Представитель нанимателя это
Подборка наиболее важных документов по запросу Представитель нанимателя это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, если государственному гражданскому служащему стало известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, он обязан уведомить об этом представителя нанимателя по месту госслужбы, как только госслужащий узнал об этом. Меры для урегулирования конфликта интересов принимает госслужащий и представитель нанимателя. Это следует, в частности, из п. 1 ч. 3 ст. 10, ч. 2, 3 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, п. 12 ч. 1 ст. 15, ч. 3.1, 3.2, 4, 4.1 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе.
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, если государственному гражданскому служащему стало известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, он обязан уведомить об этом представителя нанимателя по месту госслужбы, как только госслужащий узнал об этом. Меры для урегулирования конфликта интересов принимает госслужащий и представитель нанимателя. Это следует, в частности, из п. 1 ч. 3 ст. 10, ч. 2, 3 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, п. 12 ч. 1 ст. 15, ч. 3.1, 3.2, 4, 4.1 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе.
Готовое решение: Какие требования предъявляют к государственным гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете работать по совместительству, только если это не повлечет за собой конфликт интересов и вы заранее уведомили об этом представителя нанимателя.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете работать по совместительству, только если это не повлечет за собой конфликт интересов и вы заранее уведомили об этом представителя нанимателя.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2) представитель нанимателя - руководитель федерального государственного органа, органа публичной власти федеральной территории или государственного органа субъекта Российской Федерации, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или федеральной территории;
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2) представитель нанимателя - руководитель федерального государственного органа, органа публичной власти федеральной территории или государственного органа субъекта Российской Федерации, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или федеральной территории;
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Трудовой кодекс Российской Федерации содержит ряд гарантий, предоставляемых работающим женщинам, имеющим детей, в частности часть четвертая его статьи 261 обеспечивает одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, защиту от увольнения по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением. Нет препятствий и для предоставления данной гарантии и женщинам, проходящим государственную гражданскую службу. Однако гражданка В.Ю. Боровик не получила такой защиты: будучи одинокой матерью с малолетним ребенком, она была уволена в рамках проводимых мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы, однако предусмотренное для таких случаев основание увольнения - отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы - формально не было отнесено законодателем к основаниям увольнения по инициативе представителя нанимателя. Это и явилось препятствием для удовлетворения судом ее требования о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Трудовой кодекс Российской Федерации содержит ряд гарантий, предоставляемых работающим женщинам, имеющим детей, в частности часть четвертая его статьи 261 обеспечивает одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, защиту от увольнения по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением. Нет препятствий и для предоставления данной гарантии и женщинам, проходящим государственную гражданскую службу. Однако гражданка В.Ю. Боровик не получила такой защиты: будучи одинокой матерью с малолетним ребенком, она была уволена в рамках проводимых мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы, однако предусмотренное для таких случаев основание увольнения - отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы - формально не было отнесено законодателем к основаниям увольнения по инициативе представителя нанимателя. Это и явилось препятствием для удовлетворения судом ее требования о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе.
Статья: Уведомление нанимателя об осуществлении иной оплачиваемой работы
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Закон о муниципальной службе также закрепляет право муниципального служащего осуществлять выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству при условии предварительного уведомления представителя нанимателя, если это не приводит к конфликту интересов. Однако, как справедливо отмечает С.Е. Чаннов, применительно к муниципальной службе формирование конфликтных комиссий не предусмотрено и, более того, в действующем законодательстве не определен субъект, который вправе решать, возникает ли при этом конфликт интересов <15>. А учитывая, что в обязанности муниципального служащего входит только уведомление представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы, последний не может даже запретить ему трудоустройство по совместительству.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Закон о муниципальной службе также закрепляет право муниципального служащего осуществлять выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству при условии предварительного уведомления представителя нанимателя, если это не приводит к конфликту интересов. Однако, как справедливо отмечает С.Е. Чаннов, применительно к муниципальной службе формирование конфликтных комиссий не предусмотрено и, более того, в действующем законодательстве не определен субъект, который вправе решать, возникает ли при этом конфликт интересов <15>. А учитывая, что в обязанности муниципального служащего входит только уведомление представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы, последний не может даже запретить ему трудоустройство по совместительству.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Аналогичные решения принимаются и в отношении беременных женщин, которым было отказано в допуске к прохождению государственной гражданской службы по мотивам, связанным с беременностью <1>. Так, в деле Московского городского суда N 33-1833/2020 о признании незаконным отказа в допуске к прохождению государственной гражданской службы, обязании заключить контракт на прохождение государственной гражданской службы истица К. указала, что контракт на прохождение государственной гражданской службы с ней заключен не был, ответчик в устном порядке сообщил истице о том, что она не принята на государственную гражданскую службу по причине ее беременности. Из обстоятельств дела следует, что истица проходила комиссию на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, после чего ответчик допустил К. к выполнению своих служебных обязанностей по подготовке документов. Разрешая заявленные истицей требования, суд исходил из того, что К. фактически была допущена до исполнения своих должностных обязанностей, назначение ее кандидатуры на должность советника отдела контроля морского вооружения было согласовано с должностными лицами ФАС России и последовавший после этого отказ представителя нанимателя в принятии истца на службу является незаконным.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Аналогичные решения принимаются и в отношении беременных женщин, которым было отказано в допуске к прохождению государственной гражданской службы по мотивам, связанным с беременностью <1>. Так, в деле Московского городского суда N 33-1833/2020 о признании незаконным отказа в допуске к прохождению государственной гражданской службы, обязании заключить контракт на прохождение государственной гражданской службы истица К. указала, что контракт на прохождение государственной гражданской службы с ней заключен не был, ответчик в устном порядке сообщил истице о том, что она не принята на государственную гражданскую службу по причине ее беременности. Из обстоятельств дела следует, что истица проходила комиссию на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, после чего ответчик допустил К. к выполнению своих служебных обязанностей по подготовке документов. Разрешая заявленные истицей требования, суд исходил из того, что К. фактически была допущена до исполнения своих должностных обязанностей, назначение ее кандидатуры на должность советника отдела контроля морского вооружения было согласовано с должностными лицами ФАС России и последовавший после этого отказ представителя нанимателя в принятии истца на службу является незаконным.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Надо сказать, что в некоторых ведомственных актах на этот вопрос ответ содержится. К примеру, согласно п. 8 Порядка уведомления, утвержденного Приказом Минфина России от 1 февраля 2022 г. N 12н, при уведомлении органов прокуратуры или других государственных органов о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения гражданский служащий одновременно сообщает об этом, в том числе с указанием содержания такого уведомления, в уполномоченное подразделение Министерства, уполномоченное подразделение федеральной службы (федерального агентства). Приказ Росрыболовства от 29 июля 2011 г. N 780 допускает, что в случаях, не терпящих отлагательств, гражданский служащий может первоначально уведомить о фактах обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционных или иных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы в соответствии с их компетенцией с последующим уведомлением об этом представителя нанимателя.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Надо сказать, что в некоторых ведомственных актах на этот вопрос ответ содержится. К примеру, согласно п. 8 Порядка уведомления, утвержденного Приказом Минфина России от 1 февраля 2022 г. N 12н, при уведомлении органов прокуратуры или других государственных органов о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения гражданский служащий одновременно сообщает об этом, в том числе с указанием содержания такого уведомления, в уполномоченное подразделение Министерства, уполномоченное подразделение федеральной службы (федерального агентства). Приказ Росрыболовства от 29 июля 2011 г. N 780 допускает, что в случаях, не терпящих отлагательств, гражданский служащий может первоначально уведомить о фактах обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционных или иных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы в соответствии с их компетенцией с последующим уведомлением об этом представителя нанимателя.
Готовое решение: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Специальный срок хранения второго экземпляра (копии) сообщения о приеме на работу бывшего госслужащего представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица нормативно не установлен. Если вы оформляете такой документ, то рекомендуем хранить его не менее шести лет. Поясним подробнее.
(КонсультантПлюс, 2025)Специальный срок хранения второго экземпляра (копии) сообщения о приеме на работу бывшего госслужащего представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица нормативно не установлен. Если вы оформляете такой документ, то рекомендуем хранить его не менее шести лет. Поясним подробнее.
Готовое решение: Как заключить гражданско-правовой договор оказания услуг физическим лицом
(КонсультантПлюс, 2025)Или при заключении договора с гражданином, занимавшим ранее определенные должности государственной или муниципальной службы, может потребоваться уведомить об этом представителя нанимателя (работодателя) по последнему месту службы этого гражданина. Условия, при которых такое уведомление может понадобиться, определены в ч. 1, 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции.
(КонсультантПлюс, 2025)Или при заключении договора с гражданином, занимавшим ранее определенные должности государственной или муниципальной службы, может потребоваться уведомить об этом представителя нанимателя (работодателя) по последнему месту службы этого гражданина. Условия, при которых такое уведомление может понадобиться, определены в ч. 1, 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции.
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу действующих и бывших военнослужащих
(КонсультантПлюс, 2025)О приеме на работу некоторых бывших военнослужащих (например, бывшего командира воинской части) необходимо сообщить представителю нанимателя (работодателя) по последнему месту службы этого лица. Порядок уведомления стандартный, поскольку для военной службы, как вида федеральной госслужбы, особенности в порядке уведомления не установлены. Сообщать же по месту службы действующего военнослужащего о заключении с ним трудового договора не нужно. В отношении действующих госслужащих такая обязанность не предусмотрена. Это следует из ч. 8 ст. 11, ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, абз. 3 п. 1, п. 3 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона о системе госслужбы, абз. 1 п. 1 ст. 2 Закона о воинской обязанности, пп. "в" п. 3 разд. II Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557.
(КонсультантПлюс, 2025)О приеме на работу некоторых бывших военнослужащих (например, бывшего командира воинской части) необходимо сообщить представителю нанимателя (работодателя) по последнему месту службы этого лица. Порядок уведомления стандартный, поскольку для военной службы, как вида федеральной госслужбы, особенности в порядке уведомления не установлены. Сообщать же по месту службы действующего военнослужащего о заключении с ним трудового договора не нужно. В отношении действующих госслужащих такая обязанность не предусмотрена. Это следует из ч. 8 ст. 11, ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, абз. 3 п. 1, п. 3 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона о системе госслужбы, абз. 1 п. 1 ст. 2 Закона о воинской обязанности, пп. "в" п. 3 разд. II Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Вывод: требуется масштабная ревизия законодательства о государственной службе с целью единообразного решения вопроса о предоставлении государственным служащим гарантий при увольнении по инициативе представителя нанимателя или руководителя. Это в свою очередь предполагает подготовку внятного перечня указанных оснований расторжения служебного контракта (контракта). В законодательство о государственной и муниципальной службе необходимо включить нормы, закрепляющие государственные гарантии при увольнении отдельных категорий лиц, в частности беременных женщин и лиц с семейными обязанностями. Данные нормы должны содержать также перечень оснований прекращения служебного контракта (контракта), при которых данные гарантии не предоставляются (например, в случае увольнения в связи с утратой доверия).
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Вывод: требуется масштабная ревизия законодательства о государственной службе с целью единообразного решения вопроса о предоставлении государственным служащим гарантий при увольнении по инициативе представителя нанимателя или руководителя. Это в свою очередь предполагает подготовку внятного перечня указанных оснований расторжения служебного контракта (контракта). В законодательство о государственной и муниципальной службе необходимо включить нормы, закрепляющие государственные гарантии при увольнении отдельных категорий лиц, в частности беременных женщин и лиц с семейными обязанностями. Данные нормы должны содержать также перечень оснований прекращения служебного контракта (контракта), при которых данные гарантии не предоставляются (например, в случае увольнения в связи с утратой доверия).