Предписание налогового органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Предписание налогового органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов и страхования: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций
(КонсультантПлюс, 2025)документами, подтверждающими, что Организация является некоммерческой, своевременно выполнила предписание Налогового органа (завела кассовую книгу, оформляет кассовые документы, назначила ответственного за ведение кассовых операций) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)документами, подтверждающими, что Организация является некоммерческой, своевременно выполнила предписание Налогового органа (завела кассовую книгу, оформляет кассовые документы, назначила ответственного за ведение кассовых операций) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка органом жилнадзора (ГЖИ), в т.ч. по жалобам жильцов
(КонсультантПлюс, 2025)Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со ст. 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле), не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.). Акты проверки, исходящие от органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, могут быть оспорены как решения, если в нарушение Закона о контроле в них содержатся требования, предусмотренные частью 2 статьи 90 указанного Закона.
(КонсультантПлюс, 2025)Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со ст. 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле), не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.). Акты проверки, исходящие от органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, могут быть оспорены как решения, если в нарушение Закона о контроле в них содержатся требования, предусмотренные частью 2 статьи 90 указанного Закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что делать, если чек ККТ пробит ошибочно
(КонсультантПлюс, 2025)"1" - операция по предписанию налогового органа об устранении выявленного нарушения законодательства о применении ККТ;
(КонсультантПлюс, 2025)"1" - операция по предписанию налогового органа об устранении выявленного нарушения законодательства о применении ККТ;
Статья: Нормативная коллизия при реализации налоговым органом права на привлечение к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, в производстве по делу о банкротстве
(Дубровин В.В., Дубровина Е.Г.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Поскольку исполнить оба правовых предписания налоговый орган по объективным причинам не может, то возникает проблема выбора: к какому правовому механизму прибегнуть, а вместе с ней и проблема разрешения нормативной коллизии.
(Дубровин В.В., Дубровина Е.Г.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Поскольку исполнить оба правовых предписания налоговый орган по объективным причинам не может, то возникает проблема выбора: к какому правовому механизму прибегнуть, а вместе с ней и проблема разрешения нормативной коллизии.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)неисполнения два и более раза в течение одного года оператором фискальных данных предписания налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в установленный данным предписанием срок;
(ред. от 24.06.2025)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)неисполнения два и более раза в течение одного года оператором фискальных данных предписания налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в установленный данным предписанием срок;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле), не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.). Акты проверки, исходящие от органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, могут быть оспорены как решения, если в нарушение Закона о контроле в них содержатся требования, предусмотренные частью 2 статьи 90 указанного закона.
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле), не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.). Акты проверки, исходящие от органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, могут быть оспорены как решения, если в нарушение Закона о контроле в них содержатся требования, предусмотренные частью 2 статьи 90 указанного закона.
Статья: "Незваный гость": налогообложение в практике Европейского суда по правам человека и Комитета по правам человека ООН
(Лифшиц И.М.)
("Международное правосудие", 2024, N 4)К таким же выводам об отсутствии нарушения статьи 8 Конвенции Суд пришел в деле Bernh Larsen Holding AS and Others v. Norway, указав, что предписание налогового органа аудитору представить всю информацию с компьютерного сервера не нарушает статью 8, несмотря на отсутствие в национальном законодательстве требования о предварительном согласии суда на выдачу такого предписания <65>. В законодательстве Норвегии имеются гарантии против злоупотреблений, соответственно, справедливый баланс между правом на защиту информации и полномочием налоговых органов на проведение проверки в налоговой сфере не был нарушен <66>. Такой вывод был сделан, несмотря на то что, в силу особенностей хранения информации у аудитора, данные разных налогоплательщиков не отделяются друг от друга <67>.
(Лифшиц И.М.)
("Международное правосудие", 2024, N 4)К таким же выводам об отсутствии нарушения статьи 8 Конвенции Суд пришел в деле Bernh Larsen Holding AS and Others v. Norway, указав, что предписание налогового органа аудитору представить всю информацию с компьютерного сервера не нарушает статью 8, несмотря на отсутствие в национальном законодательстве требования о предварительном согласии суда на выдачу такого предписания <65>. В законодательстве Норвегии имеются гарантии против злоупотреблений, соответственно, справедливый баланс между правом на защиту информации и полномочием налоговых органов на проведение проверки в налоговой сфере не был нарушен <66>. Такой вывод был сделан, несмотря на то что, в силу особенностей хранения информации у аудитора, данные разных налогоплательщиков не отделяются друг от друга <67>.
Статья: Как налоговики будут проверять применение ККТ в 2024 г.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)По вопросу о возможности привлечения контролируемых лиц к административной ответственности за неисполнение предписания налоговые органы будут учитывать позицию Минэкономразвития России, изложенную в письме от 29.01.2024 N Д24и-2375. Согласно ей привлечение контролируемых лиц к административной ответственности за неисполнение предписания допускается без проведения контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием при наличии достаточных сведений, позволяющих сделать обоснованный вывод о таком неисполнении.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)По вопросу о возможности привлечения контролируемых лиц к административной ответственности за неисполнение предписания налоговые органы будут учитывать позицию Минэкономразвития России, изложенную в письме от 29.01.2024 N Д24и-2375. Согласно ей привлечение контролируемых лиц к административной ответственности за неисполнение предписания допускается без проведения контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием при наличии достаточных сведений, позволяющих сделать обоснованный вывод о таком неисполнении.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с этим, например, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 6 Постановления от 28.06.2022 N 21 разъяснил, что акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со ст. 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с этим, например, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 6 Постановления от 28.06.2022 N 21 разъяснил, что акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со ст. 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.).
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- истец во исполнение предписания налогового органа в целях исключения рисков наступления правовых последствий для общества произвел восстановление НДС, ранее принятого к вычету, уплатил указанную сумму в бюджет РФ и внес соответствующие изменения в налоговые декларации.
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- истец во исполнение предписания налогового органа в целях исключения рисков наступления правовых последствий для общества произвел восстановление НДС, ранее принятого к вычету, уплатил указанную сумму в бюджет РФ и внес соответствующие изменения в налоговые декларации.
Статья: Обзор изменений в кассовых чеках с 1 сентября
(Васильева О.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Помимо указанных нововведений Приказ содержит уточнения по заполнению реквизитов кассовых чеков коррекции. Например, реквизит "Номер предписания налогового органа" (тег 1179) включается в состав основания для коррекции (тег 1174) только в случае, если коррекция осуществляется по предписанию налогового органа. Это требование унифицирует порядок заполнения чеков коррекции для всех версий форматов фискальных документов. Также исключены устаревшие реквизиты, такие как "ЕНВД", что отражает изменения в налоговом законодательстве. Данные корректировки направлены на приведение требований к чекам в соответствие с актуальными нормативными актами (п. 2.11 - 2.12, 2.19 Приложения к Приказу). Изменения в порядке оформления чеков коррекции, включая уточнение условий применения тега 1179, а также исключение устаревших реквизитов, демонстрируют последовательную работу ФНС России по гармонизации нормативной базы с актуальными положениями НК РФ. Подведем итог: совокупность указанных изменений свидетельствует о системном подходе регулятора к цифровизации фискального контроля, где акцент делается на детализацию данных, стандартизацию форматов и обеспечение технической совместимости документов.
(Васильева О.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Помимо указанных нововведений Приказ содержит уточнения по заполнению реквизитов кассовых чеков коррекции. Например, реквизит "Номер предписания налогового органа" (тег 1179) включается в состав основания для коррекции (тег 1174) только в случае, если коррекция осуществляется по предписанию налогового органа. Это требование унифицирует порядок заполнения чеков коррекции для всех версий форматов фискальных документов. Также исключены устаревшие реквизиты, такие как "ЕНВД", что отражает изменения в налоговом законодательстве. Данные корректировки направлены на приведение требований к чекам в соответствие с актуальными нормативными актами (п. 2.11 - 2.12, 2.19 Приложения к Приказу). Изменения в порядке оформления чеков коррекции, включая уточнение условий применения тега 1179, а также исключение устаревших реквизитов, демонстрируют последовательную работу ФНС России по гармонизации нормативной базы с актуальными положениями НК РФ. Подведем итог: совокупность указанных изменений свидетельствует о системном подходе регулятора к цифровизации фискального контроля, где акцент делается на детализацию данных, стандартизацию форматов и обеспечение технической совместимости документов.
Статья: Экономические интересы в корпоративных правоотношениях
(Антонова Е.Г.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)4. Сопоставление экономического интереса с общественными и публичными интересами. В условиях усиления государственного надзора за осуществлением предпринимательской деятельности важное значение приобретает сопоставление экономических интересов с общественными и публичными интересами, определяющими содержание законодательных требований, регулирующих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Отсутствие такой согласованности приводит к просчетам, оборачивающимся значительными экономическими потерями. При обсуждении перспективных направлений деятельности необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, предписания налоговых органов и проч.
(Антонова Е.Г.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)4. Сопоставление экономического интереса с общественными и публичными интересами. В условиях усиления государственного надзора за осуществлением предпринимательской деятельности важное значение приобретает сопоставление экономических интересов с общественными и публичными интересами, определяющими содержание законодательных требований, регулирующих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Отсутствие такой согласованности приводит к просчетам, оборачивающимся значительными экономическими потерями. При обсуждении перспективных направлений деятельности необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, предписания налоговых органов и проч.
Последние изменения: Требование об уплате задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России направила такое предписание налоговым органам в рамках исполнения поручений Правительства РФ по предоставлению налоговых каникул указанным категориям налогоплательщиков. При наличии недоимки по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 г., откладываются до этой даты направление требований и принятие решений о взыскании. Однако есть условие - это не влечет нарушения предельных сроков для направления требований, установленных ст. 70 НК РФ, и предельных сроков для принятия решений о взыскании, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России направила такое предписание налоговым органам в рамках исполнения поручений Правительства РФ по предоставлению налоговых каникул указанным категориям налогоплательщиков. При наличии недоимки по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 г., откладываются до этой даты направление требований и принятие решений о взыскании. Однако есть условие - это не влечет нарушения предельных сроков для направления требований, установленных ст. 70 НК РФ, и предельных сроков для принятия решений о взыскании, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ.
Статья: Новые требования к кассовым чекам вступают в силу 1 сентября
(Осипова В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 31)Реквизит "номер предписания налогового органа" теперь обязателен (код "2") для чеков коррекции, формируемых по предписанию инспекции.
(Осипова В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 31)Реквизит "номер предписания налогового органа" теперь обязателен (код "2") для чеков коррекции, формируемых по предписанию инспекции.