Предмет административного иска
Подборка наиболее важных документов по запросу Предмет административного иска (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 125 "Форма и содержание административного искового заявления" КАС РФ"Исходя из предписаний статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изменение оснований заявленных требований или предмета административного иска должно быть оформлено в виде соответствующего письменного заявления."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 194 "Основания для прекращения производства по административному делу" КАС РФ"Поскольку судом апелляционной инстанции установлена и доводами кассационной жалобы не опровергается тождественность предмета административного иска И. в рассматриваемой части ранее заявлявшимся в суде требованиям и получившим разрешение по существу вступившим в законную силу судебным актом по административному делу N 2а-522/2023, а также тождественность заявленного периода нарушений его прав на надлежащие условия содержания в исправительном учреждении - ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, вывод суда апелляционной инстанции о наличии предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 310, пунктом 2 части 1 статьи 194, пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правовых оснований для отмены решения Ловозерского районного суда Мурманской области от 4 октября 2023 года в части требований И. к ФКУ-23 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в несоблюдении норм санитарной площади в отрядах NN 2,9, СУОН и ПКТ, отсутствии приватности, оснащения камер напольными чашами "Генуя", отсутствии подводки к санитарно-техническим приборам горячего водоснабжения, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере 5000 рублей, и прекращения производства по административному делу в указанной части требований, следует признать правомерным."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности предмета и основания административного иска по законодательству Российской Федерации
(Гвоздев Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)"Административное право и процесс", 2023, N 9
(Гвоздев Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)"Административное право и процесс", 2023, N 9
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 46. Изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 46. Изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 46. Изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении
(ред. от 31.07.2025)Статья 46. Изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 42
"О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства"12. Принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства при рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований, суд вправе, руководствуясь частью 5.1 статьи 292 КАС РФ, установить новые сроки для представления доказательств, возражений, документов при условии, что размер измененных требований не превышает двадцати тысяч рублей, или вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства.
"О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства"12. Принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства при рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований, суд вправе, руководствуясь частью 5.1 статьи 292 КАС РФ, установить новые сроки для представления доказательств, возражений, документов при условии, что размер измененных требований не превышает двадцати тысяч рублей, или вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства.
Статья: Практика применения коллективных административных исков
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)Судебная практика. Группа из 35 граждан судилась с префектурой ЮВАО г. Москвы и Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории ЮВАО г. Москвы в связи со сносом комплекса гаражей, бывших в собственности истцов. Предметом коллективного административного иска являлась не отмена соответствующих решений органов власти, а понуждение к выплате соразмерной денежной компенсации взамен сносимого имущества. Остальные требования, заявленные в иске, сводились к обеспечению такой денежной выплаты (признание незаконным решения, оспаривание действий по передаче вопроса о сносе гаражей на разрешение окружной комиссии, требование об обязании воздержаться от сноса до момента заключения договоров о выплате компенсаций и др.).
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)Судебная практика. Группа из 35 граждан судилась с префектурой ЮВАО г. Москвы и Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории ЮВАО г. Москвы в связи со сносом комплекса гаражей, бывших в собственности истцов. Предметом коллективного административного иска являлась не отмена соответствующих решений органов власти, а понуждение к выплате соразмерной денежной компенсации взамен сносимого имущества. Остальные требования, заявленные в иске, сводились к обеспечению такой денежной выплаты (признание незаконным решения, оспаривание действий по передаче вопроса о сносе гаражей на разрешение окружной комиссии, требование об обязании воздержаться от сноса до момента заключения договоров о выплате компенсаций и др.).
Статья: Оптимизация законодательства об административном судопроизводстве в направлении обеспечения баланса специализации и унификации процессуального права
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Статья 46 КАС РФ регламентирует специальные процессуальные права сторон административного судопроизводства. Часть 1 ст. 46 КАС РФ предоставляет истцу право на изменение основания или предмета административного иска. В отличие от аналогичных статей АПК РФ (ст. 49) и ГПК РФ (ст. 39) КАС РФ не указывает на возможность увеличить или уменьшить размер исковых требований. Неполнота законодательной регламентации привела к необходимости дополняющего толкования о праве административного истца уменьшить или увеличить размер требований имущественного характера <23>.
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Статья 46 КАС РФ регламентирует специальные процессуальные права сторон административного судопроизводства. Часть 1 ст. 46 КАС РФ предоставляет истцу право на изменение основания или предмета административного иска. В отличие от аналогичных статей АПК РФ (ст. 49) и ГПК РФ (ст. 39) КАС РФ не указывает на возможность увеличить или уменьшить размер исковых требований. Неполнота законодательной регламентации привела к необходимости дополняющего толкования о праве административного истца уменьшить или увеличить размер требований имущественного характера <23>.
Статья: Гражданский и административный иск: проблема соотношения
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2023, N 6)Статья посвящена исследованию проблем соотношения гражданского и административного иска в контексте определения концептуальных основ соотношения процессуальных правил рассмотрения и разрешения гражданских и административных дел. Проведена дифференциация предмета гражданского и административного иска. В свете выделения административного судопроизводства как самостоятельной процессуальной формы защиты автор под гражданским иском понимает частноправовой иск. Требования, возникающие из правоотношений, регулируемых гражданским законодательством, но публично-правовых по существу, должны рассматриваться в рамках административного судопроизводства. Принципы диспозитивности, формальной истины и состязательности не должны применяться при разрешении административных исков в том объеме, в каком они используются в гражданском судопроизводстве.
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2023, N 6)Статья посвящена исследованию проблем соотношения гражданского и административного иска в контексте определения концептуальных основ соотношения процессуальных правил рассмотрения и разрешения гражданских и административных дел. Проведена дифференциация предмета гражданского и административного иска. В свете выделения административного судопроизводства как самостоятельной процессуальной формы защиты автор под гражданским иском понимает частноправовой иск. Требования, возникающие из правоотношений, регулируемых гражданским законодательством, но публично-правовых по существу, должны рассматриваться в рамках административного судопроизводства. Принципы диспозитивности, формальной истины и состязательности не должны применяться при разрешении административных исков в том объеме, в каком они используются в гражданском судопроизводстве.
Статья: Административно-процессуальное право России: состояние, проблемы и перспективы
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 1)Исследованием проблем административного процесса, административной юстиции, административно-процессуального права в этот период занимались не только представители административно-правовой науки и науки полицейского права (В.А. Гаген <4>, В.Ф. Дерюжинский [2], А.И. Елистратов <5>, М.Д. Загряцков [5], В. Кобалевкий, Н.И. Лазаревский, С.А. Корф [3, с. 446], И.Т. Тарасов, М. Шпилевский и некоторые другие), сформировавшие основные направления и пути развития науки административной юстиции и административно-процессуального права России, но и теоретики права (Н.М. Коркунов [2, с. 629 - 642], Б.А. Кистяковский), ученые-процессуалисты (В.А. Рязановский <6>, И.В. Михайловский [6]). В работах этих ученых уже на рубеже XX в. была разработана целостная теоретическая концепция административной юстиции, отражающая ее сущность, правовую природу и предназначение. Данная концепция содержала прогрессивный для того времени, сложившийся в западноевропейском (главным образом в немецком и французском) административном праве и законодательстве юридико-позитивистский подход к проблеме административной юстиции. Концепция административной юстиции содержала обоснованные, аргументированные положения, во-первых, о предмете административного иска и его специфических особенностях, во-вторых, об отличительных признаках административного иска от исков гражданского и уголовного, в-третьих, о необходимости и полезности создания в Российской империи независимых от исполнительной власти административных судов, отличных от судов по гражданским и уголовным делам.
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 1)Исследованием проблем административного процесса, административной юстиции, административно-процессуального права в этот период занимались не только представители административно-правовой науки и науки полицейского права (В.А. Гаген <4>, В.Ф. Дерюжинский [2], А.И. Елистратов <5>, М.Д. Загряцков [5], В. Кобалевкий, Н.И. Лазаревский, С.А. Корф [3, с. 446], И.Т. Тарасов, М. Шпилевский и некоторые другие), сформировавшие основные направления и пути развития науки административной юстиции и административно-процессуального права России, но и теоретики права (Н.М. Коркунов [2, с. 629 - 642], Б.А. Кистяковский), ученые-процессуалисты (В.А. Рязановский <6>, И.В. Михайловский [6]). В работах этих ученых уже на рубеже XX в. была разработана целостная теоретическая концепция административной юстиции, отражающая ее сущность, правовую природу и предназначение. Данная концепция содержала прогрессивный для того времени, сложившийся в западноевропейском (главным образом в немецком и французском) административном праве и законодательстве юридико-позитивистский подход к проблеме административной юстиции. Концепция административной юстиции содержала обоснованные, аргументированные положения, во-первых, о предмете административного иска и его специфических особенностях, во-вторых, об отличительных признаках административного иска от исков гражданского и уголовного, в-третьих, о необходимости и полезности создания в Российской империи независимых от исполнительной власти административных судов, отличных от судов по гражданским и уголовным делам.
Статья: Иск как процессуальное средство защиты прав государства
(Михайлова Е.В.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Административный иск как процессуальное средство защиты публичных прав и интересов должен отличаться от гражданского иска как процессуального средства защиты частных прав и интересов в первую очередь своим предметом. Предметом гражданского иска является частноправовое требование одного лица к другому. Предметом административного иска выступает требование публично-правового, общественного характера, направленное в защиту не частного права заявителя, а прав и интересов, принадлежащих членам всего общества.
(Михайлова Е.В.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Административный иск как процессуальное средство защиты публичных прав и интересов должен отличаться от гражданского иска как процессуального средства защиты частных прав и интересов в первую очередь своим предметом. Предметом гражданского иска является частноправовое требование одного лица к другому. Предметом административного иска выступает требование публично-правового, общественного характера, направленное в защиту не частного права заявителя, а прав и интересов, принадлежащих членам всего общества.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует, однако, учитывать, что при определенных обстоятельствах приведенный выше месячный (двухмесячный - для Верховного Суда Российской Федерации) срок в ходе рассмотрения дела может обнулиться и начать свое исчисление заново. Это происходит в случае перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, замены судьи или нескольких судей, вступления в административное дело административных соистцов, привлечения к участию в административном деле административных соответчиков, замены ненадлежащего административного ответчика надлежащим, привлечения к участию в административном деле другого надлежащего административного ответчика, вступления в дело или привлечения к участию в деле заинтересованного лица, объединения административных дел в одно производство и выделения заявленных требований в отдельное производство, изменения основания или предмета административного иска (ч. 4 ст. 141 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует, однако, учитывать, что при определенных обстоятельствах приведенный выше месячный (двухмесячный - для Верховного Суда Российской Федерации) срок в ходе рассмотрения дела может обнулиться и начать свое исчисление заново. Это происходит в случае перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, замены судьи или нескольких судей, вступления в административное дело административных соистцов, привлечения к участию в административном деле административных соответчиков, замены ненадлежащего административного ответчика надлежащим, привлечения к участию в административном деле другого надлежащего административного ответчика, вступления в дело или привлечения к участию в деле заинтересованного лица, объединения административных дел в одно производство и выделения заявленных требований в отдельное производство, изменения основания или предмета административного иска (ч. 4 ст. 141 КАС РФ).
Статья: Предмет иска и определение вида судопроизводства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия публичной администрации
(Нечаев А.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 5)В статье рассматривается вопрос о предмете административного иска в делах об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия публичных субъектов в административном судопроизводстве, исследуются понятия ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия, обсуждается вопрос о требованиях, которые не могут быть предметом рассмотрения в рамках этого вида производства, обосновывается широкий подход к пониманию ненормативного правового акта как атрибута материально-правового требования по административным искам, а также дискутируются правила определения вида судопроизводства в зависимости от предмета иска.
(Нечаев А.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 5)В статье рассматривается вопрос о предмете административного иска в делах об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия публичных субъектов в административном судопроизводстве, исследуются понятия ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия, обсуждается вопрос о требованиях, которые не могут быть предметом рассмотрения в рамках этого вида производства, обосновывается широкий подход к пониманию ненормативного правового акта как атрибута материально-правового требования по административным искам, а также дискутируются правила определения вида судопроизводства в зависимости от предмета иска.
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)В пункте 86 предельно формализован подход к признанию факта прекращения гражданства иностранного государства, который подтверждается только документом, выданным этим государством, и направлением в территориальный орган МВД РФ уведомления о прекращении гражданства. Отсутствие такого документа не свидетельствует о выходе из гражданства и наличии у гражданина пассивного избирательного права. Следует заметить, что столь однозначная позиция может означать отсутствие пассивного избирательного права у некоторых граждан России, которые являются действующими депутатами представительных органов разных уровней. Разъяснения едва ли учитывают те обстоятельства, которые связаны с признанием российского гражданства в силу закона при территориальных изменениях, уклонением иностранных государств не только от выдачи соответствующих документов, но и от принятия решения о прекращении гражданства. К этому надо добавить, что п. 92 расширяет полномочия судов по отмене регистрации кандидата и отмене решения о результатах выборов независимо от основания (предмета) административного иска, если при его рассмотрении будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у кандидата пассивного избирательного права. Указание на отсутствие взаимосвязи с основаниями административного иска, думается, надо трактовать только в рамках особенностей административного судопроизводства по гл. 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)В пункте 86 предельно формализован подход к признанию факта прекращения гражданства иностранного государства, который подтверждается только документом, выданным этим государством, и направлением в территориальный орган МВД РФ уведомления о прекращении гражданства. Отсутствие такого документа не свидетельствует о выходе из гражданства и наличии у гражданина пассивного избирательного права. Следует заметить, что столь однозначная позиция может означать отсутствие пассивного избирательного права у некоторых граждан России, которые являются действующими депутатами представительных органов разных уровней. Разъяснения едва ли учитывают те обстоятельства, которые связаны с признанием российского гражданства в силу закона при территориальных изменениях, уклонением иностранных государств не только от выдачи соответствующих документов, но и от принятия решения о прекращении гражданства. К этому надо добавить, что п. 92 расширяет полномочия судов по отмене регистрации кандидата и отмене решения о результатах выборов независимо от основания (предмета) административного иска, если при его рассмотрении будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у кандидата пассивного избирательного права. Указание на отсутствие взаимосвязи с основаниями административного иска, думается, надо трактовать только в рамках особенностей административного судопроизводства по гл. 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Предметом иска, административного иска при оспаривании нормативного правового акта, ущемляющего права, свободы, охраняемые интересы заявителя и противоречащего нормативному документу большей юридической силы, является требование о признании оспариваемого акта недействующим, при оспаривании ненормативного правового акта, других решений, действий (бездействия) публичной власти - об их признании незаконными и недействительными.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Предметом иска, административного иска при оспаривании нормативного правового акта, ущемляющего права, свободы, охраняемые интересы заявителя и противоречащего нормативному документу большей юридической силы, является требование о признании оспариваемого акта недействующим, при оспаривании ненормативного правового акта, других решений, действий (бездействия) публичной власти - об их признании незаконными и недействительными.