Представительство в налоговых правоотношениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Представительство в налоговых правоотношениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 55 ГК РФ "Представительства и филиалы юридического лица"3.5.3.1. Филиал (представительство) иностранного юрлица признается налогоплательщиком в налоговых правоотношениях (позиция ВАС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик сдавал консульству в аренду офисное помещение и не уплачивал НДС на основании п. 1 ст. 149 НК РФ. Налоговый орган доначислил НДС, исходя из подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, поскольку п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежал применению, так как консульство не является представительством иностранного юридического лица, аккредитованного в РФ. Данное обстоятельство подтверждалось отсутствием записи о включении консульства в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП) и письмом МИ ФНС N 47 по г. Москве, которая ведет реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Суд признал доначисление правомерным, указав, что консульство не является субъектом налоговых правоотношений, на который распространяется положение п. 1 ст. 149 НК РФ. Поскольку консульство поставлено на учет как представительство иностранного государства, приравненное к дипломатическому, НДС должен исчисляться в порядке, предусмотренном подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, с учетом п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей".
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик сдавал консульству в аренду офисное помещение и не уплачивал НДС на основании п. 1 ст. 149 НК РФ. Налоговый орган доначислил НДС, исходя из подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, поскольку п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежал применению, так как консульство не является представительством иностранного юридического лица, аккредитованного в РФ. Данное обстоятельство подтверждалось отсутствием записи о включении консульства в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП) и письмом МИ ФНС N 47 по г. Москве, которая ведет реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Суд признал доначисление правомерным, указав, что консульство не является субъектом налоговых правоотношений, на который распространяется положение п. 1 ст. 149 НК РФ. Поскольку консульство поставлено на учет как представительство иностранного государства, приравненное к дипломатическому, НДС должен исчисляться в порядке, предусмотренном подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, с учетом п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)1. Представительство в налоговых правоотношениях
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)1. Представительство в налоговых правоотношениях
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ,
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ,
Статья: Вопросы по НДФЛ-вычетам - 2024
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 14)ФНС разъясняла, что налогоплательщик может поручить внести за него деньги в оплату расходов на обучение или покупку жилья третьему лицу, оформив доверенность. Причем вовсе не обязательно, чтобы такая доверенность была заверена нотариусом, - гражданско-правовые отношения этого не требуют. И не надо путать их с представительством в правоотношениях налоговых. Поэтому отказ в НДФЛ-вычетах из-за того, что гражданин в подтверждение своих расходов представил простую письменную доверенность, на основании которой за его счет представитель оплачивал эти расходы, неправомерен <29>.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 14)ФНС разъясняла, что налогоплательщик может поручить внести за него деньги в оплату расходов на обучение или покупку жилья третьему лицу, оформив доверенность. Причем вовсе не обязательно, чтобы такая доверенность была заверена нотариусом, - гражданско-правовые отношения этого не требуют. И не надо путать их с представительством в правоотношениях налоговых. Поэтому отказ в НДФЛ-вычетах из-за того, что гражданин в подтверждение своих расходов представил простую письменную доверенность, на основании которой за его счет представитель оплачивал эти расходы, неправомерен <29>.
"Ответственность за налоговые преступления: официальные разъяснения и профессиональный комментарий"
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)1. Речь в данном пункте, прежде всего, идет о родителях несовершеннолетних лиц - налогоплательщиков, осуществляющих представительство в налоговых правоотношениях.
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)1. Речь в данном пункте, прежде всего, идет о родителях несовершеннолетних лиц - налогоплательщиков, осуществляющих представительство в налоговых правоотношениях.
Статья: Проблема квалификации деяния, предусмотренного ст. 199 Уголовного кодекса РФ, по субъективным признакам
(Савченко М.М., Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Первые два способа представляют собой деяние в форме бездействия. В соответствии с уголовным законодательством бездействие может быть признано преступлением при наличии обязанности действовать определенным образом. Обязанность представлять налоговую отчетность возложена на законных представителей налогоплательщика-организации, указанных в ст. 27 НК РФ (лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов). При этом выдача доверенности на представительство в налоговых правоотношениях третьим лицам не отменяет обязанности, возложенной в соответствии с законом. То есть по факту субъектом деяния, если оно заключается в бездействии (непредставлении декларации и/или иных документов), может быть только лицо, являющееся законным представителем налогоплательщика-организации.
(Савченко М.М., Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Первые два способа представляют собой деяние в форме бездействия. В соответствии с уголовным законодательством бездействие может быть признано преступлением при наличии обязанности действовать определенным образом. Обязанность представлять налоговую отчетность возложена на законных представителей налогоплательщика-организации, указанных в ст. 27 НК РФ (лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов). При этом выдача доверенности на представительство в налоговых правоотношениях третьим лицам не отменяет обязанности, возложенной в соответствии с законом. То есть по факту субъектом деяния, если оно заключается в бездействии (непредставлении декларации и/или иных документов), может быть только лицо, являющееся законным представителем налогоплательщика-организации.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Ликвидация акционерного общества.
Должно ли из квитанции однозначно следовать, что физлицо уплатило госпошлину за госрегистрацию ликвидации АО за ликвидацию этого АО
(КонсультантПлюс, 2025)В силу статьи 23 Закона N 129-ФЗ одним из оснований для отказа в государственной регистрации служит непредставление определенных данным Законом документов, необходимых для государственной регистрации. Руководствуясь названной нормой во взаимосвязи с положениями статьи 17 Закона N 129-ФЗ, налогового законодательства (статьи 333.16, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации) и Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.01.2004 N 41-О по вопросу о представительстве в налоговых правоотношениях, суды отказали в удовлетворении заявления и признали правомерным отказ инспекции в государственной регистрации изменений.
Должно ли из квитанции однозначно следовать, что физлицо уплатило госпошлину за госрегистрацию ликвидации АО за ликвидацию этого АО
(КонсультантПлюс, 2025)В силу статьи 23 Закона N 129-ФЗ одним из оснований для отказа в государственной регистрации служит непредставление определенных данным Законом документов, необходимых для государственной регистрации. Руководствуясь названной нормой во взаимосвязи с положениями статьи 17 Закона N 129-ФЗ, налогового законодательства (статьи 333.16, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации) и Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.01.2004 N 41-О по вопросу о представительстве в налоговых правоотношениях, суды отказали в удовлетворении заявления и признали правомерным отказ инспекции в государственной регистрации изменений.
Ситуация: Кто может быть представителем гражданина по доверенности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Представительство в налоговых правоотношениях
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Представительство в налоговых правоотношениях
Статья: Понятие и место автоматического обмена информацией в системе налогового права
(Агеев С.С.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Согласно теории налогового права, его основными институтами являются: институт обязанности по уплате налогов и сборов, институт представительства в налоговых правоотношениях, институт налогового контроля, институт налоговой тайны, институт налоговой ответственности <18>. Из приведенного перечня видно, что наиболее близок к автоматическому обмену информацией институт налогового контроля. Неизбежно возникает вопрос об их соотношении.
(Агеев С.С.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Согласно теории налогового права, его основными институтами являются: институт обязанности по уплате налогов и сборов, институт представительства в налоговых правоотношениях, институт налогового контроля, институт налоговой тайны, институт налоговой ответственности <18>. Из приведенного перечня видно, что наиболее близок к автоматическому обмену информацией институт налогового контроля. Неизбежно возникает вопрос об их соотношении.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация общества с ограниченной ответственностьюВ силу статьи 23 Закона N 129-ФЗ одним из оснований для отказа в государственной регистрации служит непредставление определенных данным Законом документов, необходимых для государственной регистрации. Руководствуясь названной нормой во взаимосвязи с положениями статьи 17 Закона N 129-ФЗ, налогового законодательства (статьи 333.16, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации) и Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.01.2004 N 41-О по вопросу о представительстве в налоговых правоотношениях, суды отказали в удовлетворении заявления и признали правомерным отказ инспекции в государственной регистрации изменений.