Представительная демократия
Подборка наиболее важных документов по запросу Представительная демократия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прямая и представительная демократия в эпоху цифровых технологий
(Филипова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9
(Филипова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9
Статья: Развитие информационной функции институтов представительной демократии в России
(Липчанская М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10
(Липчанская М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- через органы управления образовательной организации (представительная демократия).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- через органы управления образовательной организации (представительная демократия).
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 года N 7-П выражена правовая позиция, согласно которой понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, обусловливает необходимость учета природы муниципальной власти как власти местного сообщества и особенностей институтов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению. Субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования. Но одновременно на выборные органы местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления возлагаются вытекающие из природы местного самоуправления обязанности по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретных муниципальных образований. Сама по себе концепция представительной демократии исходит из презумпции того, что действия представительных органов в пределах своей компетенции - это действия самого населения. И эта презумпция, строго говоря, может быть если не опровергнута, то несколько дезавуирована только местным референдумом, на котором принимается решение, противоположное принятому органами местного самоуправления, и в какой-то мере результатами выборов, свидетельствующими, что граждане не согласны с тем, как прежний состав представительного органа понимал и выражал их волю, а потому окажется существенно изменен в результате выборов.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 года N 7-П выражена правовая позиция, согласно которой понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, обусловливает необходимость учета природы муниципальной власти как власти местного сообщества и особенностей институтов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению. Субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования. Но одновременно на выборные органы местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления возлагаются вытекающие из природы местного самоуправления обязанности по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретных муниципальных образований. Сама по себе концепция представительной демократии исходит из презумпции того, что действия представительных органов в пределах своей компетенции - это действия самого населения. И эта презумпция, строго говоря, может быть если не опровергнута, то несколько дезавуирована только местным референдумом, на котором принимается решение, противоположное принятому органами местного самоуправления, и в какой-то мере результатами выборов, свидетельствующими, что граждане не согласны с тем, как прежний состав представительного органа понимал и выражал их волю, а потому окажется существенно изменен в результате выборов.
Статья: Природа народного представительства и конфликт интересов у депутатов представительного органа муниципального образования
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2025, N 7)Во-первых, в целом поддерживая правовую позицию, изложенную в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 20-П, от 19.04.2016 N 12-П, от 29.11.2016 N 26-П и от 09.01.2019 N 1-П о том, что федеральный законодатель, создавая правовые механизмы, вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, следует указать, что применение таких правовых механизмов не должно приводить к разрушению системы муниципальной представительной демократии. В связи с этим предлагается на концептуальном уровне разграничить модели определения конфликта интересов у назначаемых муниципальных должностных лиц, не реализующих представительскую функцию, и у выборных муниципальных должностных лиц, представляющих интересы значительного количества своих избирателей.
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2025, N 7)Во-первых, в целом поддерживая правовую позицию, изложенную в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 20-П, от 19.04.2016 N 12-П, от 29.11.2016 N 26-П и от 09.01.2019 N 1-П о том, что федеральный законодатель, создавая правовые механизмы, вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, следует указать, что применение таких правовых механизмов не должно приводить к разрушению системы муниципальной представительной демократии. В связи с этим предлагается на концептуальном уровне разграничить модели определения конфликта интересов у назначаемых муниципальных должностных лиц, не реализующих представительскую функцию, и у выборных муниципальных должностных лиц, представляющих интересы значительного количества своих избирателей.
Статья: Финансовый суверенитет в сфере денежного обращения: зарождение концепции в науке финансового права рубежа XIX - XX вв.
(Омельченко А.Г.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Регалии (от лат. regalis - "царский", берущее корень от лат. rex - "царь", "король") как экономико-правовое явление возникают в период феодализма. Как отмечал И.М. Кулишер, регалии появляются как ответ на ограничение государственной власти со стороны сословной представительной демократии. Государь, будучи ограниченным в своем праве устанавливать новые налоги, изыскивал новые источники дохода <3>. По меткому выражению автора, регалии возникают, когда "домен уже недостаточно, налогов еще недостаточно" <4>.
(Омельченко А.Г.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Регалии (от лат. regalis - "царский", берущее корень от лат. rex - "царь", "король") как экономико-правовое явление возникают в период феодализма. Как отмечал И.М. Кулишер, регалии появляются как ответ на ограничение государственной власти со стороны сословной представительной демократии. Государь, будучи ограниченным в своем праве устанавливать новые налоги, изыскивал новые источники дохода <3>. По меткому выражению автора, регалии возникают, когда "домен уже недостаточно, налогов еще недостаточно" <4>.
Статья: "Переходные положения" закона как инструмент воздействия государства на местное самоуправление. Акт третий
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)1. Постановка проблемы. Принятие Федерального закона от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" <1> (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) знаменует очередной и, видимо, наиболее сложный этап в развитии местного самоуправления в современной России. Ожидать его бурного развития на предложенной законодателем правовой основе, очевидно, не стоит: новый законодательный массив направлен на окончательное уничтожение муниципальной представительной демократии и административизацию муниципальной власти. Но и прощаться с местным самоуправлением преждевременно... Многое в его будущем зависит от того, окажутся ли способными муниципально-правовая доктрина, правоприменительная практика направить реализацию Федерального закона N 33-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации в необходимое для сохранения местного самоуправления русло, сохранят ли свою силу ранее выраженные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации (даже с учетом неоднозначной оценки некоторых из них) и в целом насколько эффективной окажется конституционно-правовая защита прав местного самоуправления. И вопрос этот стоит довольно остро уже сегодня - на этапе перехода к новому правовому регулированию отношений в области организации местного самоуправления.
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)1. Постановка проблемы. Принятие Федерального закона от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" <1> (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) знаменует очередной и, видимо, наиболее сложный этап в развитии местного самоуправления в современной России. Ожидать его бурного развития на предложенной законодателем правовой основе, очевидно, не стоит: новый законодательный массив направлен на окончательное уничтожение муниципальной представительной демократии и административизацию муниципальной власти. Но и прощаться с местным самоуправлением преждевременно... Многое в его будущем зависит от того, окажутся ли способными муниципально-правовая доктрина, правоприменительная практика направить реализацию Федерального закона N 33-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации в необходимое для сохранения местного самоуправления русло, сохранят ли свою силу ранее выраженные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации (даже с учетом неоднозначной оценки некоторых из них) и в целом насколько эффективной окажется конституционно-правовая защита прав местного самоуправления. И вопрос этот стоит довольно остро уже сегодня - на этапе перехода к новому правовому регулированию отношений в области организации местного самоуправления.
Статья: Цифровая демократия в России как компонент цифрового государства
(Добробаба М.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Представительная демократия реализуется посредством выборов. Примечательно, что в современных государствах представительная демократия стала ведущей формой участия граждан в управлении государством.
(Добробаба М.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Представительная демократия реализуется посредством выборов. Примечательно, что в современных государствах представительная демократия стала ведущей формой участия граждан в управлении государством.
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Сформулированные на конституционном уровне ориентиры, направленные на установление уточненного баланса внутри системы разделения властей, привели к оформлению в 2024 г. законодательно установленной возможности участия депутатов в утверждении или согласовании назначения на должность заместителей главы местной администрации, руководителей отраслевых (функциональных) и (или) территориальных органов местной администрации (ч. 8.1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Это законодательное решение имеет демократическое значение, так как служит дополнительной правовой гарантией укрепления связей между представительными и исполнительно-распорядительными органами на местном уровне. Кроме того, оно является шагом к расширению муниципальной представительной демократии. Одновременно повышается ответственность местной администрации перед жителями муниципального образования в лице выборного представительного органа за достигнутые результаты деятельности.
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Сформулированные на конституционном уровне ориентиры, направленные на установление уточненного баланса внутри системы разделения властей, привели к оформлению в 2024 г. законодательно установленной возможности участия депутатов в утверждении или согласовании назначения на должность заместителей главы местной администрации, руководителей отраслевых (функциональных) и (или) территориальных органов местной администрации (ч. 8.1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Это законодательное решение имеет демократическое значение, так как служит дополнительной правовой гарантией укрепления связей между представительными и исполнительно-распорядительными органами на местном уровне. Кроме того, оно является шагом к расширению муниципальной представительной демократии. Одновременно повышается ответственность местной администрации перед жителями муниципального образования в лице выборного представительного органа за достигнутые результаты деятельности.
Статья: Суверенитет России: смысловое ядро и методология исследования в современных условиях
(Кабышев С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Механизм представительной демократии не может отрываться от идеи верховенства закона, что предполагает, между прочим, необходимость совершенствования законотворческой практики с точки зрения понимания закона как источника права прямого действия: в тех случаях, когда законодатель считает необходимым использовать метод уполномоченного подзаконного регулирования, он не только должен прямо и четко определять основания, пределы и содержательные критерии соответствующего уполномочия, но и осуществлять эффективный контроль над принимаемыми в таком порядке нормативными правовыми актами, причем с последствиями в виде их содержательной корректировки, исключить из закона ссылку на принятие такого акта, фактически отменив его, и урегулировать эти отношения непосредственно законом.
(Кабышев С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Механизм представительной демократии не может отрываться от идеи верховенства закона, что предполагает, между прочим, необходимость совершенствования законотворческой практики с точки зрения понимания закона как источника права прямого действия: в тех случаях, когда законодатель считает необходимым использовать метод уполномоченного подзаконного регулирования, он не только должен прямо и четко определять основания, пределы и содержательные критерии соответствующего уполномочия, но и осуществлять эффективный контроль над принимаемыми в таком порядке нормативными правовыми актами, причем с последствиями в виде их содержательной корректировки, исключить из закона ссылку на принятие такого акта, фактически отменив его, и урегулировать эти отношения непосредственно законом.
Статья: Политические партии: понятие, правовое положение, порядок создания и деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти. Политические партии включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2014 N 33-П, Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2013 N 324-О).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти. Политические партии включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2014 N 33-П, Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2013 N 324-О).
Статья: Трансформация демократии в России: от представительных форм к делиберативным (правовая экспликация)
(Сенникова Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6
(Сенникова Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6