Представление уточненной декларации после составления акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Представление уточненной декларации после составления акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В случае представления уточненной декларации после составления акта проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации. Рассмотрение материалов проверки произведено в соответствии с установленными требованиями, законные права и интересы налогоплательщика не нарушены.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В случае представления уточненной декларации после составления акта проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации. Рассмотрение материалов проверки произведено в соответствии с установленными требованиями, законные права и интересы налогоплательщика не нарушены.
Важнейшая практика по ст. 88 НК РФПрактика неоднозначна, если уточненная декларация подана после составления акта камеральной проверки и до вынесения решения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705
(ред. от 02.04.2025)
"О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок"Необходимо учитывать, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.03.2010 N 8163/09, при представлении уточненной налоговой декларации после составления акта проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений, вправе вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации и может назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
(ред. от 02.04.2025)
"О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок"Необходимо учитывать, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.03.2010 N 8163/09, при представлении уточненной налоговой декларации после составления акта проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений, вправе вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации и может назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ2.4. Какая дата является окончанием камеральной проверки, если после составления акта, но до вынесения решения налогоплательщик подал уточненку?
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Суд отметил, что после составления акта проверки эта проверка считается завершенной. Подача уточненной декларации после составления акта не образует обязанности налогового органа по прекращению проверки, поскольку она уже завершена. Налоговый орган обязан вынести решение по завершенной проверке. По вновь поданной уточненной декларации проводится отдельная самостоятельная проверка (Постановление АС СКО от 08.12.2022 N Ф08-13130/2022 по делу N А63-12225/2021).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Суд отметил, что после составления акта проверки эта проверка считается завершенной. Подача уточненной декларации после составления акта не образует обязанности налогового органа по прекращению проверки, поскольку она уже завершена. Налоговый орган обязан вынести решение по завершенной проверке. По вновь поданной уточненной декларации проводится отдельная самостоятельная проверка (Постановление АС СКО от 08.12.2022 N Ф08-13130/2022 по делу N А63-12225/2021).
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 21.03.2025 N Ф06-6473/2024 по делу N А65-24270/2023 <Налоговики опять проиграли суд из-за своего невнимания к "уточненке">
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)Общество, не согласившись с доначислениями, обратилось к служителям Фемиды. Однако суд первой инстанции отнесся к доводам заявителя критически. По мнению арбитров, предприятие вполне могло обнаружить "ошибки" как до назначения выездной проверки, так и в ходе ее проведения (ревизия длилась аж 8 месяцев). Действия заявителя говорят о том, что он сознательно искажал учетные данные, неоднократно заменяя контрагентов. Также судьи отметили: вынесение решения по итогам рассмотрения материалов ВНП без учета корректирующих деклараций законодательным нормам не противоречит. Кодекс не запрещает подавать "уточненки" за налоговый период в случае назначения, проведения либо окончания выездной ревизии этого периода. Фискалы вправе, но не обязаны учитывать в решении по ВНП показатели "уточненок", представленных после составления акта проверки. При этом у инспекторов сохраняется право в последующем проводить в отношении таких деклараций контрольные мероприятия.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)Общество, не согласившись с доначислениями, обратилось к служителям Фемиды. Однако суд первой инстанции отнесся к доводам заявителя критически. По мнению арбитров, предприятие вполне могло обнаружить "ошибки" как до назначения выездной проверки, так и в ходе ее проведения (ревизия длилась аж 8 месяцев). Действия заявителя говорят о том, что он сознательно искажал учетные данные, неоднократно заменяя контрагентов. Также судьи отметили: вынесение решения по итогам рассмотрения материалов ВНП без учета корректирующих деклараций законодательным нормам не противоречит. Кодекс не запрещает подавать "уточненки" за налоговый период в случае назначения, проведения либо окончания выездной ревизии этого периода. Фискалы вправе, но не обязаны учитывать в решении по ВНП показатели "уточненок", представленных после составления акта проверки. При этом у инспекторов сохраняется право в последующем проводить в отношении таких деклараций контрольные мероприятия.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)С учетом изложенного суды обоснованно посчитали, что представление уточненных деклараций после составления акта камеральной проверки в отношении предыдущей уточненной декларации не влечет прекращения проверки по ней на основании пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, поскольку камеральная проверка предыдущей уточненной декларации завершена, а дата ее окончания указана в акте проверки".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)С учетом изложенного суды обоснованно посчитали, что представление уточненных деклараций после составления акта камеральной проверки в отношении предыдущей уточненной декларации не влечет прекращения проверки по ней на основании пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, поскольку камеральная проверка предыдущей уточненной декларации завершена, а дата ее окончания указана в акте проверки".
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)В случае представления уточненной декларации после составления акта проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации. Рассмотрение материалов проверки произведено в соответствии с установленными требованиями, законные права и интересы налогоплательщика не нарушены.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)В случае представления уточненной декларации после составления акта проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации. Рассмотрение материалов проверки произведено в соответствии с установленными требованиями, законные права и интересы налогоплательщика не нарушены.
Статья: Суд кассационной инстанции не согласился с выводами нижестоящих судов в части отсутствия права на "налоговую реконструкцию"
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 6)Последствия представления уточненных деклараций
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 6)Последствия представления уточненных деклараций
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамОднако в судебной практике встречается и другая точка зрения. Так, ФАС Уральского округа сделал вывод о том, что представление уточненной декларации после составления акта камеральной проверки в отношении предыдущей декларации не влечет прекращения проверки по ней на основании п. 9.1 ст. 88 НК РФ (Постановление от 04.04.2013 N Ф09-2044/13 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 17.07.2013 N ВАС-8443/13)). Ведь в данном случае камеральная проверка первоначальной декларации завершена, а информация о дате ее окончания приведена в акте проверки (пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ).
Статья: К чему приведет подача уточненной декларации после окончания проверки, но до вынесения решения
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 13.09.2016 N 310-КГ16-5041 по делу N А09-6785/2013 признала правомерными действия налогового органа по реализации права на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в связи с представлением уточненных деклараций. В Определении отмечено, что при представлении уточненной декларации после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной декларации, назначить повторную выездную проверку в части уточненных данных. Вместе с тем налоговый орган вправе, но не обязан учитывать в решении по результатам проверки показатели уточненных деклараций, представленных после составления акта выездной проверки, сохраняя при этом право на последующую реализацию мероприятий налогового контроля в отношении таких деклараций.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 13.09.2016 N 310-КГ16-5041 по делу N А09-6785/2013 признала правомерными действия налогового органа по реализации права на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в связи с представлением уточненных деклараций. В Определении отмечено, что при представлении уточненной декларации после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной декларации, назначить повторную выездную проверку в части уточненных данных. Вместе с тем налоговый орган вправе, но не обязан учитывать в решении по результатам проверки показатели уточненных деклараций, представленных после составления акта выездной проверки, сохраняя при этом право на последующую реализацию мероприятий налогового контроля в отношении таких деклараций.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд отметил, что после составления акта проверки эта проверка считается завершенной. Подача уточненной декларации после составления акта не образует обязанности налогового органа по прекращению проверки, поскольку она уже завершена. Налоговый орган обязан вынести решение по завершенной проверке. По вновь поданной уточненной декларации проводится отдельная самостоятельная проверка (Постановление АС СКО от 08.12.2022 N Ф08-13130/2022 по делу N А63-12225/2021).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд отметил, что после составления акта проверки эта проверка считается завершенной. Подача уточненной декларации после составления акта не образует обязанности налогового органа по прекращению проверки, поскольку она уже завершена. Налоговый орган обязан вынести решение по завершенной проверке. По вновь поданной уточненной декларации проводится отдельная самостоятельная проверка (Постановление АС СКО от 08.12.2022 N Ф08-13130/2022 по делу N А63-12225/2021).