Предоставление сведений о доходах кандидатом
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление сведений о доходах кандидатом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повышение профессионализма глав муниципальных образований посредством совершенствования законодательства о выборах
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Данные о кандидате отражаются: в Интернете на портале ГАС "Выборы" (за исключением сведений о принадлежности к общественному объединению, но с указанием информации о выдвинувшем кандидата избирательном объединении); в бюллетене для голосования (за исключением сведений о месте рождения и образовании); на информационном стенде в помещении для голосования (в объеме, установленном комиссией, но не меньшем, чем объем биографических данных в бюллетене); а также частично доводятся до избирателей через СМИ и иными способами (ст. 33, 61, 63 Федерального закона). С учетом ограниченного объема газетной площади, недостаточного числа избирателей, пользующихся цифровыми сервисами о выборах, основным источником сведений о кандидатах становится информационный стенд. При этом организующие муниципальные выборы комиссии в своей деятельности ориентируются на подходы, сформированные ЦИК России <2>. Большинство из них отказались от ранее действовавшей практики размещения на стенде биографий кандидатов с описанием их трудового пути, ограничившись сведениями из бюллетеня, информацией об образовательной организации и годе окончания учебы, семейном статусе, наличии детей и государственных наградах, а в случае представления - сведениями об имуществе, размере и источниках доходов кандидата.
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Данные о кандидате отражаются: в Интернете на портале ГАС "Выборы" (за исключением сведений о принадлежности к общественному объединению, но с указанием информации о выдвинувшем кандидата избирательном объединении); в бюллетене для голосования (за исключением сведений о месте рождения и образовании); на информационном стенде в помещении для голосования (в объеме, установленном комиссией, но не меньшем, чем объем биографических данных в бюллетене); а также частично доводятся до избирателей через СМИ и иными способами (ст. 33, 61, 63 Федерального закона). С учетом ограниченного объема газетной площади, недостаточного числа избирателей, пользующихся цифровыми сервисами о выборах, основным источником сведений о кандидатах становится информационный стенд. При этом организующие муниципальные выборы комиссии в своей деятельности ориентируются на подходы, сформированные ЦИК России <2>. Большинство из них отказались от ранее действовавшей практики размещения на стенде биографий кандидатов с описанием их трудового пути, ограничившись сведениями из бюллетеня, информацией об образовательной организации и годе окончания учебы, семейном статусе, наличии детей и государственных наградах, а в случае представления - сведениями об имуществе, размере и источниках доходов кандидата.
Статья: О влиянии цифровых технологий на правопорядок в избирательном процессе
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Цифровыми сервисами сейчас обслуживается предоставление информации о своем избирательном участке, о проходящих выборах, кандидатах, о списках избирателей. Однако не используется пока в полной мере потенциал цифрового обслуживания действий кандидатов на выборные должности при представлении ими документов для регистрации в избирательных комиссиях. Справедливо отмечается, что отдельные виды сведений можно получить от соответствующих государственных структур, а не требовать их представления кандидатом или политической партией (сведения о доходах, имуществе, имущественных правах, документ о государственной регистрации избирательного объединения и пр.) <11>. Более того, непосредственное получение информации из государственных структур исключило бы коррупционные подтасовки таких данных самими кандидатами на выборные должности, а также значительно сэкономило бы временные и организационные ресурсы, используемые организаторами выборов для проверки этих данных на предмет их достоверности.
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Цифровыми сервисами сейчас обслуживается предоставление информации о своем избирательном участке, о проходящих выборах, кандидатах, о списках избирателей. Однако не используется пока в полной мере потенциал цифрового обслуживания действий кандидатов на выборные должности при представлении ими документов для регистрации в избирательных комиссиях. Справедливо отмечается, что отдельные виды сведений можно получить от соответствующих государственных структур, а не требовать их представления кандидатом или политической партией (сведения о доходах, имуществе, имущественных правах, документ о государственной регистрации избирательного объединения и пр.) <11>. Более того, непосредственное получение информации из государственных структур исключило бы коррупционные подтасовки таких данных самими кандидатами на выборные должности, а также значительно сэкономило бы временные и организационные ресурсы, используемые организаторами выборов для проверки этих данных на предмет их достоверности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу.
Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364
(ред. от 26.06.2023)
"О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции"
(вместе с "Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации", "Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений", "Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений")"4.1. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем, представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.";
(ред. от 26.06.2023)
"О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции"
(вместе с "Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации", "Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений", "Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений")"4.1. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем, представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.";
Статья: Динамизм развития электоральных правоотношений партий и кандидатов
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Выбытие кандидатов. Устанавливая основные требования, предъявляемые к выдвигаемым кандидатам, законодатель ориентирует лиц, реализующих свое пассивное избирательное право, на определенные социальные ожидания избирательного корпуса и формулирует требования к "качественному" составу кандидатов: отсутствие гражданства иностранного государства, отсутствие ограничений пассивного избирательного права в связи с наличием судимости за преступления определенных категорий, запрет на принадлежность к экстремистской организации, необходимость информирования о наличии статуса иностранного агента и др. Возлагаемая на политическую партию обязанность представить в соответствующую избирательную комиссию документы на кандидата, выдвинутого в составе списка, опосредует связь между партией и кандидатом в отношении обеспечения гарантий достоверности представляемых сведений. До начала избирательной кампании партии должны проверить сведения о кандидатах, кандидаты должны представить достоверные сведения о себе, в том числе о когда-либо имевшейся судимости, гражданстве, о доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности, и др. Негативные последствия неисполнения установленных требований выражаются как в выбытии отдельных кандидатов из списка, так и в отказе в регистрации или в аннулировании регистрации всего партийного списка, что предполагает взаимную ответственность партий и кандидатов.
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Выбытие кандидатов. Устанавливая основные требования, предъявляемые к выдвигаемым кандидатам, законодатель ориентирует лиц, реализующих свое пассивное избирательное право, на определенные социальные ожидания избирательного корпуса и формулирует требования к "качественному" составу кандидатов: отсутствие гражданства иностранного государства, отсутствие ограничений пассивного избирательного права в связи с наличием судимости за преступления определенных категорий, запрет на принадлежность к экстремистской организации, необходимость информирования о наличии статуса иностранного агента и др. Возлагаемая на политическую партию обязанность представить в соответствующую избирательную комиссию документы на кандидата, выдвинутого в составе списка, опосредует связь между партией и кандидатом в отношении обеспечения гарантий достоверности представляемых сведений. До начала избирательной кампании партии должны проверить сведения о кандидатах, кандидаты должны представить достоверные сведения о себе, в том числе о когда-либо имевшейся судимости, гражданстве, о доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности, и др. Негативные последствия неисполнения установленных требований выражаются как в выбытии отдельных кандидатов из списка, так и в отказе в регистрации или в аннулировании регистрации всего партийного списка, что предполагает взаимную ответственность партий и кандидатов.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Мурашкин Игорь Юрьевич, доцент кафедры прокурорского надзора и участия прокуроров в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, старший советник юстиции.
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Мурашкин Игорь Юрьевич, доцент кафедры прокурорского надзора и участия прокуроров в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, старший советник юстиции.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) предоставляемых избирательным комиссиям по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) предоставляемых избирательным комиссиям по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
Статья: Новый порядок размещения открытых данных
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)5) предоставляемых избирательным комиссиям по законодательству о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)5) предоставляемых избирательным комиссиям по законодательству о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
Статья: Особенности защиты избирательных прав в условиях применения актов избирательных комиссий рекомендательного характера или имеющих нормативные свойства
(Воронин Д.Ю.)
(Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2022)Так, например, Постановлением ЦИК России от 02.04.2014 N 224/1444-6 утверждены Методические рекомендации по разработке календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов в субъектах Российской Федерации, Постановлением от 27.03.2006 N 174/1121-4 - Методические рекомендации по организации деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе, Постановлением от 08.08.2018 N 174/1414-7 - Методические рекомендации по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации.
(Воронин Д.Ю.)
(Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2022)Так, например, Постановлением ЦИК России от 02.04.2014 N 224/1444-6 утверждены Методические рекомендации по разработке календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов в субъектах Российской Федерации, Постановлением от 27.03.2006 N 174/1121-4 - Методические рекомендации по организации деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе, Постановлением от 08.08.2018 N 174/1414-7 - Методические рекомендации по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В целом необходимо подчеркнуть, что при проведении любых мероприятий налогового контроля налоговые и иные уполномоченные государственные органы должны обеспечивать сохранение режима налоговой тайны. При этом в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением: 1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика; 2) сведений об ИНН; 3) сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения; 4) сведений, предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией; 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В целом необходимо подчеркнуть, что при проведении любых мероприятий налогового контроля налоговые и иные уполномоченные государственные органы должны обеспечивать сохранение режима налоговой тайны. При этом в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением: 1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика; 2) сведений об ИНН; 3) сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения; 4) сведений, предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией; 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.