Правовой статус судебных приставов
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус судебных приставов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Взыскатель при исполнении решения арбитражного суда
(КонсультантПлюс, 2025)...Учитывая различный правовой статус судебного пристава-исполнителя и взыскателя в исполнительном производстве, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что...
(КонсультантПлюс, 2025)...Учитывая различный правовой статус судебного пристава-исполнителя и взыскателя в исполнительном производстве, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Меры, направленные на предупреждение сокрытия имущества должников. Назревшие вопросы совершенствования законодательства в данной области
(Рахманова В.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 2)Правовой статус судебного пристава ФССП России включает в себя:
(Рахманова В.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 2)Правовой статус судебного пристава ФССП России включает в себя:
Статья: История развития роли суда в становлении института исполнительного производства
(Ларионова А.Д.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 4)Второй этап, с XVI по XVII в., - это период феодальной Руси и Московского государства. Важной особенностью является систематизация нормативных правовых актов, которая связана с созданием единой общерусской судебной системы. Также в соответствии с потребностями времени и уровнем развития общественных отношений закрепляются организационно-правовые формы исполнения судебных решений. Создаются Судебники 1497 и 1550 гг., в которых уже более конкретно определяется правовой статус судебных приставов, происходит усиление роли центральных судебных органов. Согласно Соборному уложению 1649 г. судебные приставы получают более широкие полномочия, а суды в большей степени все же выполняют регулятивную функцию. К началу XVIII в. исполнительное производство как вспомогательный орган суда теряет свою актуальность, статус судебного пристава упраздняется.
(Ларионова А.Д.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 4)Второй этап, с XVI по XVII в., - это период феодальной Руси и Московского государства. Важной особенностью является систематизация нормативных правовых актов, которая связана с созданием единой общерусской судебной системы. Также в соответствии с потребностями времени и уровнем развития общественных отношений закрепляются организационно-правовые формы исполнения судебных решений. Создаются Судебники 1497 и 1550 гг., в которых уже более конкретно определяется правовой статус судебных приставов, происходит усиление роли центральных судебных органов. Согласно Соборному уложению 1649 г. судебные приставы получают более широкие полномочия, а суды в большей степени все же выполняют регулятивную функцию. К началу XVIII в. исполнительное производство как вспомогательный орган суда теряет свою актуальность, статус судебного пристава упраздняется.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Полагаем, что соответствующее толкование является совершенно правильным. Оно обусловлено не только внимательным отношением к тексту процессуального закона, но и учетом правового и фактического положения судебных приставов-исполнителей. Очевидно, на наш взгляд, что последние не обладают и вряд ли могут обладать каким-либо специальным правовым инструментарием для исполнения решений судов по административным делам об оспаривании действий (бездействия), решений органов государственной власти, должностных лиц. Меры, которые в настоящее время могут быть приняты судебным приставом-исполнителем к органу власти, должностному лицу, не исполняющему соответствующее решение суда, сводятся к взысканию исполнительского сбора, штрафа (ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 17.15 КоАП РФ). Вряд ли такие меры являются более эффективными, чем наложение процессуального штрафа судом. Представляется, что судебный пристав-исполнитель не может по общему правилу в случае неисполнения соответствующего решения суда самостоятельно организовать его исполнение (ч. 2 ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), поскольку судебный пристав не обладает компетенцией по изданию правовых актов, замещающих собой правовые акты других органов власти и должностных лиц. Возможности по самостоятельному совершению им тех или иных действий в сфере публичного управления (например, в сфере охраны здоровья, строительства) тоже по объективным (в том числе правовым) причинам ограничены.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Полагаем, что соответствующее толкование является совершенно правильным. Оно обусловлено не только внимательным отношением к тексту процессуального закона, но и учетом правового и фактического положения судебных приставов-исполнителей. Очевидно, на наш взгляд, что последние не обладают и вряд ли могут обладать каким-либо специальным правовым инструментарием для исполнения решений судов по административным делам об оспаривании действий (бездействия), решений органов государственной власти, должностных лиц. Меры, которые в настоящее время могут быть приняты судебным приставом-исполнителем к органу власти, должностному лицу, не исполняющему соответствующее решение суда, сводятся к взысканию исполнительского сбора, штрафа (ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 17.15 КоАП РФ). Вряд ли такие меры являются более эффективными, чем наложение процессуального штрафа судом. Представляется, что судебный пристав-исполнитель не может по общему правилу в случае неисполнения соответствующего решения суда самостоятельно организовать его исполнение (ч. 2 ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), поскольку судебный пристав не обладает компетенцией по изданию правовых актов, замещающих собой правовые акты других органов власти и должностных лиц. Возможности по самостоятельному совершению им тех или иных действий в сфере публичного управления (например, в сфере охраны здоровья, строительства) тоже по объективным (в том числе правовым) причинам ограничены.
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)Так, в советское время внимание ученых в данной сфере было нацелено в первую очередь на правовое положение судебного пристава-исполнителя, на общие права субъектов исполнительного производства. При анализе вопросов правового положения взыскателя в исполнительном производстве исследователи обычно ограничивались лишь общим обзором его прав <1>. Д.Х. Валеев рассмотрел вопросы процессуального положения лиц, участвующих в исполнительном производстве, на основе Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" <2>. М.А. Клепикова раскрыла проблемы правового положения органов принудительного исполнения <3>. О.В. Исаенкова глубоко изучила общие теоретические проблемы исполнительного производства <4>. А.В. Ермаков и С.Н. Бочарова посвятили исследования прокурорскому надзору в исполнительном производстве <5>. Ряд работ направлен на анализ и сравнение исполнительных производств России и зарубежных стран <6>. Также были проведены исследования, посвященные отдельным вопросам исполнительного производства <7>. Появляющиеся же в специальной периодической печати статьи и сообщения, прямо или косвенно затрагивающие отдельные, частные вопросы прав взыскателя, рассматривают, как правило, вопросы, имеющие преимущественно прикладное значение.
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)Так, в советское время внимание ученых в данной сфере было нацелено в первую очередь на правовое положение судебного пристава-исполнителя, на общие права субъектов исполнительного производства. При анализе вопросов правового положения взыскателя в исполнительном производстве исследователи обычно ограничивались лишь общим обзором его прав <1>. Д.Х. Валеев рассмотрел вопросы процессуального положения лиц, участвующих в исполнительном производстве, на основе Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" <2>. М.А. Клепикова раскрыла проблемы правового положения органов принудительного исполнения <3>. О.В. Исаенкова глубоко изучила общие теоретические проблемы исполнительного производства <4>. А.В. Ермаков и С.Н. Бочарова посвятили исследования прокурорскому надзору в исполнительном производстве <5>. Ряд работ направлен на анализ и сравнение исполнительных производств России и зарубежных стран <6>. Также были проведены исследования, посвященные отдельным вопросам исполнительного производства <7>. Появляющиеся же в специальной периодической печати статьи и сообщения, прямо или косвенно затрагивающие отдельные, частные вопросы прав взыскателя, рассматривают, как правило, вопросы, имеющие преимущественно прикладное значение.
Статья: Актуальные проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов в современных условиях
(Петухова К.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)<14> Маркелов Е.А. Административно-правовой статус судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов // https://r55.fssp.gov.ru/konkursnaja_rabota_administrativno_pravovojj_status_sudebnogo_pristava_po_obespecheniju_ustanovlennogo_porjadka_dejatelnosti_sudov/document22913792/.
(Петухова К.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)<14> Маркелов Е.А. Административно-правовой статус судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов // https://r55.fssp.gov.ru/konkursnaja_rabota_administrativno_pravovojj_status_sudebnogo_pristava_po_obespecheniju_ustanovlennogo_porjadka_dejatelnosti_sudov/document22913792/.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Присяга имеет особый правовой статус и одновременно возлагает на судебного пристава обязанность соблюдения не только режима законности, но также и требований иных социальных регуляторов, без которых оказывается решительно невозможным честное и добросовестное исполнение обязанностей судебного пристава.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Присяга имеет особый правовой статус и одновременно возлагает на судебного пристава обязанность соблюдения не только режима законности, но также и требований иных социальных регуляторов, без которых оказывается решительно невозможным честное и добросовестное исполнение обязанностей судебного пристава.
Статья: Новые модели обеспечения прав человека в исполнительном производстве: административно-процессуальный аспект
(Бакурова Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)В статье рассматриваются вопросы целеполагания исполнительного производства, новеллы законодательства о нем, средства и способы обеспечения прав человека в исполнительном производстве с применением административно-процессуальных средств. Автором характеризуется изменение административно-правового статуса судебного пристава-исполнителя органа принудительного исполнения, которое явилось предпосылкой для новых возможностей применения административно-процессуальных форм и средств воздействия на должника в процессе исполнительного производства, что, безусловно, с одной стороны, производится за счет новых административно-юрисдикционных полномочий, обеспечивающих его эффективность, в то же время, с другой - стимулирует более ответственный подход к исполнению обязанностей, обеспечению гарантий соблюдения прав человека и гражданина в рассматриваемом процессе. Кроме того, автор приходит к выводу о том, что новая модель исполнительного производства является этапом на пути обеспечения реальной защиты прав человека, так как его административно-процессуальная роль в обеспечении благополучия человека как категории целеполагания огромна, поскольку затрагивает все стороны жизни общества: социальную, культурную, влияет на экономику страны в целом и на благосостояние отдельно взятого гражданина или организации-взыскателя.
(Бакурова Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)В статье рассматриваются вопросы целеполагания исполнительного производства, новеллы законодательства о нем, средства и способы обеспечения прав человека в исполнительном производстве с применением административно-процессуальных средств. Автором характеризуется изменение административно-правового статуса судебного пристава-исполнителя органа принудительного исполнения, которое явилось предпосылкой для новых возможностей применения административно-процессуальных форм и средств воздействия на должника в процессе исполнительного производства, что, безусловно, с одной стороны, производится за счет новых административно-юрисдикционных полномочий, обеспечивающих его эффективность, в то же время, с другой - стимулирует более ответственный подход к исполнению обязанностей, обеспечению гарантий соблюдения прав человека и гражданина в рассматриваемом процессе. Кроме того, автор приходит к выводу о том, что новая модель исполнительного производства является этапом на пути обеспечения реальной защиты прав человека, так как его административно-процессуальная роль в обеспечении благополучия человека как категории целеполагания огромна, поскольку затрагивает все стороны жизни общества: социальную, культурную, влияет на экономику страны в целом и на благосостояние отдельно взятого гражданина или организации-взыскателя.