Предоставление контейнеров региональным оператором
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление контейнеров региональным оператором (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Вопреки доводам общества содержание мест сбора ТКО, располагающихся на земельном участке, составляющем общее имущество многоквартирного дома, включает в себя также поддержание в надлежащем состоянии контейнеров для сбора ТКО (доказательств принадлежности данных контейнеров региональному оператору либо иному лицу не представлено).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
(Арбитражный суд Уральского округа)Обществом была подана заявка региональному оператору о наличии у него определенного количества контейнеров для раздельного сбора отходов, сведения о которых были включены в приложение к типовому договору, заключенному с региональным оператором.
(Арбитражный суд Уральского округа)Обществом была подана заявка региональному оператору о наличии у него определенного количества контейнеров для раздельного сбора отходов, сведения о которых были включены в приложение к типовому договору, заключенному с региональным оператором.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Взыщет ли оператор плату за вывоз ТКО с потребителя, который не указан в территориальной схеме обращения с отходами как источник их образования
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод из судебной практики: плату за вывоз ТКО не взыщут, если в территориальной схеме обращения с отходами потребитель не указан как источник образования ТКО на контейнерной площадке (указан, но фактически площадки нет) и региональный оператор не доказал, что предоставил услуги собственнику ТКО.
Взыщет ли оператор плату за вывоз ТКО с потребителя, который не указан в территориальной схеме обращения с отходами как источник их образования
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод из судебной практики: плату за вывоз ТКО не взыщут, если в территориальной схеме обращения с отходами потребитель не указан как источник образования ТКО на контейнерной площадке (указан, но фактически площадки нет) и региональный оператор не доказал, что предоставил услуги собственнику ТКО.
Путеводитель по судебной практике: Электронные доказательства в арбитражном процессе.
Можно ли использовать в качестве доказательства данные ГЛОНАСС
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как правомерно указали суды региональный оператор, ООО "Полигон" вывозит ТКО со всех известных контейнерных площадок. В материалы дела истцом были представлены отчеты системы "ГЛОНАСС" за период: февраль 2020 - декабрь 2020 года с указанием адресов места накопления отходов и времени движения мусоровозов.
Можно ли использовать в качестве доказательства данные ГЛОНАСС
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как правомерно указали суды региональный оператор, ООО "Полигон" вывозит ТКО со всех известных контейнерных площадок. В материалы дела истцом были представлены отчеты системы "ГЛОНАСС" за период: февраль 2020 - декабрь 2020 года с указанием адресов места накопления отходов и времени движения мусоровозов.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)В пункте 10 указанных правил определены возможные способы складирования ТКО потребителями, в частности, в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)В пункте 10 указанных правил определены возможные способы складирования ТКО потребителями, в частности, в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")90. Необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, расходов на создание и эксплуатацию перегрузочных станций, включенных в территориальную схему, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному исполнительным органом субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")90. Необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, расходов на создание и эксплуатацию перегрузочных станций, включенных в территориальную схему, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному исполнительным органом субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Статья: Коммуналка. Эти загадочные "ТКО"
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Лицо, владеющее нежилым помещением, расположенным в МКД, направило региональному оператору заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО исходя из объема принадлежащих ему контейнеров, представив необходимые документы, указав сведения о контейнерах и адрес их расположения. Региональный оператор оказывал услуги по вывозу ТКО исходя из количества и объема принадлежащих потребителю контейнеров для накопления ТКО, расположенных на специально оборудованной площадке предпринимателя, с указанной в заявке периодичностью. Собственник отходов производил оплату услуг по вывозу ТКО исходя из фактически вывезенного объема.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Лицо, владеющее нежилым помещением, расположенным в МКД, направило региональному оператору заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО исходя из объема принадлежащих ему контейнеров, представив необходимые документы, указав сведения о контейнерах и адрес их расположения. Региональный оператор оказывал услуги по вывозу ТКО исходя из количества и объема принадлежащих потребителю контейнеров для накопления ТКО, расположенных на специально оборудованной площадке предпринимателя, с указанной в заявке периодичностью. Собственник отходов производил оплату услуг по вывозу ТКО исходя из фактически вывезенного объема.
Статья: Проблемы соблюдения антимонопольного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Таким образом, все три названные функции позволяют квалифицировать деятельность регионального оператора в качестве организационной, в процессе которой обеспечиваются благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее санитарное содержание контейнерных площадок, а также предоставление коммунальных услуг гражданам и юридическим лицам.
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Таким образом, все три названные функции позволяют квалифицировать деятельность регионального оператора в качестве организационной, в процессе которой обеспечиваются благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее санитарное содержание контейнерных площадок, а также предоставление коммунальных услуг гражданам и юридическим лицам.
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)принять меры для учета объема и (или) массы отходов тем способом, который выбрал сам. Собственник отходов вправе при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором выбрать учет ТКО по нормативу их накопления либо по количеству и объему контейнеров, установленных в местах накопления ТКО (п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021); п. 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)). В противном случае вы можете подать жалобу в антимонопольный орган на действия регионального оператора, если он злоупотребляет доминирующим положением на рынке и навязывает невыгодные условия при заключении договора по обращению с ТКО. Такие условия могут выражаться в учете объема и (или) массы отходов расчетным путем исходя из норматива накопления отходов, а не исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Антимонопольный орган в этом случае вправе выдать предписание региональному оператору о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 41 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)).
(КонсультантПлюс, 2025)принять меры для учета объема и (или) массы отходов тем способом, который выбрал сам. Собственник отходов вправе при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором выбрать учет ТКО по нормативу их накопления либо по количеству и объему контейнеров, установленных в местах накопления ТКО (п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021); п. 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)). В противном случае вы можете подать жалобу в антимонопольный орган на действия регионального оператора, если он злоупотребляет доминирующим положением на рынке и навязывает невыгодные условия при заключении договора по обращению с ТКО. Такие условия могут выражаться в учете объема и (или) массы отходов расчетным путем исходя из норматива накопления отходов, а не исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Антимонопольный орган в этом случае вправе выдать предписание региональному оператору о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 41 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)).
Вопрос: Возможно ли в договор с региональным оператором ТКО включить условие об учете ТКО на основе количества и объема контейнеров для накопления ТКО?
(Консультация эксперта, 2022)В другой ситуации (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.02.2021 N Ф09-173/21 по делу N А76-12197/2020) арбитражный суд, напротив, указывал, что контейнер для накопления ТКО должен быть предоставлен региональным оператором ТКО.
(Консультация эксперта, 2022)В другой ситуации (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.02.2021 N Ф09-173/21 по делу N А76-12197/2020) арбитражный суд, напротив, указывал, что контейнер для накопления ТКО должен быть предоставлен региональным оператором ТКО.
Статья: Бесконтейнерная система удаления отходов: проблемы правового регулирования
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Органы власти субъектов Российской Федерации рассматривают в качестве основания для использования бесконтейнерной системы удаления ТКО п. 10 Правил обращения с ТКО <5> (далее - Правила 2016 г.), который разрешает складировать ТКО в местах (площадках) накопления не только в контейнеры и бункеры, но и в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Однако Правила 2016 г. не освобождают органы публичной власти от организации мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих санитарным нормам и правилам.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Органы власти субъектов Российской Федерации рассматривают в качестве основания для использования бесконтейнерной системы удаления ТКО п. 10 Правил обращения с ТКО <5> (далее - Правила 2016 г.), который разрешает складировать ТКО в местах (площадках) накопления не только в контейнеры и бункеры, но и в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Однако Правила 2016 г. не освобождают органы публичной власти от организации мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих санитарным нормам и правилам.
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств использования ответчиком контейнера объемом 1,1 куб. м, в удовлетворении иска суд отказал. Решение суда первой инстанции сторонами не обжаловалось.
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств использования ответчиком контейнера объемом 1,1 куб. м, в удовлетворении иска суд отказал. Решение суда первой инстанции сторонами не обжаловалось.
Вопрос: Оператор по сбору и утилизации твердых бытовых отходов взыскивает с собственников частных жилых домов плату за оказанные за прошлый год услуги. Письменный договор об указанных услугах не заключался. Возникает ли обязанность оплачивать услуги оператора по сбору и утилизации ТБО при отсутствии письменного договора?
(Консультация эксперта, 2023)На основании указанной судебной практики также можно сделать вывод, что, если услуга фактически оказывается и потребляется и доказательство обратного представлено быть не может, оплачивать сбор и утилизацию твердых бытовых отходов необходимо вне зависимости от заключения письменного договора с оператором (региональным оператором). Момент, с которого начисления могут быть начаты, - дата установки контейнера для приема мусора в пределах досягаемости владельца жилого дома.
(Консультация эксперта, 2023)На основании указанной судебной практики также можно сделать вывод, что, если услуга фактически оказывается и потребляется и доказательство обратного представлено быть не может, оплачивать сбор и утилизацию твердых бытовых отходов необходимо вне зависимости от заключения письменного договора с оператором (региональным оператором). Момент, с которого начисления могут быть начаты, - дата установки контейнера для приема мусора в пределах досягаемости владельца жилого дома.