Предоставление адресно-справочной информации
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление адресно-справочной информации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации""Поскольку органами МВД России осуществляется учет и хранение сведений о гражданах Российской Федерации, а не о местах их пребывания или жительства (ведется личностный, а не адресный учет, картотека адресно-справочной работы управления сформирована по фамилии, имени, отчеству граждан в алфавитном порядке (иной порядок систематизации, учета и предоставления информации действующим законодательством не определен); общество не относится к субъектам, имеющим право на получение содержащихся в базе данных сведений на основании части пятнадцатой статьи 3 Закона N 5242-1; запрос общества о предоставлении адресно-справочной информации не отвечал требованиям части четырнадцатой статьи 3 Закона N 5242-1, Правил N 4, Административного регламента, у отдела не имелось правовых оснований для предоставления запрошенной обществом информации о фамилии, имени, отчестве, паспортных данных, дате и месте рождения граждан."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О достоверности и новизне некоторых результатов современных исследований развития научных представлений об административном усмотрении и полицейском праве
(Соловей Ю.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Другим примером можно считать ч. 14 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", которая обязывает территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставлять адресно-справочную информацию физическим и юридическим лицам по их запросам при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается <36>. Данная "позитивная" деятельность полиции урегулирована Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденным Приказом МВД России от 23 декабря 2022 г. N 984 <37> (курсив мой. - Ю.С.). Подобное положение закона, как и многие другие правовые предписания, доказывает справедливость обратного утверждения: полиция не только "полицействует", но, оказывается, еще и администрирует.
(Соловей Ю.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Другим примером можно считать ч. 14 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", которая обязывает территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставлять адресно-справочную информацию физическим и юридическим лицам по их запросам при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается <36>. Данная "позитивная" деятельность полиции урегулирована Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденным Приказом МВД России от 23 декабря 2022 г. N 984 <37> (курсив мой. - Ю.С.). Подобное положение закона, как и многие другие правовые предписания, доказывает справедливость обратного утверждения: полиция не только "полицействует", но, оказывается, еще и администрирует.
Статья: Анализ нормативно-правового регулирования пенитенциарной пробации
(Лебешев И.С., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 4)<10> Приказ МВД России от 23 декабря 2022 г. N 984 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405964253/?ysclid=m3w4 pu5n4b694578287 (дата обращения: 25.11.2024).
(Лебешев И.С., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 4)<10> Приказ МВД России от 23 декабря 2022 г. N 984 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405964253/?ysclid=m3w4 pu5n4b694578287 (дата обращения: 25.11.2024).
Нормативные акты
Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1
(ред. от 13.12.2024)
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Собственник жилого помещения вправе получать адресно-справочную информацию в отношении лиц, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, в объеме, предусмотренном абзацами вторым, третьим и пятым (в части сведений о дате регистрации по месту жительства (месту пребывания) части одиннадцатой настоящей статьи, без их согласия. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(ред. от 13.12.2024)
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Собственник жилого помещения вправе получать адресно-справочную информацию в отношении лиц, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, в объеме, предусмотренном абзацами вторым, третьим и пятым (в части сведений о дате регистрации по месту жительства (месту пребывания) части одиннадцатой настоящей статьи, без их согласия. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказ МВД России от 23.12.2022 N 984
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71910)Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2022 г. N 71910
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71910)Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2022 г. N 71910
Статья: К вопросу о типологизации позитивных административных производств в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
(Разгон О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Предоставление ОВД РФ по запросу заинтересованного субъекта документов, содержащих необходимую информацию о лицах, определяет следующую группу позитивных административных производств. На сегодняшний день в ОВД РФ два подразделения осуществляют данный вид деятельности: подразделение по вопросам миграции и Главный информационно-аналитический центр. Первое предоставляет адресно-справочную информацию (например, о факте регистрации по месту жительства), второе осуществляет выдачу справок (например, выдачу справок о наличии (отсутствии) судимости).
(Разгон О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Предоставление ОВД РФ по запросу заинтересованного субъекта документов, содержащих необходимую информацию о лицах, определяет следующую группу позитивных административных производств. На сегодняшний день в ОВД РФ два подразделения осуществляют данный вид деятельности: подразделение по вопросам миграции и Главный информационно-аналитический центр. Первое предоставляет адресно-справочную информацию (например, о факте регистрации по месту жительства), второе осуществляет выдачу справок (например, выдачу справок о наличии (отсутствии) судимости).
Статья: К вопросу о розыске и извещении наследника нотариусом
(Катукова С.Ю., Шундик И.А.)
("Нотариус", 2022, N 5)Возможности современного электронного нотариата позволяют получать информацию от различных государственных и негосударственных органов в порядке межведомственного взаимодействия <14>. Может ли нотариус получить адресно-справочную информацию о месте регистрации наследника, фамилия, имя, отчество которого известны нотариусу, посредством государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации в органах МВД <15>? Согласно Административному регламенту МВД такая государственная услуга предоставляется без взимания платы. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не превышает пяти рабочих дней. За это время может быть обнаружена необходимая информация как в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, так и в архивных адресно-справочных учетах. Однако практика показывает, что запросы в отношении актуальных адресов наследников в настоящее время для нотариусов практически невыполнимы. Прежде всего фамилия, имя, отчество и дата рождения наследника не являются достаточными данными для идентификации личности. Нотариусам известно, какое количество совпадений имеется по фамилии, имени, отчеству и дате рождения на территории всех субъектов Российской Федерации. Например, для банков дополнительным идентифицирующим признаком, кроме паспортных данных, является место регистрации по месту жительства клиента. Но такие данные не содержатся в тексте завещания, поэтому осуществить розыск по данным, содержащимся в завещании, не представляется возможным. К сожалению, электронное взаимодействие в настоящее время пока не дает желаемых результатов из-за ограниченности формируемых видов запросов.
(Катукова С.Ю., Шундик И.А.)
("Нотариус", 2022, N 5)Возможности современного электронного нотариата позволяют получать информацию от различных государственных и негосударственных органов в порядке межведомственного взаимодействия <14>. Может ли нотариус получить адресно-справочную информацию о месте регистрации наследника, фамилия, имя, отчество которого известны нотариусу, посредством государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации в органах МВД <15>? Согласно Административному регламенту МВД такая государственная услуга предоставляется без взимания платы. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не превышает пяти рабочих дней. За это время может быть обнаружена необходимая информация как в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, так и в архивных адресно-справочных учетах. Однако практика показывает, что запросы в отношении актуальных адресов наследников в настоящее время для нотариусов практически невыполнимы. Прежде всего фамилия, имя, отчество и дата рождения наследника не являются достаточными данными для идентификации личности. Нотариусам известно, какое количество совпадений имеется по фамилии, имени, отчеству и дате рождения на территории всех субъектов Российской Федерации. Например, для банков дополнительным идентифицирующим признаком, кроме паспортных данных, является место регистрации по месту жительства клиента. Но такие данные не содержатся в тексте завещания, поэтому осуществить розыск по данным, содержащимся в завещании, не представляется возможным. К сожалению, электронное взаимодействие в настоящее время пока не дает желаемых результатов из-за ограниченности формируемых видов запросов.
Статья: Правовые проблемы предоставления государственных услуг в сфере миграции
(Андриченко Л.В., Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)<1> Услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства; регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; оформлению и выдаче заграничных паспортов сроком действия 5 лет и нового поколения со сроком действия 10 лет; предоставлению адресно-справочной информации; предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия.
(Андриченко Л.В., Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)<1> Услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства; регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; оформлению и выдаче заграничных паспортов сроком действия 5 лет и нового поколения со сроком действия 10 лет; предоставлению адресно-справочной информации; предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)В силу ст. 28.2 КоАП РФ одной из групп сведений, излагаемых в протоколе об административном правонарушении, являются данные о лицах, причастных к административному правонарушению: сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших. "При этом следует руководствоваться положениями Административного регламента по предоставлению адресно-справочной информации <1>. Сличение паспортных данных должно производиться в целях идентификации лица, привлекаемого к ответственности. Желательно сопоставление подписей на процессуальных документах и обычно проставляемой подписи при вручении указанных документов, повесток, извещений и т.д." <2>.
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)В силу ст. 28.2 КоАП РФ одной из групп сведений, излагаемых в протоколе об административном правонарушении, являются данные о лицах, причастных к административному правонарушению: сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших. "При этом следует руководствоваться положениями Административного регламента по предоставлению адресно-справочной информации <1>. Сличение паспортных данных должно производиться в целях идентификации лица, привлекаемого к ответственности. Желательно сопоставление подписей на процессуальных документах и обычно проставляемой подписи при вручении указанных документов, повесток, извещений и т.д." <2>.