Предрейсовый медосмотр без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Предрейсовый медосмотр без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2010 год: Статья 17 "Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии" Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
(Р.Б. Касенов)Отказывая в удовлетворении заявления, суд отклонил требования истца о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за оказание обществом услуг по доврачебной медицинской помощи по медицинским осмотрам водителей (предрейсовым, послерейсовым) без лицензии на данный вид деятельности (п. 96 ч. 1 ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Как указал суд, спорные услуги оказывались водителям общества для обеспечения основного вида деятельности общества, связанного с производством, транспортировкой и реализацией напитков, факт оказания обществом услуг по проведению медицинских осмотров иным хозяйствующим субъектам не был установлен, доказательств получения прибыли обществом при оказании медицинских услуг не представлено.
(Р.Б. Касенов)Отказывая в удовлетворении заявления, суд отклонил требования истца о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за оказание обществом услуг по доврачебной медицинской помощи по медицинским осмотрам водителей (предрейсовым, послерейсовым) без лицензии на данный вид деятельности (п. 96 ч. 1 ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Как указал суд, спорные услуги оказывались водителям общества для обеспечения основного вида деятельности общества, связанного с производством, транспортировкой и реализацией напитков, факт оказания обществом услуг по проведению медицинских осмотров иным хозяйствующим субъектам не был установлен, доказательств получения прибыли обществом при оказании медицинских услуг не представлено.
Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2019 N 304-ЭС19-15232 по делу N А27-4422/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным представления контролирующего органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку ряд нарушений необоснованно предъявлен предприятию, а не его собственнику, нецелевое использование бюджетных средств не подтверждено, премиальные выплаты произведены в соответствии с коллективным договором предприятия, частично представление является неисполнимым; представление в части предложения разработать мероприятия по устранению и недопущению нарушений при составлении бухгалтерской отчетности признано законным.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Как следует из судебных актов, по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности МП ГУКС в 2016 году счетная палата пришла к выводу о допущенных нарушениях, существо которых сводилось к наличию ошибочных и не соответствующих действительности сведений в Уставе предприятия; отсутствия лицензии на медицинскую деятельность в целях проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств; нарушения порядка согласования при назначении на должность директора и главного бухгалтера, а также согласования бухгалтерской отчетности; нарушения порядка заключения соглашений о предоставлении предприятию субсидии на осуществление капитальных вложений; отсутствие документов, подтверждающих осуществление строительного контроля в отношении строящихся объектов и т.д.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным представления контролирующего органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку ряд нарушений необоснованно предъявлен предприятию, а не его собственнику, нецелевое использование бюджетных средств не подтверждено, премиальные выплаты произведены в соответствии с коллективным договором предприятия, частично представление является неисполнимым; представление в части предложения разработать мероприятия по устранению и недопущению нарушений при составлении бухгалтерской отчетности признано законным.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Как следует из судебных актов, по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности МП ГУКС в 2016 году счетная палата пришла к выводу о допущенных нарушениях, существо которых сводилось к наличию ошибочных и не соответствующих действительности сведений в Уставе предприятия; отсутствия лицензии на медицинскую деятельность в целях проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств; нарушения порядка согласования при назначении на должность директора и главного бухгалтера, а также согласования бухгалтерской отчетности; нарушения порядка заключения соглашений о предоставлении предприятию субсидии на осуществление капитальных вложений; отсутствие документов, подтверждающих осуществление строительного контроля в отношении строящихся объектов и т.д.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О медосмотрах. Сжато. Подробно. По существу
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)Обратите внимание: не следует оформлять медработника по гражданско-правовому договору, поскольку в таком случае это будет предпринимательская деятельность, которую без лицензии вести нельзя, и проводимые медосмотры будут незаконными.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)Обратите внимание: не следует оформлять медработника по гражданско-правовому договору, поскольку в таком случае это будет предпринимательская деятельность, которую без лицензии вести нельзя, и проводимые медосмотры будут незаконными.
Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации оказания медицинской помощи (услуг) с применением телемедицинских технологий: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В ряде иных случаев имело место привлечение организаций к административной ответственности за неправильное использование телемедицинских технологий по статье 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств).
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В ряде иных случаев имело место привлечение организаций к административной ответственности за неправильное использование телемедицинских технологий по статье 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616
(ред. от 23.12.2021)
"О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)В случае если соискатель лицензии является ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошел в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, и (или) имеет лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), проверка наличия документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии, осуществляется лицензирующим органом без представления соискателем лицензии копий документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии.
(ред. от 23.12.2021)
"О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)В случае если соискатель лицензии является ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошел в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, и (или) имеет лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), проверка наличия документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии, осуществляется лицензирующим органом без представления соискателем лицензии копий документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии.
Приказ Росздравнадзора от 04.05.2021 N 3881
"Об утверждении Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и государственного контроля за обращением медицинских изделий"отсутствия лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "психиатрии-наркологии" и "лабораторной диагностике" или "клинической лабораторной диагностике"
"Об утверждении Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и государственного контроля за обращением медицинских изделий"отсутствия лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "психиатрии-наркологии" и "лабораторной диагностике" или "клинической лабораторной диагностике"
Вопрос: Имеет ли право производственное предприятие (не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности), имеющее в штате водителей, для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров принять на работу медработника?
(Консультация эксперта, 2013)Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей без лицензии является административным правонарушением, за которое организация может быть привлечена к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2007 N Ф08-1326/2007-564А по делу N А01-2469-2006-6).
(Консультация эксперта, 2013)Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей без лицензии является административным правонарушением, за которое организация может быть привлечена к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2007 N Ф08-1326/2007-564А по делу N А01-2469-2006-6).
Вопрос: Организация, обратившаяся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на медицинскую деятельность по осуществлению работ и услуг по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств, получила отказ в выдаче лицензии в связи с отсутствием у организации приборов для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе. Правомерен ли отказ лицензирующего органа в данном случае?
(Консультация эксперта, 2008)Вопрос: Организация, обратившаяся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на медицинскую деятельность по осуществлению работ и услуг по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств, получила отказ в выдаче лицензии в связи с отсутствием у организации приборов для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе. Правомерен ли отказ лицензирующего органа в данном случае?
(Консультация эксперта, 2008)Вопрос: Организация, обратившаяся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на медицинскую деятельность по осуществлению работ и услуг по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств, получила отказ в выдаче лицензии в связи с отсутствием у организации приборов для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе. Правомерен ли отказ лицензирующего органа в данном случае?
Статья: Врач есть... а лицензия?
(Александров И.)
("Малая бухгалтерия", 2007, N 6)За проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей без лицензии организацию могут оштрафовать на основании п. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 03.04.2007 N Ф08-1329/2007-563А, Уральского округа от 13.12.2006 N Ф09-11007/06-С1, Дальневосточного округа от 29.11.2006 N Ф03-А04/06-2/4124).
(Александров И.)
("Малая бухгалтерия", 2007, N 6)За проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей без лицензии организацию могут оштрафовать на основании п. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 03.04.2007 N Ф08-1329/2007-563А, Уральского округа от 13.12.2006 N Ф09-11007/06-С1, Дальневосточного округа от 29.11.2006 N Ф03-А04/06-2/4124).
Статья: Особенности труда водителей
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9)Другие суды считают, что раз нормативные акты по лицензированию не содержат положений о возможности осуществления медицинской деятельности по проведению медосмотров для собственных нужд организации без лицензии, то в случае проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей организацией, не имеющей соответствующей лицензии, эта организация может быть привлечена к административной ответственности по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (Постановление ФАС СКО от 08.05.2007 N Ф08-1326/2007-564А).
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9)Другие суды считают, что раз нормативные акты по лицензированию не содержат положений о возможности осуществления медицинской деятельности по проведению медосмотров для собственных нужд организации без лицензии, то в случае проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей организацией, не имеющей соответствующей лицензии, эта организация может быть привлечена к административной ответственности по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (Постановление ФАС СКО от 08.05.2007 N Ф08-1326/2007-564А).
Статья: Заключение договора на оказание медуслуг с физическим лицом без лицензии неправомерно
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2019, N 4)В силу норм ст. 20 Закона N 196-ФЗ <1> юридические лица всех форм собственности при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить медицинские осмотры водителей. Как следует из ч. 2 ст. 212, ч. 8 ст. 213 ТК РФ, обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Вправе ли учреждение заключить контракт на проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей с физическим лицом без лицензии? Отметим, что данный вопрос был вынесен на рассмотрение арбитражного суда. О том, какое решение он принял, расскажем в статье.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2019, N 4)В силу норм ст. 20 Закона N 196-ФЗ <1> юридические лица всех форм собственности при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить медицинские осмотры водителей. Как следует из ч. 2 ст. 212, ч. 8 ст. 213 ТК РФ, обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Вправе ли учреждение заключить контракт на проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей с физическим лицом без лицензии? Отметим, что данный вопрос был вынесен на рассмотрение арбитражного суда. О том, какое решение он принял, расскажем в статье.
Вопрос: Водителей в штате нет. Работникам предоставляют служебные автомобили для поездок в командировки/по рабочим делам. ЛНА утвержден порядок их предоставления, где указано, что подавшие заявку на использование служебного автомобиля проходят онлайн-тренинг и предрейсовый медосмотр. Вправе ли в ЛНА устанавливать эти правила?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Вопрос: Организация предоставляет работникам служебные автомобили для поездок в командировки и по рабочим делам. Штатных водителей в штате организации нет. Организацией разработан локально-нормативный акт (правила), утверждающий порядок предоставления служебного транспорта. В частности, указанными правилами установлено, что работники, подавшие заявку на использование служебного автомобиля, обязаны пройти: тренинг в системе онлайн-обучения "Безопасность на автотранспорте" (тестирование); непосредственно перед использованием служебного автомобиля - предрейсовый медосмотр. У организации отсутствуют какие-либо лицензии, позволяющие вести деятельность в сфере обучения и повышения квалификации в ПДД. Договоры на предоставление материалов, позволяющих пройти обучение и повышение квалификации, тоже отсутствуют. Вправе ли организация для предоставления служебного транспорта в служебных целях устанавливать в локально-нормативном акте правила прохождения онлайн-тренинга и предрейсового медицинского осмотра?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Вопрос: Организация предоставляет работникам служебные автомобили для поездок в командировки и по рабочим делам. Штатных водителей в штате организации нет. Организацией разработан локально-нормативный акт (правила), утверждающий порядок предоставления служебного транспорта. В частности, указанными правилами установлено, что работники, подавшие заявку на использование служебного автомобиля, обязаны пройти: тренинг в системе онлайн-обучения "Безопасность на автотранспорте" (тестирование); непосредственно перед использованием служебного автомобиля - предрейсовый медосмотр. У организации отсутствуют какие-либо лицензии, позволяющие вести деятельность в сфере обучения и повышения квалификации в ПДД. Договоры на предоставление материалов, позволяющих пройти обучение и повышение квалификации, тоже отсутствуют. Вправе ли организация для предоставления служебного транспорта в служебных целях устанавливать в локально-нормативном акте правила прохождения онлайн-тренинга и предрейсового медицинского осмотра?
Статья: Некоторые проблемы лицензирования медицинской деятельности
(Ерохина Т.В.)
("Право и экономика", 2017, N 10)Позднее Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 N 591 "О внесении изменения в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" было предусмотрено, что компании и предприниматели, которые осуществляют автоперевозки более 8 пассажиров, обязаны получить лицензию на занятие медицинской деятельностью. Такая лицензия должна предусматривать выполнение работ по предрейсовым и послерейсовым медосмотрам. Если перевозчик не захочет получать медицинскую лицензию, для него по-прежнему будет альтернатива. Он может заключить договор оказания услуг с организацией или ИП, у которых есть эта лицензия. При этом следует учитывать, что отсутствие медицинской лицензии или соответствующего договора может стать основанием для отказа в предоставлении лицензии на пассажирскую перевозку.
(Ерохина Т.В.)
("Право и экономика", 2017, N 10)Позднее Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 N 591 "О внесении изменения в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" было предусмотрено, что компании и предприниматели, которые осуществляют автоперевозки более 8 пассажиров, обязаны получить лицензию на занятие медицинской деятельностью. Такая лицензия должна предусматривать выполнение работ по предрейсовым и послерейсовым медосмотрам. Если перевозчик не захочет получать медицинскую лицензию, для него по-прежнему будет альтернатива. Он может заключить договор оказания услуг с организацией или ИП, у которых есть эта лицензия. При этом следует учитывать, что отсутствие медицинской лицензии или соответствующего договора может стать основанием для отказа в предоставлении лицензии на пассажирскую перевозку.
Статья: Проведение медосмотров водителей своими силами
(Столяров Д.А.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 6)Следовательно, проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию, в том числе в ситуации, когда медицинская деятельность не является основной для предприятия и не связана с извлечением прибыли. Подтверждение тому можно найти в судебной практике (см., например, Постановления ВС РФ от 15.08.2014 N 18-АД14-29, АС ЗСО от 30.07.2015 N Ф04-21123/2015 по делу N А67-8092/2014, АС СКО от 10.03.2015 N Ф08-10787/2014 по делу N А32-18300/2014, от 01.09.2015 N Ф08-5634/2015 по делу N А32-29850/2014). Поэтому в рассматриваемой ситуации автотранспортное предприятие должно иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых).
(Столяров Д.А.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 6)Следовательно, проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию, в том числе в ситуации, когда медицинская деятельность не является основной для предприятия и не связана с извлечением прибыли. Подтверждение тому можно найти в судебной практике (см., например, Постановления ВС РФ от 15.08.2014 N 18-АД14-29, АС ЗСО от 30.07.2015 N Ф04-21123/2015 по делу N А67-8092/2014, АС СКО от 10.03.2015 N Ф08-10787/2014 по делу N А32-18300/2014, от 01.09.2015 N Ф08-5634/2015 по делу N А32-29850/2014). Поэтому в рассматриваемой ситуации автотранспортное предприятие должно иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых).
"Особенности рассмотрения дел в арбитражном процессе: Практическое пособие"
(отв. ред. А.А. Арифулин, И.В. Решетникова)
("НОРМА", 2005)Приведем следующий пример. Суд первой инстанции рассмотрел заявление транспортной инспекции о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Нарушение выражалось в отсутствии предрейсового медицинского осмотра водителей. Признав доказанным факт совершения правонарушения, суд освободил заинтересованное лицо от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, поскольку посчитал, что правонарушение не повлекло вреда общественным и государственным интересам.
(отв. ред. А.А. Арифулин, И.В. Решетникова)
("НОРМА", 2005)Приведем следующий пример. Суд первой инстанции рассмотрел заявление транспортной инспекции о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Нарушение выражалось в отсутствии предрейсового медицинского осмотра водителей. Признав доказанным факт совершения правонарушения, суд освободил заинтересованное лицо от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, поскольку посчитал, что правонарушение не повлекло вреда общественным и государственным интересам.