Предельные единые тарифы на услуги регионального оператора
Подборка наиболее важных документов по запросу Предельные единые тарифы на услуги регионального оператора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 24.7 "Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Из системного толкования статьи 781 ГК РФ, статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию банка неправомерной, операции по реализации услуг по обращению с ТКО освобождаются от обложения НДС по подп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ только при установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию банка неправомерной, операции по реализации услуг по обращению с ТКО освобождаются от обложения НДС по подп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ только при установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении региональным оператором освобождения от НДС в отношении услуг по обращению с ТКО, если предельный единый тариф утвержден несколько раз.
(Письмо Минфина России от 12.11.2024 N 03-07-07/111532)Вопрос: В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в виде налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В целях применения данной налоговой льготы к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета НДС. Указанная норма подлежит применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на эти услуги с учетом НДС в течение указанного срока. При этом п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 г. Впервые на территории края Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам края, которое начало действовать с 01.01.2020, был утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без НДС. 17.11.2022 Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам края был утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 - 2026 гг. без НДС. Вправе ли региональный оператор в соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ и на основании последнего Постановления Региональной службы по тарифам и ценам применять вышеуказанную льготу в течение пяти последовательных лет начиная с 2023 г.?
(Письмо Минфина России от 12.11.2024 N 03-07-07/111532)Вопрос: В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в виде налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В целях применения данной налоговой льготы к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета НДС. Указанная норма подлежит применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на эти услуги с учетом НДС в течение указанного срока. При этом п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 г. Впервые на территории края Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам края, которое начало действовать с 01.01.2020, был утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без НДС. 17.11.2022 Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам края был утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 - 2026 гг. без НДС. Вправе ли региональный оператор в соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ и на основании последнего Постановления Региональной службы по тарифам и ценам применять вышеуказанную льготу в течение пяти последовательных лет начиная с 2023 г.?
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)По данному договору региональный оператор обязуется принимать отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, указанных в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ. В свою очередь, собственник отходов оплачивает услуги по цене, которую стороны устанавливают в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2 ст. 24.7 Закона об отходах).
(КонсультантПлюс, 2025)По данному договору региональный оператор обязуется принимать отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, указанных в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ. В свою очередь, собственник отходов оплачивает услуги по цене, которую стороны устанавливают в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2 ст. 24.7 Закона об отходах).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)В целях настоящего подпункта к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее в настоящем подпункте - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.
(ред. от 17.11.2025)В целях настоящего подпункта к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее в настоящем подпункте - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.
Приказ Минприроды России от 07.06.2023 N 344
"Об утверждении Порядка ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и единой системы классификации таких затрат"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2023 N 75312)17. В случае установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора данные раздельного учета затрат должны обеспечивать распределение затрат по следующим группам расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями:
"Об утверждении Порядка ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и единой системы классификации таких затрат"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2023 N 75312)17. В случае установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора данные раздельного учета затрат должны обеспечивать распределение затрат по следующим группам расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями:
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 30.05.2024 N 03-07-07/50134 <Об освобождении от НДС услуг по обращению с ТКО в 2025 году>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)К услугам по обращению с ТКО, которые освобождены от НДС, относятся услуги, в отношении которых субъектом РФ утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета НДС.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)К услугам по обращению с ТКО, которые освобождены от НДС, относятся услуги, в отношении которых субъектом РФ утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета НДС.
Статья: Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- исполнять обязанности регионального оператора на условиях, действующих на дату лишения статуса регионального оператора, в том числе по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора с учетом применения (неприменения) пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ, до дня, определенного соглашением об организации обращения с ТКО, заключенным уполномоченным исполнительным органом субъекта РФ с новым региональным оператором;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- исполнять обязанности регионального оператора на условиях, действующих на дату лишения статуса регионального оператора, в том числе по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора с учетом применения (неприменения) пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ, до дня, определенного соглашением об организации обращения с ТКО, заключенным уполномоченным исполнительным органом субъекта РФ с новым региональным оператором;
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Согласно разъяснениям Минфина России (Письма от 02.11.2022 N 03-07-07/106700, от 25.01.2021 N 03-07-07/4025, от 19.08.2020 N 03-07-07/72871), в целях применения налогового освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета НДС.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Согласно разъяснениям Минфина России (Письма от 02.11.2022 N 03-07-07/106700, от 25.01.2021 N 03-07-07/4025, от 19.08.2020 N 03-07-07/72871), в целях применения налогового освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета НДС.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4 статьи 24.8 Закона об отходах предусмотрено, что регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с ТКО: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО; тариф на обработку ТКО; тариф на обезвреживание ТКО; тариф на захоронение ТКО; тариф на энергетическую утилизацию.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4 статьи 24.8 Закона об отходах предусмотрено, что регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с ТКО: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО; тариф на обработку ТКО; тариф на обезвреживание ТКО; тариф на захоронение ТКО; тариф на энергетическую утилизацию.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Согласно разъяснениям Минфина России (письма от 02.11.2022 N 03-07-07/106700, от 25.01.2021 N 03-07-07/4025, от 19.08.2020 N 03-07-07/72871) в целях применения налогового освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета НДС.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Согласно разъяснениям Минфина России (письма от 02.11.2022 N 03-07-07/106700, от 25.01.2021 N 03-07-07/4025, от 19.08.2020 N 03-07-07/72871) в целях применения налогового освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета НДС.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 14.03.2024 N 03-07-07/22948 сообщается, что абзацем третьим подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что положения указанного подпункта подлежат применению региональным оператором в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 14.03.2024 N 03-07-07/22948 сообщается, что абзацем третьим подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что положения указанного подпункта подлежат применению региональным оператором в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.