Предоставление жилья лицам из числа детей-сирот
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление жилья лицам из числа детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение" Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 57 "Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" ЖК РФ"Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 57, 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", постановления Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 года N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан", исходил из того, что право Р., как лица из числа детей-сирот на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда подтверждается, обязанность по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот в Республике Башкортостан возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем именно администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обязана предоставить ФИО1 жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и определенной площадью."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нуждаемость в жилом помещении: взгляд судебной практики
(Папушина Н.Ю.)
("Закон", 2023, N 3)3. Определение нуждаемости при предоставлении
(Папушина Н.Ю.)
("Закон", 2023, N 3)3. Определение нуждаемости при предоставлении
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 109.1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 109.1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 109.1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(ред. от 04.11.2025)Статья 109.1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2386
(ред. от 12.09.2025)
"О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
(вместе с "Положением о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере")9.2. Сведения о включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
(ред. от 12.09.2025)
"О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
(вместе с "Положением о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере")9.2. Сведения о включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
Статья: О финансировании мероприятий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями
(Сенотрусова Е.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)На наш взгляд, имеется действительная потребность внесения изменений в действующее законодательство с целью установления прозрачного и единообразного механизма финансирования предоставления жилья инвалидам за счет средств субъектов Российской Федерации. Указанное позволит сократить нагрузку на судебные органы и, как следствие, на федеральный бюджет, а также обеспечить соблюдение требований долгосрочного бюджетного планирования на региональном уровне. Хаотичное и точечное возложение финансовых обязательств на субъекты Российской Федерации по решениям судов не позволяет заранее спланировать предстоящие расходы на приобретение жилья (безусловно, степень точности планирования в данном случае будет ниже, чем, скажем, в сфере обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где количество нуждающихся известно, по общему правилу, за 4 года до момента возникновения публичного обязательства, но вместе с тем полностью отрицать ее необходимость нельзя).
(Сенотрусова Е.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)На наш взгляд, имеется действительная потребность внесения изменений в действующее законодательство с целью установления прозрачного и единообразного механизма финансирования предоставления жилья инвалидам за счет средств субъектов Российской Федерации. Указанное позволит сократить нагрузку на судебные органы и, как следствие, на федеральный бюджет, а также обеспечить соблюдение требований долгосрочного бюджетного планирования на региональном уровне. Хаотичное и точечное возложение финансовых обязательств на субъекты Российской Федерации по решениям судов не позволяет заранее спланировать предстоящие расходы на приобретение жилья (безусловно, степень точности планирования в данном случае будет ниже, чем, скажем, в сфере обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где количество нуждающихся известно, по общему правилу, за 4 года до момента возникновения публичного обязательства, но вместе с тем полностью отрицать ее необходимость нельзя).
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документ о месте фактического проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на день обращения с заявлением (в случае обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте или лицу из числа детей-сирот, не проживающему на день обращения в жилом помещении, являющемся его местом жительства);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документ о месте фактического проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на день обращения с заявлением (в случае обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте или лицу из числа детей-сирот, не проживающему на день обращения в жилом помещении, являющемся его местом жительства);
Статья: Правовое регулирование вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)С проблематикой социальной адаптации детей-сирот тесно связан вопрос обеспечения их жилищных прав. В этой связи хотелось бы обратить внимание на проекты законов, согласно которым лицам из числа детей-сирот предлагается выдавать государственный жилищный сертификат на однократное получение за счет бюджета субъекта Российской Федерации выплаты для приобретения жилого помещения в собственность. Полагаем, что внесению соответствующих изменений в порядок обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот следует подходить очень взвешенно и осмотрительно. Необходимо не допустить повторения ситуаций с совершением мошеннических сделок с жилыми помещениями детей-сирот. Представляется важным, чтобы в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок выдачи жилищных сертификатов детям-сиротам, были отражены вопросы осуществления контроля за качеством жилья, приобретаемого за счет средств жилищного сертификата, а также обязательного соответствия устанавливаемых нормативов стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории субъекта Российской Федерации рыночным ценам.
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)С проблематикой социальной адаптации детей-сирот тесно связан вопрос обеспечения их жилищных прав. В этой связи хотелось бы обратить внимание на проекты законов, согласно которым лицам из числа детей-сирот предлагается выдавать государственный жилищный сертификат на однократное получение за счет бюджета субъекта Российской Федерации выплаты для приобретения жилого помещения в собственность. Полагаем, что внесению соответствующих изменений в порядок обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот следует подходить очень взвешенно и осмотрительно. Необходимо не допустить повторения ситуаций с совершением мошеннических сделок с жилыми помещениями детей-сирот. Представляется важным, чтобы в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок выдачи жилищных сертификатов детям-сиротам, были отражены вопросы осуществления контроля за качеством жилья, приобретаемого за счет средств жилищного сертификата, а также обязательного соответствия устанавливаемых нормативов стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории субъекта Российской Федерации рыночным ценам.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 2.5 "Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа" Методических рекомендаций по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных письмом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. N ВК-615/07 <157>, со ссылками на ч. 3 и 4 комментируемой статьи отмечено следующее:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 2.5 "Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа" Методических рекомендаций по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных письмом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. N ВК-615/07 <157>, со ссылками на ч. 3 и 4 комментируемой статьи отмечено следующее:
Статья: Жилье сиротам. Практика
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Суд первой инстанции иск удовлетворил, обязав предоставить Ч. по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. При этом указав в решении, что само по себе включение Ч. в соответствующий список не означает, что определенные в федеральном и региональном законах обязанности по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнены. Суд апелляционной инстанции оставил решение суда в силе (см. Апелляционное определение Владимирского областного суда от 29.03.2022 по делу N 33-1051/2022). Выводы суда согласуются с правоприменительной практикой Верховного Суда РФ, где суд указал, что решения с формулировкой "в порядке очередности" нарушают право сироты на обеспечение жильем (см. Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2020 N 16-КГ20-25-К4).
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Суд первой инстанции иск удовлетворил, обязав предоставить Ч. по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. При этом указав в решении, что само по себе включение Ч. в соответствующий список не означает, что определенные в федеральном и региональном законах обязанности по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнены. Суд апелляционной инстанции оставил решение суда в силе (см. Апелляционное определение Владимирского областного суда от 29.03.2022 по делу N 33-1051/2022). Выводы суда согласуются с правоприменительной практикой Верховного Суда РФ, где суд указал, что решения с формулировкой "в порядке очередности" нарушают право сироты на обеспечение жильем (см. Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2020 N 16-КГ20-25-К4).
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)В Определении Конституционного Суда РФ от 26 сентября 2024 г. N 2545-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан на нарушение ее конституционных прав положениями ряда нормативных актов" говорится, что законоположения имеют общее значение и распространяются на все дела об административных правонарушениях, в том числе связанные с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в частности по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)В Определении Конституционного Суда РФ от 26 сентября 2024 г. N 2545-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан на нарушение ее конституционных прав положениями ряда нормативных актов" говорится, что законоположения имеют общее значение и распространяются на все дела об административных правонарушениях, в том числе связанные с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в частности по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот.
Статья: Некоторые проблемы внеочередного предоставления жилья отдельным категориям граждан: анализ правоприменительной практики
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Возникшее обязательство в силу ст. ст. 308.3, 309 ГК РФ должно исполняться в виде натурального предоставления, если законом прямо не предусмотрена возможность его замены денежным предоставлением. В указанных случаях закон не предусматривает возможности взыскать с казны муниципального образования соответствующую сумму на приобретение квартиры в порядке изменения способа исполнения судебного решения. Изменить способ исполнения решения суда на предоставление денежного обеспечения можно только тогда, когда возможность денежного обеспечения по обязательству в виде получения социальных выплат (субсидий) предусмотрена законом. Ранее до изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", такая возможность при предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот была, теперь такой возможности нет, поскольку изменена схема обеспечения этой группы нуждающихся жилыми помещениями. С ними на первые пять лет заключается договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, и только в дальнейшем он может быть трансформирован в социальный найм. Сейчас идет активная дискуссия о возможности изменения порядка реализации права на жилое помещение лицами из числа детей-сирот. Обсуждается возможность предоставления социальной выплаты вместо квартиры хотя бы тем, кто уже более пяти лет состоит на очереди, достиг 23 лет <12>, адаптирован к самостоятельной жизни, но жилья так и не получил. Но пока такое изменение федерального законодательства не произошло, соответствующие попытки замены натурального обеспечения денежным на уровне субъектов РФ недопустимы <13>.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Возникшее обязательство в силу ст. ст. 308.3, 309 ГК РФ должно исполняться в виде натурального предоставления, если законом прямо не предусмотрена возможность его замены денежным предоставлением. В указанных случаях закон не предусматривает возможности взыскать с казны муниципального образования соответствующую сумму на приобретение квартиры в порядке изменения способа исполнения судебного решения. Изменить способ исполнения решения суда на предоставление денежного обеспечения можно только тогда, когда возможность денежного обеспечения по обязательству в виде получения социальных выплат (субсидий) предусмотрена законом. Ранее до изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", такая возможность при предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот была, теперь такой возможности нет, поскольку изменена схема обеспечения этой группы нуждающихся жилыми помещениями. С ними на первые пять лет заключается договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, и только в дальнейшем он может быть трансформирован в социальный найм. Сейчас идет активная дискуссия о возможности изменения порядка реализации права на жилое помещение лицами из числа детей-сирот. Обсуждается возможность предоставления социальной выплаты вместо квартиры хотя бы тем, кто уже более пяти лет состоит на очереди, достиг 23 лет <12>, адаптирован к самостоятельной жизни, но жилья так и не получил. Но пока такое изменение федерального законодательства не произошло, соответствующие попытки замены натурального обеспечения денежным на уровне субъектов РФ недопустимы <13>.