Предпроверочный анализ налогового органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Предпроверочный анализ налогового органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (заказчик) заключило с контрагентом договор, которым контрагент (перевозчик) гарантировал, что является добросовестным налогоплательщиком. Согласно протоколу рабочей встречи, проведенной налоговым органом, в ходе предпроверочного анализа общества были установлены признаки нарушения положений ст. 54.1 НК РФ по сделкам с данным контрагентом. В связи с этим общество представило в налоговый орган уточненные декларации по НДС, уменьшив налоговые вычеты. Полагая, что указанные суммы являются убытками, причиненными недостоверностью заверений, данных в договоре, общество обратилось в суд с иском к контрагенту о взыскании убытков. Суд в удовлетворении требований общества отказал. Суд указал, что решение налогового органа, оформленное протоколом проведения рабочей встречи, носит рекомендательный характер, общество само не воспользовалось правом на принятие к вычету НДС, самостоятельно представив уточненную декларацию по НДС. Общество не представило доказательств того, что налоговый орган отказал в принятии к вычету НДС в связи с допущенными контрагентом нарушениями, требовал представить уточненную налоговую декларацию по НДС, доначислил НДС, привлек общество к ответственности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (заказчик) заключило с контрагентом договор, которым контрагент (перевозчик) гарантировал, что является добросовестным налогоплательщиком. Согласно протоколу рабочей встречи, проведенной налоговым органом, в ходе предпроверочного анализа общества были установлены признаки нарушения положений ст. 54.1 НК РФ по сделкам с данным контрагентом. В связи с этим общество представило в налоговый орган уточненные декларации по НДС, уменьшив налоговые вычеты. Полагая, что указанные суммы являются убытками, причиненными недостоверностью заверений, данных в договоре, общество обратилось в суд с иском к контрагенту о взыскании убытков. Суд в удовлетворении требований общества отказал. Суд указал, что решение налогового органа, оформленное протоколом проведения рабочей встречи, носит рекомендательный характер, общество само не воспользовалось правом на принятие к вычету НДС, самостоятельно представив уточненную декларацию по НДС. Общество не представило доказательств того, что налоговый орган отказал в принятии к вычету НДС в связи с допущенными контрагентом нарушениями, требовал представить уточненную налоговую декларацию по НДС, доначислил НДС, привлек общество к ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Планирование выездных налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как налоговый орган проводит предпроверочный анализ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как налоговый орган проводит предпроверочный анализ
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)В настоящее время особую актуальность в текущей контрольной деятельности налоговых органов приобрел предпроверочный анализ, законодательное регулирование которого предполагается осуществить в ближайшее время в Налоговом кодексе. В предлагаемом исследовании рассматриваются конституционно-правовые основы налогового контроля, являющиеся базисом для создания законодательной конструкции предпроверочного анализа, а также приводятся научные точки зрения на проблему правового регулирования предпроверочной контрольной деятельности налоговых органов. В статье отмечается необходимость предоставления гарантий налогоплательщикам при понуждении их к подаче уточненных деклараций и доплате налогов на основании результатов предпроверочного анализа. Автор предлагает несколько моделей встраивания предпроверочного анализа в законодательно урегулированные формы налогового контроля.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)В настоящее время особую актуальность в текущей контрольной деятельности налоговых органов приобрел предпроверочный анализ, законодательное регулирование которого предполагается осуществить в ближайшее время в Налоговом кодексе. В предлагаемом исследовании рассматриваются конституционно-правовые основы налогового контроля, являющиеся базисом для создания законодательной конструкции предпроверочного анализа, а также приводятся научные точки зрения на проблему правового регулирования предпроверочной контрольной деятельности налоговых органов. В статье отмечается необходимость предоставления гарантий налогоплательщикам при понуждении их к подаче уточненных деклараций и доплате налогов на основании результатов предпроверочного анализа. Автор предлагает несколько моделей встраивания предпроверочного анализа в законодательно урегулированные формы налогового контроля.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В случае выявления фактов низкой заработной платы компания будет вызвана на комиссию по легализации налоговой базы. В состав комиссии входят представители налоговой инспекции (отдел предпроверочного анализа, сотрудники отделов камеральных и выездных налоговых проверок), могут быть приглашены представители органов власти, ПФР, ФСС РФ, Государственной инспекции по труду, правоохранительных органов и прокуратуры (Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В случае выявления фактов низкой заработной платы компания будет вызвана на комиссию по легализации налоговой базы. В состав комиссии входят представители налоговой инспекции (отдел предпроверочного анализа, сотрудники отделов камеральных и выездных налоговых проверок), могут быть приглашены представители органов власти, ПФР, ФСС РФ, Государственной инспекции по труду, правоохранительных органов и прокуратуры (Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@).
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования мероприятий налогового контроля при проведении предпроверочного анализа налогоплательщика
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)Предпроверочный анализ выступает особой формой налогового контроля. В процессе проведения предпроверочного анализа налоговый орган проводит полный комплекс мероприятий налогового контроля в целях установления фактов наличия или отсутствия нарушений налогового законодательства налогоплательщиком и, соответственно, принимает решение о целесообразности или нецелесообразности проведения выездной налоговой проверки. Анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика проводится по всем налогам и сборам за последние три года, предшествующие году проверки.
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)Предпроверочный анализ выступает особой формой налогового контроля. В процессе проведения предпроверочного анализа налоговый орган проводит полный комплекс мероприятий налогового контроля в целях установления фактов наличия или отсутствия нарушений налогового законодательства налогоплательщиком и, соответственно, принимает решение о целесообразности или нецелесообразности проведения выездной налоговой проверки. Анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика проводится по всем налогам и сборам за последние три года, предшествующие году проверки.
Статья: Добросовестность контрагента: проблемы определения границ должной осмотрительности
(Клоницкая А.Ю., Михайлов А.В.)
("Аудитор", 2025, N 7)В условиях цифровизации налогового администрирования и ужесточения контроля за налоговыми схемами проблема проявления должной (коммерческой) осмотрительности приобретает особую актуальность. Отсутствие законодательного закрепления понятия "должная коммерческая осмотрительность" создает значительные сложности для правоприменительной практики. На сегодняшний день предпроверочный анализ со стороны налоговых органов тесно связан с мероприятиями в отношении должной коммерческой осмотрительности. Для налогоплательщиков это обеспечивает наличие деловой цели, реальность сделки, отсутствие необоснованной налоговой выгоды. Со стороны налоговых органов мероприятия по определению проявления коммерческой осмотрительности лежат в основе комплексности предпроверочного анализа. Любой субъект экономических отношений по мере осуществления своей предпринимательской деятельности взаимодействует с другими субъектами, которые выступают его контрагентами. К сожалению, далеко не все субъекты экономических отношений ведут свою деятельность добросовестно с точки зрения законодательства, в том числе и налогового. Однако уход от налогообложения, фиктивный документооборот, формирование "бумажного НДС", завышение сумм расходов влекут за собой негативные последствия не только для такого недобросовестного налогоплательщика, но и для тех, кто с ним работает. Отсюда вытекает актуальность коммерческой осмотрительности с точки зрения обеспечения экономической (налоговой) безопасности.
(Клоницкая А.Ю., Михайлов А.В.)
("Аудитор", 2025, N 7)В условиях цифровизации налогового администрирования и ужесточения контроля за налоговыми схемами проблема проявления должной (коммерческой) осмотрительности приобретает особую актуальность. Отсутствие законодательного закрепления понятия "должная коммерческая осмотрительность" создает значительные сложности для правоприменительной практики. На сегодняшний день предпроверочный анализ со стороны налоговых органов тесно связан с мероприятиями в отношении должной коммерческой осмотрительности. Для налогоплательщиков это обеспечивает наличие деловой цели, реальность сделки, отсутствие необоснованной налоговой выгоды. Со стороны налоговых органов мероприятия по определению проявления коммерческой осмотрительности лежат в основе комплексности предпроверочного анализа. Любой субъект экономических отношений по мере осуществления своей предпринимательской деятельности взаимодействует с другими субъектами, которые выступают его контрагентами. К сожалению, далеко не все субъекты экономических отношений ведут свою деятельность добросовестно с точки зрения законодательства, в том числе и налогового. Однако уход от налогообложения, фиктивный документооборот, формирование "бумажного НДС", завышение сумм расходов влекут за собой негативные последствия не только для такого недобросовестного налогоплательщика, но и для тех, кто с ним работает. Отсюда вытекает актуальность коммерческой осмотрительности с точки зрения обеспечения экономической (налоговой) безопасности.
Статья: Предпроверочный анализ. Что это такое и когда он используется?
(Гин А.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 11)О том, что налоговый орган может провести предпроверочный анализ, знают многие. Но что он собой представляет? Что включает в себя ППА? Какие документы исследует налоговый орган, откуда, кроме как из бумаг, инспекторы могут получить дополнительные сведения о работе организации? И самое главное: какие компании могут быть изучены в рамках предпроверочного анализа и чем эта процедура для них закончится? Ответы на эти и другие вопросы - в нашем материале.
(Гин А.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 11)О том, что налоговый орган может провести предпроверочный анализ, знают многие. Но что он собой представляет? Что включает в себя ППА? Какие документы исследует налоговый орган, откуда, кроме как из бумаг, инспекторы могут получить дополнительные сведения о работе организации? И самое главное: какие компании могут быть изучены в рамках предпроверочного анализа и чем эта процедура для них закончится? Ответы на эти и другие вопросы - в нашем материале.
Статья: Предпроверочный анализ по трансфертному ценообразованию: что важно знать
(Кулаков Д., Зыков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Предпроверочный анализ начинается с анализа информации о налогоплательщике, имеющейся у налогового органа. Для определения потенциальных кандидатов в предпроверочный анализ налоговые органы прежде всего анализируют информацию, содержащуюся в уведомлении о контролируемых сделках, а также данные бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и налоговых регистров. На основании анализа имеющейся информации осуществляется отбор компаний для проведения более детального анализа.
(Кулаков Д., Зыков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Предпроверочный анализ начинается с анализа информации о налогоплательщике, имеющейся у налогового органа. Для определения потенциальных кандидатов в предпроверочный анализ налоговые органы прежде всего анализируют информацию, содержащуюся в уведомлении о контролируемых сделках, а также данные бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и налоговых регистров. На основании анализа имеющейся информации осуществляется отбор компаний для проведения более детального анализа.
Статья: Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)То есть, по нашему мнению, если бы налоговый орган выставил более детальное требование за 3 года, то его позиция вполне могла быть поддержана вышестоящей инстанцией. По сути, действующая редакция НК РФ позволяет вне рамок проверок истребовать всю документацию за 3 года деятельности компании при соблюдении описанных выше положений! Это, безусловно, затрудняет хозяйственную деятельность организации и фактически допускает "слияние" 2 самостоятельных мероприятий налогового контроля - предпроверочного анализа и полномочий налоговых органов в рамках проводимой налоговой проверки.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)То есть, по нашему мнению, если бы налоговый орган выставил более детальное требование за 3 года, то его позиция вполне могла быть поддержана вышестоящей инстанцией. По сути, действующая редакция НК РФ позволяет вне рамок проверок истребовать всю документацию за 3 года деятельности компании при соблюдении описанных выше положений! Это, безусловно, затрудняет хозяйственную деятельность организации и фактически допускает "слияние" 2 самостоятельных мероприятий налогового контроля - предпроверочного анализа и полномочий налоговых органов в рамках проводимой налоговой проверки.
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Данная тенденция во многом связана с совершенствованием материально-технической базы, применяемой в контрольно-надзорной деятельности. Так, в рамках предпроверочного анализа налоговый орган, используя современные программно-информационные комплексы и аналитические системы (например, "ВНП Отбор", "Досье рисков", "ВНП-процесс", СУР АСК НДС-3), осуществляет анализ данных финансовой и налоговой отчетности налогоплательщиков по ряду параметров (массовый адрес регистрации, низкая налоговая нагрузка, высокая доля вычетов НДС и т.д.). В случае несоответствия установленным параметрам начисляются баллы, которые свидетельствуют о возможных налоговых правонарушениях. По результатам предпроверочного анализа налогоплательщики, которые набрали наибольшее количество баллов, попадают в список объектов для выездной налоговой проверки.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Данная тенденция во многом связана с совершенствованием материально-технической базы, применяемой в контрольно-надзорной деятельности. Так, в рамках предпроверочного анализа налоговый орган, используя современные программно-информационные комплексы и аналитические системы (например, "ВНП Отбор", "Досье рисков", "ВНП-процесс", СУР АСК НДС-3), осуществляет анализ данных финансовой и налоговой отчетности налогоплательщиков по ряду параметров (массовый адрес регистрации, низкая налоговая нагрузка, высокая доля вычетов НДС и т.д.). В случае несоответствия установленным параметрам начисляются баллы, которые свидетельствуют о возможных налоговых правонарушениях. По результатам предпроверочного анализа налогоплательщики, которые набрали наибольшее количество баллов, попадают в список объектов для выездной налоговой проверки.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Современные технологии позволяют увеличить скорость обмена информацией, влияющей на принятие решения, что во многом способствует развитию методов предварительного контроля. Новые технологии (например, блокчейн, искусственный интеллект) позволяют автоматизировать сбор и обработку информации. Вместе с тем если посмотреть на развитие законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации, то приходится констатировать, что самым существенным изменением в нем стало появление новой формы налогового контроля - налогового мониторинга. Данная форма контроля стала возможной исключительно благодаря развитию информационных технологий, без которых исполнение регламентов расширенного информационного взаимодействия было бы сложно реализуемым <4>. Основными формами налогового контроля по-прежнему являются камеральная и выездная налоговые проверки, которые относятся к последующему контролю. Внедрение программных комплексов позволило сократить количество проверок, сосредоточившись на их качестве, путем отбора налогоплательщиков на основе риск-ориентированного подхода. Развитие традиционных форм налогового контроля, таким образом, стремится в настоящее время к созданию такой системы, при которой налоговые проверки будут нужны только для сбора доказательств. Широкое применение автоматизированных комплексов уже давно должно было бы найти свое отражение в законодательстве о налогах и сборах, однако этого не происходит: даже предпроверочный анализ, широко используемый налоговыми органами и затрагивающий права и законные интересы налогоплательщиков, так и не нашел своего законодательного закрепления, фактически основываясь на рекомендациях и письмах федерального органа исполнительной власти <5>.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Современные технологии позволяют увеличить скорость обмена информацией, влияющей на принятие решения, что во многом способствует развитию методов предварительного контроля. Новые технологии (например, блокчейн, искусственный интеллект) позволяют автоматизировать сбор и обработку информации. Вместе с тем если посмотреть на развитие законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации, то приходится констатировать, что самым существенным изменением в нем стало появление новой формы налогового контроля - налогового мониторинга. Данная форма контроля стала возможной исключительно благодаря развитию информационных технологий, без которых исполнение регламентов расширенного информационного взаимодействия было бы сложно реализуемым <4>. Основными формами налогового контроля по-прежнему являются камеральная и выездная налоговые проверки, которые относятся к последующему контролю. Внедрение программных комплексов позволило сократить количество проверок, сосредоточившись на их качестве, путем отбора налогоплательщиков на основе риск-ориентированного подхода. Развитие традиционных форм налогового контроля, таким образом, стремится в настоящее время к созданию такой системы, при которой налоговые проверки будут нужны только для сбора доказательств. Широкое применение автоматизированных комплексов уже давно должно было бы найти свое отражение в законодательстве о налогах и сборах, однако этого не происходит: даже предпроверочный анализ, широко используемый налоговыми органами и затрагивающий права и законные интересы налогоплательщиков, так и не нашел своего законодательного закрепления, фактически основываясь на рекомендациях и письмах федерального органа исполнительной власти <5>.