполненный бюллетень тайна голосования не распространяется (волеизъявления еще не произошло), то надо предоставлять комиссии право изымать бюллетень у нежелающего изъявлять свою волю избирателя, одновременно отменив действующее правило, в соответствии с которым в протоколах избирательных комиссий раздельно учитывается и число избирателей, принявших участие в выборах (таковыми считаются получившие избирательные бюллетени), и число избирателей, принявших участие в голосовании (число таковых определяется по количеству бюллетеней в ящиках). Однако нераспространение тайны голосования на избирательные действия после получения бюллетеня чревато соблазном установления их нумерации в каком-либо виде.
Статья: Наблюдатель на выборах: правовое положение, порядок участия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- осуществлять наблюдение, не вмешиваясь в избирательную кампанию ни на одном из ее этапов, включая предвыборную агитацию, голосование, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования, а также процессы, следующие за днем голосования;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- осуществлять наблюдение, не вмешиваясь в избирательную кампанию ни на одном из ее этапов, включая предвыборную агитацию, голосование, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования, а также процессы, следующие за днем голосования;
Статья: Авторские права в электоральной сфере: влияние на право быть избранным и новеллы правоприменительной практики
(Воронин Д.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 2)Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность; выборы; избирательное право; избирательная кампания; предвыборная агитация; законодательство об интеллектуальной собственности; объекты авторского права; отмена регистрации кандидата; добросовестность; осмотрительность; внимательность.
(Воронин Д.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 2)Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность; выборы; избирательное право; избирательная кампания; предвыборная агитация; законодательство об интеллектуальной собственности; объекты авторского права; отмена регистрации кандидата; добросовестность; осмотрительность; внимательность.
Статья: Местные выборы в СССР в начале 1930-х годов: избирательные процедуры и практика
(Глумная М.Н., Ведров С.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Особенностью организации избирательной кампании 1930/1931 гг. стало стремление решить проблему недоучета избирателей, имевшую место в предыдущие годы, и максимально формализовать составление списков избирателей. В ходе проведения избирательной кампании применялись новые формы агитации: ведение регулярного радиовещания, создание специальных агитационных бригад, проведение эстафет, выставок-передвижек, вечеров товарищеских встреч, организация самопроверки наказов избирателей и т.д. В целях активного привлечения избирателей в отчетно-перевыборную кампанию горсовета были открыты детские комнаты и сады с питанием, где родители могли оставить своих детей на время проведения собрания, а также "холодные закусочные". В условиях продовольственных трудностей получение дополнительного доступа к продовольственным ресурсам становилось весомым фактором предвыборной агитации. В советском избирательном законодательстве регламентация норм представительства играла значительную роль. Нормы представительства являлись одним из важных и эффективных инструментов, позволяющих сформировать "послушные" советы. Так, в горсовете по сравнению с избирательной кампанией 1929 г. увеличилось количество женщин, усилилось рабочее и партийное ядро. Анализ исторических фактов позволяет выявить ряд категорий граждан, лишенных избирательных прав. Количество таких "лишенцев" почти в два раза превышало союзные показатели, что кардинально повлияло на итоги выборов в горсовет Вологды. Однако горожане в тот период имели собственное мнение о том, кто должен представлять их в органах власти. Стремление выдвинуть своих кандидатов отражает сохранение веры в действенность советской власти, в ее народный характер.
(Глумная М.Н., Ведров С.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Особенностью организации избирательной кампании 1930/1931 гг. стало стремление решить проблему недоучета избирателей, имевшую место в предыдущие годы, и максимально формализовать составление списков избирателей. В ходе проведения избирательной кампании применялись новые формы агитации: ведение регулярного радиовещания, создание специальных агитационных бригад, проведение эстафет, выставок-передвижек, вечеров товарищеских встреч, организация самопроверки наказов избирателей и т.д. В целях активного привлечения избирателей в отчетно-перевыборную кампанию горсовета были открыты детские комнаты и сады с питанием, где родители могли оставить своих детей на время проведения собрания, а также "холодные закусочные". В условиях продовольственных трудностей получение дополнительного доступа к продовольственным ресурсам становилось весомым фактором предвыборной агитации. В советском избирательном законодательстве регламентация норм представительства играла значительную роль. Нормы представительства являлись одним из важных и эффективных инструментов, позволяющих сформировать "послушные" советы. Так, в горсовете по сравнению с избирательной кампанией 1929 г. увеличилось количество женщин, усилилось рабочее и партийное ядро. Анализ исторических фактов позволяет выявить ряд категорий граждан, лишенных избирательных прав. Количество таких "лишенцев" почти в два раза превышало союзные показатели, что кардинально повлияло на итоги выборов в горсовет Вологды. Однако горожане в тот период имели собственное мнение о том, кто должен представлять их в органах власти. Стремление выдвинуть своих кандидатов отражает сохранение веры в действенность советской власти, в ее народный характер.
Статья: Типы аргументативных операций в конституционном дискурсе
(Чирнинов А.М.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<52> Например, судья Н.С. Бондарь, не соглашаясь с решением Конституционного Суда России, которым был признан неконституционным запрет на проведение гражданином предвыборной агитации против всех кандидатов за счет его личных средств, указывал, что "ни в одном из международных правовых актов право на предвыборную агитацию не рассматривается в качестве нормативного элемента свободы слова, свободы выражения мнений, свободы распространения информации", выступая самостоятельным избирательным правом (Особое мнение судьи Н.С. Бондаря по делу, по которому принято Постановление от 14 ноября 2005 г. N 10-П). При этом судья подчеркивал, что основанием разграничения соответствующих прав выступает то, что к предвыборной агитации, в отличие от информирования, не предъявляются требования объективности.
(Чирнинов А.М.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<52> Например, судья Н.С. Бондарь, не соглашаясь с решением Конституционного Суда России, которым был признан неконституционным запрет на проведение гражданином предвыборной агитации против всех кандидатов за счет его личных средств, указывал, что "ни в одном из международных правовых актов право на предвыборную агитацию не рассматривается в качестве нормативного элемента свободы слова, свободы выражения мнений, свободы распространения информации", выступая самостоятельным избирательным правом (Особое мнение судьи Н.С. Бондаря по делу, по которому принято Постановление от 14 ноября 2005 г. N 10-П). При этом судья подчеркивал, что основанием разграничения соответствующих прав выступает то, что к предвыборной агитации, в отличие от информирования, не предъявляются требования объективности.
Статья: Судебный активизм: возможность применения понятия в науке конституционного права
(Серов Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Существует немало исследований поведения европейских национальных конституционных судов. Высказывается мнение о том, что кельзеновская модель конституционной юстиции, по сравнению с американской, эффективнее противостоит идеологизации и политизации судов, препятствует вынесению противоречащих решений. Несмотря на то, что в парламентах идет борьба за назначение членов органа конституционного контроля, она не становится частью предвыборной агитации <14>. Тем не менее практика показывает, что переход к континентальной модели не избавляет от проблемы "судебного активизма".
(Серов Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Существует немало исследований поведения европейских национальных конституционных судов. Высказывается мнение о том, что кельзеновская модель конституционной юстиции, по сравнению с американской, эффективнее противостоит идеологизации и политизации судов, препятствует вынесению противоречащих решений. Несмотря на то, что в парламентах идет борьба за назначение членов органа конституционного контроля, она не становится частью предвыборной агитации <14>. Тем не менее практика показывает, что переход к континентальной модели не избавляет от проблемы "судебного активизма".
Статья: Благотворительность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основная особенность реализации названных целей - бескорыстность, поэтому законодатель в п. 3 ст. 2 Закона о благотворительности особо подчеркивает, что проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается. Связано это с тем, что тогда благотворительность превращается в фикцию, поскольку основной целью становится склонение граждан на свою сторону, признак бескорыстности теряется.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основная особенность реализации названных целей - бескорыстность, поэтому законодатель в п. 3 ст. 2 Закона о благотворительности особо подчеркивает, что проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается. Связано это с тем, что тогда благотворительность превращается в фикцию, поскольку основной целью становится склонение граждан на свою сторону, признак бескорыстности теряется.