Пределы правового регулирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Пределы правового регулирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 361 "Налоговые ставки" главы 28 "Транспортный налог" НК РФ"С учетом особенностей исчисления транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 2 декабря 2013 года N 26-П, Определение от 14 декабря 2004 года N 451-О). Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Краткосрочный наем жилых помещений: пределы правового регулирования
(Киракосян С.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1
(Киракосян С.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1
Статья: Пределы правового регулирования военно-служебных отношений
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)"Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)"Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации указанных полномочий.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации указанных полномочий.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2. Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающие возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2. Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающие возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.
Статья: Трансформация правового регулирования гражданско-правовой ответственности при отказе от ребенка, рожденного с использованием суррогатного материнства
(Черкасова Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Сама правовая материя рассматриваемого вопроса уникальна переплетением морально-этических и правовых норм. Позиция автора как исследователя-цивилиста выражена в том, что, как правило, вопросы нравственности и морали выходят за пределы правового регулирования. В этом контексте исследователь настаивает на конструировании гражданско-правовой ответственности сторон договора перед ребенком, рожденным в результате использования технологии вынашивания суррогатной матерью, в случае отказа от него. Данная позиция является принципиально новым направлением совершенствования действующего законодательства о суррогатном материнстве, направлена на защиту прав ребенка. Позиция автора о необходимости включения элементов гражданско-правовой ответственности в случае отказа от ребенка генетическими родителями связана с тем, что законодатель уже определил рассматриваемую группу отношений в поле функционирования гражданско-правовых договоров. Кроме того, реализация гражданско-правовой ответственности позволит определить материальную составляющую жизни ребенка.
(Черкасова Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Сама правовая материя рассматриваемого вопроса уникальна переплетением морально-этических и правовых норм. Позиция автора как исследователя-цивилиста выражена в том, что, как правило, вопросы нравственности и морали выходят за пределы правового регулирования. В этом контексте исследователь настаивает на конструировании гражданско-правовой ответственности сторон договора перед ребенком, рожденным в результате использования технологии вынашивания суррогатной матерью, в случае отказа от него. Данная позиция является принципиально новым направлением совершенствования действующего законодательства о суррогатном материнстве, направлена на защиту прав ребенка. Позиция автора о необходимости включения элементов гражданско-правовой ответственности в случае отказа от ребенка генетическими родителями связана с тем, что законодатель уже определил рассматриваемую группу отношений в поле функционирования гражданско-правовых договоров. Кроме того, реализация гражданско-правовой ответственности позволит определить материальную составляющую жизни ребенка.
Статья: Сравнительная характеристика правового режима отходов недропользования в странах СНГ
(Бесланеева М.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Пределы частноправового и публично-правового регулирования в правовом режиме отходов недропользования. Рассматривая частноправовые подходы в правовом регулировании отходов недропользования, отметим, что они допускаются в той мере, в какой не противоречат законодательству о недрах.
(Бесланеева М.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Пределы частноправового и публично-правового регулирования в правовом режиме отходов недропользования. Рассматривая частноправовые подходы в правовом регулировании отходов недропользования, отметим, что они допускаются в той мере, в какой не противоречат законодательству о недрах.
Статья: Дискреционные административные акты территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Исследуются правовое регулирование пределов свободы усмотрения органов публичной власти в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований, а также определение границ судебного контроля над актами, издаваемыми органами в рассматриваемой сфере. Сравнительно-правовой метод позволил выявить, что общим для Великобритании, Германии и России является признание в доктрине и практике довольно широкой свободы усмотрения уполномоченных органов в области планирования, что не исключает возможности осуществления контроля в отношении принимаемых актов планирования. В России полномочия органов, связанные подготовкой и утверждением документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований, имеют дискреционный характер. Орган при издании таких актов реализует свободу усмотрения, что обусловлено отсутствием и невозможностью нормативного определения изначально всех условий для принятия актов планирования. Отмечается, что решения органов публичной власти, которыми утверждены данные документы, являются разновидностью дискреционных актов планирования. В практике Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции отмечается, что орган местного самоуправления обладает более широкой свободой усмотрения в указанной сфере. Дискреционный характер таких актов не исключает возможности оценки пределов усмотрения органа. Выявлено, что ограничение дирекции органа при издании актов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований и возможность их судебной проверки связаны с требованиями мотивировки принимаемого акта, а также с пределами полномочий органа, издавшего акт. В России частично указанные требования формализованы в законодательстве, некоторые из них восприняты и получили развитие в судебной практике. Обобщение материалов судебной практики показывает, что мотивированность актов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований находит выражение в требовании обосновывать принимаемые градостроительные решения и учете публичной цели органом, который издал акт. Стандарт судебного контроля в отношении таких решений включает в себя оценку акта с позиции принципа законности. В некоторых спорах при построении аргументации суды используют принципы правовой определенности, соразмерности и защиты доверия.
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Исследуются правовое регулирование пределов свободы усмотрения органов публичной власти в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований, а также определение границ судебного контроля над актами, издаваемыми органами в рассматриваемой сфере. Сравнительно-правовой метод позволил выявить, что общим для Великобритании, Германии и России является признание в доктрине и практике довольно широкой свободы усмотрения уполномоченных органов в области планирования, что не исключает возможности осуществления контроля в отношении принимаемых актов планирования. В России полномочия органов, связанные подготовкой и утверждением документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований, имеют дискреционный характер. Орган при издании таких актов реализует свободу усмотрения, что обусловлено отсутствием и невозможностью нормативного определения изначально всех условий для принятия актов планирования. Отмечается, что решения органов публичной власти, которыми утверждены данные документы, являются разновидностью дискреционных актов планирования. В практике Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции отмечается, что орган местного самоуправления обладает более широкой свободой усмотрения в указанной сфере. Дискреционный характер таких актов не исключает возможности оценки пределов усмотрения органа. Выявлено, что ограничение дирекции органа при издании актов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований и возможность их судебной проверки связаны с требованиями мотивировки принимаемого акта, а также с пределами полномочий органа, издавшего акт. В России частично указанные требования формализованы в законодательстве, некоторые из них восприняты и получили развитие в судебной практике. Обобщение материалов судебной практики показывает, что мотивированность актов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований находит выражение в требовании обосновывать принимаемые градостроительные решения и учете публичной цели органом, который издал акт. Стандарт судебного контроля в отношении таких решений включает в себя оценку акта с позиции принципа законности. В некоторых спорах при построении аргументации суды используют принципы правовой определенности, соразмерности и защиты доверия.
Статья: Легализация майнинга и криптобиржи в России: риски и пределы правового регулирования
(Савина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5
(Савина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования труда сотрудников органов внутренних дел в особых условиях службы
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В Российской Федерации правовое регулирование трудовых отношений представляет собой актуальный аспект, охватывающий все сферы деятельности. В пределах правового регулирования трудовых отношений сотрудников ОВД в особых условиях постепенно создаются все необходимые правовые предпосылки для гармонизации интересов участников трудовых отношений и государственных потребностей.
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В Российской Федерации правовое регулирование трудовых отношений представляет собой актуальный аспект, охватывающий все сферы деятельности. В пределах правового регулирования трудовых отношений сотрудников ОВД в особых условиях постепенно создаются все необходимые правовые предпосылки для гармонизации интересов участников трудовых отношений и государственных потребностей.
Статья: Обеспечение эффективности правового регулирования административной ответственности путем систематизации законодательства об административных правонарушениях
(Петракова М.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Указанная проблема также связана с опережающей моделью правового регулирования вопросов административной ответственности на уровне субъектов РФ. Право субъектов РФ осуществлять такое регулирование по предметам совместного ведения ограничивается вступлением в силу соответствующего федерального закона, которому должно соответствовать региональное законодательство. Вместе с тем отсутствие в КоАП РФ четкого разграничения вопросов федерального и регионального значения приводит к тому, что, с одной стороны, субъекты РФ понимают данное положение широко и превышают свои пределы правового регулирования, с другой стороны, не всегда изменениям в КоАП РФ (учитывая частоту их внесения) предшествует комплексный анализ законодательства субъектов РФ на предмет дублирования норм.
(Петракова М.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Указанная проблема также связана с опережающей моделью правового регулирования вопросов административной ответственности на уровне субъектов РФ. Право субъектов РФ осуществлять такое регулирование по предметам совместного ведения ограничивается вступлением в силу соответствующего федерального закона, которому должно соответствовать региональное законодательство. Вместе с тем отсутствие в КоАП РФ четкого разграничения вопросов федерального и регионального значения приводит к тому, что, с одной стороны, субъекты РФ понимают данное положение широко и превышают свои пределы правового регулирования, с другой стороны, не всегда изменениям в КоАП РФ (учитывая частоту их внесения) предшествует комплексный анализ законодательства субъектов РФ на предмет дублирования норм.
Статья: Классификация видов страхования как объектов административно-правового регулирования
(Авакян А.М.)
("Юрист", 2025, N 2)В данном исследовании анализируются различные подходы к классификации видов страхования. Вопрос рассматривается с акцентом на страхование как объект административно-правового регулирования, поднимаются проблемы пределов государственно-правового регулирования страховых отношений, возложения на страхователя дополнительных обязанностей, ограничивающих его право на распоряжение собственным имуществом. Автор проводит анализ законодательных подходов к разделению видов страхования.
(Авакян А.М.)
("Юрист", 2025, N 2)В данном исследовании анализируются различные подходы к классификации видов страхования. Вопрос рассматривается с акцентом на страхование как объект административно-правового регулирования, поднимаются проблемы пределов государственно-правового регулирования страховых отношений, возложения на страхователя дополнительных обязанностей, ограничивающих его право на распоряжение собственным имуществом. Автор проводит анализ законодательных подходов к разделению видов страхования.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)3.1. Изменение пределов правового регулирования
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)3.1. Изменение пределов правового регулирования
Статья: Пределы индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений
(Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Обратимся к понятию "пределы правового регулирования". Рассматривая данный термин, ученые акцентируют внимание либо "на границах воздействия права на сознание и поведение человека, отграничивающих правовую сферу от иных сфер регулирования, не являющихся таковыми" <10>, "границах распространения права, мере его воздействия на сознание человека и его деяния" <11>, либо на "пределах правового регулирования, зависящих от государства, его властного воздействия на общественные отношения" <12>. Также высказывается позиция, согласно которой пределы правового регулирования представляют собой обусловленную наличием объективных и субъективных факторов меру допустимого, необходимого и достаточного воздействия права на общественные отношения, осуществляемого с помощью специальных юридических средств <13>. Согласимся с данным утверждением, поскольку оно соотносится с действующим трудовым законодательством, а именно ст. 9 ТК РФ, в которой законодателем в качестве такой меры воздействия права на общественные отношения установлена возможность регулирования трудовых отношений без снижения уровня гарантий, установленных трудовым законодательством, а также указывается, с помощью каких юридических средств возможно осуществление этого регулирования - посредством индивидуальных договоров и соглашений.
(Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Обратимся к понятию "пределы правового регулирования". Рассматривая данный термин, ученые акцентируют внимание либо "на границах воздействия права на сознание и поведение человека, отграничивающих правовую сферу от иных сфер регулирования, не являющихся таковыми" <10>, "границах распространения права, мере его воздействия на сознание человека и его деяния" <11>, либо на "пределах правового регулирования, зависящих от государства, его властного воздействия на общественные отношения" <12>. Также высказывается позиция, согласно которой пределы правового регулирования представляют собой обусловленную наличием объективных и субъективных факторов меру допустимого, необходимого и достаточного воздействия права на общественные отношения, осуществляемого с помощью специальных юридических средств <13>. Согласимся с данным утверждением, поскольку оно соотносится с действующим трудовым законодательством, а именно ст. 9 ТК РФ, в которой законодателем в качестве такой меры воздействия права на общественные отношения установлена возможность регулирования трудовых отношений без снижения уровня гарантий, установленных трудовым законодательством, а также указывается, с помощью каких юридических средств возможно осуществление этого регулирования - посредством индивидуальных договоров и соглашений.