Предоставление информации по депутатскому запросу
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление информации по депутатскому запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Запрос депутата муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)1. Отказ в предоставлении информации по запросу депутата муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)1. Отказ в предоставлении информации по запросу депутата муниципального образования
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение прав граждан и отказ предоставить информацию
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за отказ в предоставлении информации адвокату
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за отказ в предоставлении информации адвокату
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика реализации в административном судопроизводстве и нормотворчестве запрета на преодоление решения суда о признании нормативного правового акта недействующим повторным принятием такого же акта
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими, должны быть отражены в мотивировочной части решения. Здесь нельзя не согласиться с В.Б. Немцевой в том, что мотивы решения суда по делам об оспаривании нормативных актов являются суждениями суда о содержании нормативных актов. Судебное решение об оспаривании нормативного акта имеет специфический объект исследования - нормативный акт. Его содержанием является толкование нормативных актов. Резолютивная часть решения не может быть понята в отрыве от его мотивов. При реализации оспоренных норм имеет значение не только вывод суда по делу об оспаривании нормативного акта, но и сам ход его рассуждений. Непризнание за мотивами судебного решения законной силы приведет к неправильной реализации судебных предписаний. Мотивы судебного решения по делам об оспаривании нормативного акта, которые заключаются в толковании правовых норм, вступают в законную силу, являются окончательными, их обязательность имеет и преюдициальное значение при рассмотрении судом дел об оспаривании производных или повторных актов <64>. Приведем пример повторного принятия акта, не учитывающего мотивы признания первоначального акта недействующими. Так, признаны недействующими нормы закона Самарской области о статусе депутата Самарской губернской думы в части, обязывающей руководителей и (или) должностных лиц организаций в установленные сроки представить запрошенную депутатом информацию, сведения и документы на запрос или ответ на его обращение, безотлагательно принять депутата <65>. В модернизированном регулировании данная обязанность возложена на руководителей и (или) должностных лиц организаций, финансируемых за счет средств областного и местного бюджета, либо имеющих льготы по уплате региональных и местных налогов, либо имеющих в качестве учредителей государственные органы Самарской области, органы местного самоуправления. При оценке внесенных изменений суд указал, что они направлены на исполнение судебного акта, но не отвечают требованиям законодательства по тем же основаниям (региональный законодатель вышел за пределы полномочий, поскольку регулирование деятельности юридических лиц, не подведомственных органам государственной власти Самарской области, является прерогативой федерального законодателя) <66>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими, должны быть отражены в мотивировочной части решения. Здесь нельзя не согласиться с В.Б. Немцевой в том, что мотивы решения суда по делам об оспаривании нормативных актов являются суждениями суда о содержании нормативных актов. Судебное решение об оспаривании нормативного акта имеет специфический объект исследования - нормативный акт. Его содержанием является толкование нормативных актов. Резолютивная часть решения не может быть понята в отрыве от его мотивов. При реализации оспоренных норм имеет значение не только вывод суда по делу об оспаривании нормативного акта, но и сам ход его рассуждений. Непризнание за мотивами судебного решения законной силы приведет к неправильной реализации судебных предписаний. Мотивы судебного решения по делам об оспаривании нормативного акта, которые заключаются в толковании правовых норм, вступают в законную силу, являются окончательными, их обязательность имеет и преюдициальное значение при рассмотрении судом дел об оспаривании производных или повторных актов <64>. Приведем пример повторного принятия акта, не учитывающего мотивы признания первоначального акта недействующими. Так, признаны недействующими нормы закона Самарской области о статусе депутата Самарской губернской думы в части, обязывающей руководителей и (или) должностных лиц организаций в установленные сроки представить запрошенную депутатом информацию, сведения и документы на запрос или ответ на его обращение, безотлагательно принять депутата <65>. В модернизированном регулировании данная обязанность возложена на руководителей и (или) должностных лиц организаций, финансируемых за счет средств областного и местного бюджета, либо имеющих льготы по уплате региональных и местных налогов, либо имеющих в качестве учредителей государственные органы Самарской области, органы местного самоуправления. При оценке внесенных изменений суд указал, что они направлены на исполнение судебного акта, но не отвечают требованиям законодательства по тем же основаниям (региональный законодатель вышел за пределы полномочий, поскольку регулирование деятельности юридических лиц, не подведомственных органам государственной власти Самарской области, является прерогативой федерального законодателя) <66>.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"12) обращение сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - документ, направленный в органы прокуратуры, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос;
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"12) обращение сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - документ, направленный в органы прокуратуры, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос;
Паспорт проекта Федерального закона N 901039-8
"О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (в части предоставления судам (судьям) права на запрос и получение сведений из ЕГР ЗАГС в электронном виде)"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Н.А. Останиной, В.В. Кулиевой, М.В. Дроботом)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 901039-8
"О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (в части предоставления судам (судьям) права на запрос и получение сведений из ЕГР ЗАГС в электронном виде)"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Н.А. Останиной, В.В. Кулиевой, М.В. Дроботом)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 901039-8
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 21)Предлагается минимум вдвое повысить установленные ст. 19.4.1 КоАП РФ административные штрафы за действия и бездействие, которые мешают провести или завершить проверку в рамках законодательства о госконтроле или защиты прав потребителей. Такие штрафы назначают, если, например, не пустить проверяющих, не представить по их запросу документы, не сообщить информацию.
("Главная книга", 2024, N 21)Предлагается минимум вдвое повысить установленные ст. 19.4.1 КоАП РФ административные штрафы за действия и бездействие, которые мешают провести или завершить проверку в рамках законодательства о госконтроле или защиты прав потребителей. Такие штрафы назначают, если, например, не пустить проверяющих, не представить по их запросу документы, не сообщить информацию.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Часть 6 комментируемой статьи наделяет кредитные организации информационной обязанностью перед Центральной избирательной комиссией РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ представлять информацию по их запросам о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведений о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, направляемым в целях проведения предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Часть 6 комментируемой статьи наделяет кредитные организации информационной обязанностью перед Центральной избирательной комиссией РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ представлять информацию по их запросам о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведений о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, направляемым в целях проведения предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии.
Статья: Парламентский контроль как средство оценки и повышения эффективности публичной власти
(Ульянов А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Одним из способов повышения эффективности органов публичной власти и привлечения внимания должностных лиц к значимым социально-экономическим проблемам является парламентский или депутатский запрос (депутатское обращение). Федеральное законодательство не содержит определение понятий "парламентский запрос" или "депутатский запрос". Законодательство субъектов РФ, по сути, отождествляет понятия "депутатский запрос" и "депутатское обращение". Так, Регламент Законодательного собрания Нижегородской области под депутатским запросом понимает письменное обращение депутата (группы депутатов), фракции, комитета по вопросам, связанным с реализацией полномочий Собрания, полномочий депутатов, а также по иным вопросам, имеющим общественное значение (п. 1 ст. 40). Депутатским обращением называется обращение депутата в письменной форме в органы государственной власти области, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации с просьбой осуществить какие-либо меры, предоставить информацию, предложения, разъяснения по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью (ст. 40.1) <11>.
(Ульянов А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Одним из способов повышения эффективности органов публичной власти и привлечения внимания должностных лиц к значимым социально-экономическим проблемам является парламентский или депутатский запрос (депутатское обращение). Федеральное законодательство не содержит определение понятий "парламентский запрос" или "депутатский запрос". Законодательство субъектов РФ, по сути, отождествляет понятия "депутатский запрос" и "депутатское обращение". Так, Регламент Законодательного собрания Нижегородской области под депутатским запросом понимает письменное обращение депутата (группы депутатов), фракции, комитета по вопросам, связанным с реализацией полномочий Собрания, полномочий депутатов, а также по иным вопросам, имеющим общественное значение (п. 1 ст. 40). Депутатским обращением называется обращение депутата в письменной форме в органы государственной власти области, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации с просьбой осуществить какие-либо меры, предоставить информацию, предложения, разъяснения по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью (ст. 40.1) <11>.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Поскольку Конституционный Суд РФ фактически начал рассмотрение по существу вопроса о соответствии Конституции новых параметров пенсионного возраста, хотя депутатский запрос не содержал для этого каких-либо оснований и аргументов, то вызывает удивление, что не было обращено внимание на отсутствие среди обоснований для повышения пенсионного возраста сведений о современном (актуальном) возрасте утраты трудоспособности в России. Имелись все правовые возможности при предварительном изучении депутатского запроса истребовать эту определяющую для повышения пенсионного возраста статистику и информацию, однако Суд этого не сделал.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Поскольку Конституционный Суд РФ фактически начал рассмотрение по существу вопроса о соответствии Конституции новых параметров пенсионного возраста, хотя депутатский запрос не содержал для этого каких-либо оснований и аргументов, то вызывает удивление, что не было обращено внимание на отсутствие среди обоснований для повышения пенсионного возраста сведений о современном (актуальном) возрасте утраты трудоспособности в России. Имелись все правовые возможности при предварительном изучении депутатского запроса истребовать эту определяющую для повышения пенсионного возраста статистику и информацию, однако Суд этого не сделал.
Статья: О правовых последствиях анонимных обращений в ФАС России
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Приложив справку об этом, заместитель генерального директора обратился к депутату и в прокуратуру, обратив внимание на то, что действия под чужим именем запрещены, а он никакого обращения не направлял. Вскоре депутат Государственной Думы РФ прислал официальное извинение. Прокуратура в отличие от депутата пыталась настаивать на своем праве направлять требование на основе полученного запроса. Очевидно было то, что отказ в представлении информации был воспринят как попытка скрыть имеющееся нарушение.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Приложив справку об этом, заместитель генерального директора обратился к депутату и в прокуратуру, обратив внимание на то, что действия под чужим именем запрещены, а он никакого обращения не направлял. Вскоре депутат Государственной Думы РФ прислал официальное извинение. Прокуратура в отличие от депутата пыталась настаивать на своем праве направлять требование на основе полученного запроса. Очевидно было то, что отказ в представлении информации был воспринят как попытка скрыть имеющееся нарушение.
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)3) содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений. В частности, сведения, содержащиеся в интервью должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений, официальных представителей их пресс-служб, представляют собой ответ на запрос информации (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16);
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)3) содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений. В частности, сведения, содержащиеся в интервью должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений, официальных представителей их пресс-служб, представляют собой ответ на запрос информации (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16);