Предмет теории государства и права
Подборка наиболее важных документов по запросу Предмет теории государства и права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-процессуальные средства в механизме обеспечения прав граждан, подвергшихся семейному насилию
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Понятие "правовое средство" как правовая категория стало употребляться с конца 1870-х гг. <5> и в дальнейшем прочно вошло в обиход отечественных ученых. На современном этапе правовые средства содержат в себе свойства правовой категории, которые учеными определяются как "правовые ценности и фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений и процессов; входят в содержание предмета теории государства и права" [3, с. 80].
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Понятие "правовое средство" как правовая категория стало употребляться с конца 1870-х гг. <5> и в дальнейшем прочно вошло в обиход отечественных ученых. На современном этапе правовые средства содержат в себе свойства правовой категории, которые учеными определяются как "правовые ценности и фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений и процессов; входят в содержание предмета теории государства и права" [3, с. 80].
Статья: Непосредственная демократия "ad hoc": к вопросу об экстраординарных формах прямого народовластия
(Убасев В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Рассматривается возможность отнесения институтов непосредственной демократии к законодательству "ad hoc" - институтам, являющимся экстраординарными формами непосредственного выражения власти народа. Определяются критерии разграничения таких форм непосредственной демократии с формами, имеющими ординарный характер, то есть рассчитанными на неоднократное применение. Исследуется вопрос о преимуществах форм непосредственного волеизъявления народа, относимых к законодательству "ad hoc", перед ординарными формами. Также в статье поднимается вопрос о рисках, которые могут реализоваться при применении особых институтов непосредственной демократии для решения конкретных задач. Приводится анализ спорных, неочевидных в контексте исследования форм непосредственной демократии, которые на первый взгляд можно отнести к законодательству "ad hoc", однако при их детальном рассмотрении данная гипотеза не подтверждается. Методологическая основа исследования сформирована прежде всего из общенаучных методов: анализа, синтеза и сравнения. Также использованы методы юридических наук: метод сравнительного правоведения и правового прогнозирования. Актуальность и новизна исследования обусловлены небольшим числом исследований, посвященных данной теме - с одной стороны и возрастающим интересом к применению институтов конституционного права, относящихся к законодательству "ad hoc" при реализации непосредственного народовластия - с другой. В настоящий момент существуют исследования по рассмотренной тематике, выполненные в рамках предмета теории государства и права, о чем говорится в статье. При этом предметных конституционно-правовых исследований просто нет. Долгое время неясным остается вопрос об эффективности таких институтов. Решению этих проблем и посвящена данная работа. По результатам исследования сформулированы, в частности, следующие выводы: институты непосредственной демократии могут закрепляться в законодательстве по принципу "ad hoc"; единственным объективным критерием, который позволяет отнести тот или иной институт к нормам "ad hoc" является указание на его единоразовое применение в том же нормативном правовом акте, которым эти нормы закреплены; некорректным представляется отнесение той или иной нормы/института к законодательству "ad hoc" только потому, что НПА, закрепляющий их, принимался "под конкретную задачу", если этот нормативный акт позволяет применять указанные нормы в дальнейшем; экстраординарные формы непосредственной демократии являются наиболее эффективными для проведения различного рода голосований.
(Убасев В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Рассматривается возможность отнесения институтов непосредственной демократии к законодательству "ad hoc" - институтам, являющимся экстраординарными формами непосредственного выражения власти народа. Определяются критерии разграничения таких форм непосредственной демократии с формами, имеющими ординарный характер, то есть рассчитанными на неоднократное применение. Исследуется вопрос о преимуществах форм непосредственного волеизъявления народа, относимых к законодательству "ad hoc", перед ординарными формами. Также в статье поднимается вопрос о рисках, которые могут реализоваться при применении особых институтов непосредственной демократии для решения конкретных задач. Приводится анализ спорных, неочевидных в контексте исследования форм непосредственной демократии, которые на первый взгляд можно отнести к законодательству "ad hoc", однако при их детальном рассмотрении данная гипотеза не подтверждается. Методологическая основа исследования сформирована прежде всего из общенаучных методов: анализа, синтеза и сравнения. Также использованы методы юридических наук: метод сравнительного правоведения и правового прогнозирования. Актуальность и новизна исследования обусловлены небольшим числом исследований, посвященных данной теме - с одной стороны и возрастающим интересом к применению институтов конституционного права, относящихся к законодательству "ad hoc" при реализации непосредственного народовластия - с другой. В настоящий момент существуют исследования по рассмотренной тематике, выполненные в рамках предмета теории государства и права, о чем говорится в статье. При этом предметных конституционно-правовых исследований просто нет. Долгое время неясным остается вопрос об эффективности таких институтов. Решению этих проблем и посвящена данная работа. По результатам исследования сформулированы, в частности, следующие выводы: институты непосредственной демократии могут закрепляться в законодательстве по принципу "ad hoc"; единственным объективным критерием, который позволяет отнести тот или иной институт к нормам "ad hoc" является указание на его единоразовое применение в том же нормативном правовом акте, которым эти нормы закреплены; некорректным представляется отнесение той или иной нормы/института к законодательству "ad hoc" только потому, что НПА, закрепляющий их, принимался "под конкретную задачу", если этот нормативный акт позволяет применять указанные нормы в дальнейшем; экстраординарные формы непосредственной демократии являются наиболее эффективными для проведения различного рода голосований.
Статья: Свободы человека: философский фетиш или юридическая реальность
(Любчик А.А., Максименко М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Н.И. Матузов и А.В. Малько указывают, что в качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности: наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; система основных понятий юриспруденции, - которые пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для себя, но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом <4>.
(Любчик А.А., Максименко М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Н.И. Матузов и А.В. Малько указывают, что в качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности: наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; система основных понятий юриспруденции, - которые пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для себя, но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом <4>.
Статья: Вопросы теории государства в современной юридической доктрине
(Азнагулова Г.М., Пашенцев Д.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Предметом теории государства и права выступают общие закономерности возникновения и развития государства и права как важнейших для современного социума феноменов. В период после распада СССР в условиях появившейся возможности для методологического плюрализма в научных исследованиях ученые-правоведы стали больше внимания уделять праву по сравнению с государством. Для этого имелись причины объективного характера, связанные с закономерным возрастанием роли права в жизни общества, а также с временным ослаблением позиции государства. В условиях современных глобальных трансформаций очевидно, что значение государства не стало меньше, именно ему принадлежит решающая роль в преодолении социально-экономических и политических кризисов современности. В связи с этим возникла потребность в осмыслении важнейших закономерностей государственного развития на современном этапе в их неразрывной взаимосвязи с эволюцией права.
(Азнагулова Г.М., Пашенцев Д.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Предметом теории государства и права выступают общие закономерности возникновения и развития государства и права как важнейших для современного социума феноменов. В период после распада СССР в условиях появившейся возможности для методологического плюрализма в научных исследованиях ученые-правоведы стали больше внимания уделять праву по сравнению с государством. Для этого имелись причины объективного характера, связанные с закономерным возрастанием роли права в жизни общества, а также с временным ослаблением позиции государства. В условиях современных глобальных трансформаций очевидно, что значение государства не стало меньше, именно ему принадлежит решающая роль в преодолении социально-экономических и политических кризисов современности. В связи с этим возникла потребность в осмыслении важнейших закономерностей государственного развития на современном этапе в их неразрывной взаимосвязи с эволюцией права.
Статья: К вопросу определения патриотизма как правовой категории
(Вавилин М.В.)
("Юрист", 2024, N 1)Изложенные в диссертации того же исследователя признаки правовых категорий мы находим и у патриотизма. Следует отметить фундаментальность этого понятия и наличие у него системной сущности. Правовая ценность применительно к национальному законодательству обусловлена необходимостью обеспечения государственной стабильности и безопасности. Использование в законотворческой практике и правовой регламентации в рамках конституционного законодательства позволяет включить патриотизм в предмет теории государства и права. Патриотизм является фундаментальной основой происхождения новых правовых понятий (государственный патриотизм, патриотическое воспитание и др.). Он представляет собой государственную ценность и выполняет прикладные, интеграционные и др. функции.
(Вавилин М.В.)
("Юрист", 2024, N 1)Изложенные в диссертации того же исследователя признаки правовых категорий мы находим и у патриотизма. Следует отметить фундаментальность этого понятия и наличие у него системной сущности. Правовая ценность применительно к национальному законодательству обусловлена необходимостью обеспечения государственной стабильности и безопасности. Использование в законотворческой практике и правовой регламентации в рамках конституционного законодательства позволяет включить патриотизм в предмет теории государства и права. Патриотизм является фундаментальной основой происхождения новых правовых понятий (государственный патриотизм, патриотическое воспитание и др.). Он представляет собой государственную ценность и выполняет прикладные, интеграционные и др. функции.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Вместе с тем для правильного понимания сложившейся в то время интеллектуальной обстановки в сфере судебно-властных отношений не следует отказываться от основных достижений А.И. Елистратова в области административной юстиции, поскольку они развивают научные представления не только об этом институте как таковом, но и о судебном контроле за деятельностью администрации как о разновидности судебной деятельности, соотношение которой с понятиями "судебная власть" и "правосудие" до сих пор является предметом многочисленных исследований по теории государства и права, конституционному праву, уголовно-процессуальному и гражданско-процессуальному праву, вызывая неоднозначную оценку специалистов.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Вместе с тем для правильного понимания сложившейся в то время интеллектуальной обстановки в сфере судебно-властных отношений не следует отказываться от основных достижений А.И. Елистратова в области административной юстиции, поскольку они развивают научные представления не только об этом институте как таковом, но и о судебном контроле за деятельностью администрации как о разновидности судебной деятельности, соотношение которой с понятиями "судебная власть" и "правосудие" до сих пор является предметом многочисленных исследований по теории государства и права, конституционному праву, уголовно-процессуальному и гражданско-процессуальному праву, вызывая неоднозначную оценку специалистов.