Предотвращение негативного воздействия вод
Подборка наиболее важных документов по запросу Предотвращение негативного воздействия вод (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 105 "Виды зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФПредотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне затопления, подтопления, возможно, в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения индивидуального жилого дома собственником земельного участка.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 104 "Цели установления зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФПредотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне затопления, подтопления, возможно, в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения индивидуального жилого дома собственником земельного участка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 67.1. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 67.1. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий
Статья: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий;
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 67.1. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий
(ред. от 31.07.2025)Статья 67.1. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий
Статья: Правовая охрана вод при морской добыче нефти в полярных условиях (опыт Норвегии и России)
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В ст. 24, 25 ВдК РФ сказано, что водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, поэтому на органы государственной власти возложены такие полномочия, как разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, осуществление государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, осуществление государственного мониторинга водных объектов, установление правил охраны поверхностных и подземных водных объектов, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, осуществление мер по охране водных объектов.
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В ст. 24, 25 ВдК РФ сказано, что водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, поэтому на органы государственной власти возложены такие полномочия, как разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, осуществление государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, осуществление государственного мониторинга водных объектов, установление правил охраны поверхностных и подземных водных объектов, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, осуществление мер по охране водных объектов.
Статья: Совокупный залог. Часть II: раздробление заложенного имущества
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 4)6. Водные объекты и объекты водоснабжения и водоотведения <189>. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты могут находиться только в федеральной собственности. Однако суды склонны расширительно толковать категорию "водный объект", распространяя правило об исключительной федеральной собственности также на гидротехнические сооружения (плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы, а также другие сооружения, туннели, каналы, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов) <190>. Однако сюда же попадают и объекты, которые потенциально могут стать предметом ипотеки (гидроэлектростанции и насосные станции), в связи с чем такие объекты не могут рассматриваться в качестве предмета ипотеки.
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 4)6. Водные объекты и объекты водоснабжения и водоотведения <189>. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты могут находиться только в федеральной собственности. Однако суды склонны расширительно толковать категорию "водный объект", распространяя правило об исключительной федеральной собственности также на гидротехнические сооружения (плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы, а также другие сооружения, туннели, каналы, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов) <190>. Однако сюда же попадают и объекты, которые потенциально могут стать предметом ипотеки (гидроэлектростанции и насосные станции), в связи с чем такие объекты не могут рассматриваться в качестве предмета ипотеки.
Статья: Развитие цифровизации в сфере использования и охраны водных объектов
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)По существу, создатели указанной цифровой платформы стремятся к максимально возможной унификации ландшафта существующих информационных систем в сфере водных отношений в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Публичная часть платформы направлена на обеспечение доступности информации в виде открытых данных для всех заинтересованных лиц, тогда как остальная часть базы данных с ограниченным доступом предназначена для улучшения взаимодействия органов власти и водопользователей.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)По существу, создатели указанной цифровой платформы стремятся к максимально возможной унификации ландшафта существующих информационных систем в сфере водных отношений в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Публичная часть платформы направлена на обеспечение доступности информации в виде открытых данных для всех заинтересованных лиц, тогда как остальная часть базы данных с ограниченным доступом предназначена для улучшения взаимодействия органов власти и водопользователей.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 16 ст. 1 ВК РФ затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. Исходя из положений ст. 67.1 ВК РФ, установление зон затопления и подтопления является водохозяйственным мероприятием <1> и осуществляется для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 16 ст. 1 ВК РФ затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. Исходя из положений ст. 67.1 ВК РФ, установление зон затопления и подтопления является водохозяйственным мероприятием <1> и осуществляется для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Еще одной группой "проблемных" объектов являются гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (ФЗ от 21.07.1997 N 117 "О безопасности гидротехнических сооружений").
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Еще одной группой "проблемных" объектов являются гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (ФЗ от 21.07.1997 N 117 "О безопасности гидротехнических сооружений").
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Закон направлен на обеспечение реализации государством полномочий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов, а также предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Закон направлен на обеспечение реализации государством полномочий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов, а также предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Статья: Понятие и виды объектов гидроэнергетики: правовой аспект
(Фетисова А.М.)
("Экологическое право", 2025, N 2)- другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и портовых гидротехнических сооружений.
(Фетисова А.М.)
("Экологическое право", 2025, N 2)- другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и портовых гидротехнических сооружений.
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)С точки зрения систематизации видов зон с особыми условиями использования территории (учитывая их закрытый перечень в ст. 105 ЗК РФ и отсутствие их четких признаков) зоны затопления и подтопления относят прежде всего к тем зонам, которые устанавливаются в целях безопасной эксплуатации различных объектов <14> (жилищного и иного назначения), находящихся на таких территориях. Так, по мнению Д.О. Сивакова, назначение зон затопления и подтопления многопланово, поскольку они устанавливаются прежде всего с целью максимально снизить потенциальный вред для неопределенного круга лиц, имущества и окружающей среды в случае наводнения или иного природного явления. Хотя некоторые запреты (например, на размещение мусорных полигонов) близки к целям защиты самого водного объекта (что больше характерно для водоохранных зон) <15>. Целевому назначению зон коррелируют и цели проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках водохозяйственных мероприятий (ч. 1 ст. 67.1 ВК РФ).
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)С точки зрения систематизации видов зон с особыми условиями использования территории (учитывая их закрытый перечень в ст. 105 ЗК РФ и отсутствие их четких признаков) зоны затопления и подтопления относят прежде всего к тем зонам, которые устанавливаются в целях безопасной эксплуатации различных объектов <14> (жилищного и иного назначения), находящихся на таких территориях. Так, по мнению Д.О. Сивакова, назначение зон затопления и подтопления многопланово, поскольку они устанавливаются прежде всего с целью максимально снизить потенциальный вред для неопределенного круга лиц, имущества и окружающей среды в случае наводнения или иного природного явления. Хотя некоторые запреты (например, на размещение мусорных полигонов) близки к целям защиты самого водного объекта (что больше характерно для водоохранных зон) <15>. Целевому назначению зон коррелируют и цели проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках водохозяйственных мероприятий (ч. 1 ст. 67.1 ВК РФ).
Статья: Постоянно действующий орган управления муниципального образования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: задачи, функции, полномочия
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- организация и обеспечение реализации мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования;
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- организация и обеспечение реализации мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования;
Статья: Общая характеристика экологического законодательства в контексте цифровизации государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Как указано в разных источниках <26>, в настоящий момент "начат эксперимент по созданию первого в мире так называемого цифрового двойника речного Обь-Иртышского бассейна. На базе технологий цифровых двойников (Digital Twins) и больших данных (Big Data) планируется создать комплексную систему управления водными ресурсами в рамках речного бассейна, на основе которой можно будет принимать решения по использованию и охране водных объектов, а также по предотвращению негативного воздействия вод. Цифровой двойник бассейна будет действовать на единой цифровой платформе, технологии которой позволят выявлять источники загрязнения, нарушения объемов сбросов и забора воды, оценивать размер причиненного ущерба, определять водохозяйственные и водоохранные меры для восстановления состояния водного объекта, улучшения водохозяйственной обстановки, предотвращения возможных дальнейших нарушений экологического законодательства" <27>.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Как указано в разных источниках <26>, в настоящий момент "начат эксперимент по созданию первого в мире так называемого цифрового двойника речного Обь-Иртышского бассейна. На базе технологий цифровых двойников (Digital Twins) и больших данных (Big Data) планируется создать комплексную систему управления водными ресурсами в рамках речного бассейна, на основе которой можно будет принимать решения по использованию и охране водных объектов, а также по предотвращению негативного воздействия вод. Цифровой двойник бассейна будет действовать на единой цифровой платформе, технологии которой позволят выявлять источники загрязнения, нарушения объемов сбросов и забора воды, оценивать размер причиненного ущерба, определять водохозяйственные и водоохранные меры для восстановления состояния водного объекта, улучшения водохозяйственной обстановки, предотвращения возможных дальнейших нарушений экологического законодательства" <27>.