Правовой статус президента РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус президента РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Идеология консерватизма в обновленной Конституции Российской Федерации
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Либеральные идеи были заложены и в организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. При признании принципа разделения властей оставался неопределенным конституционно-правовой статус Президента РФ, который имел достаточно широкие полномочия в сфере исполнительной власти, но к ней не относился; в местном самоуправлении упор делался на его самостоятельность и независимость, что оказывало негативное влияние на единую систему публичной власти.
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Либеральные идеи были заложены и в организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. При признании принципа разделения властей оставался неопределенным конституционно-правовой статус Президента РФ, который имел достаточно широкие полномочия в сфере исполнительной власти, но к ней не относился; в местном самоуправлении упор делался на его самостоятельность и независимость, что оказывало негативное влияние на единую систему публичной власти.
Статья: Конституционно-правовые проблемы функционирования института российского президентства
(Мамедов В.А.)
("Юрист", 2024, N 10)Институт президентства в Российской Федерации имеет сравнительно небольшую историю, с начала с 1991 г., однако за время своего существования он неоднократно подвергался реформированию. Дискуссионными остаются вопросы о том, к какому типу правления относится Российская Федерация: президентскому, полупрезидентскому или суперпрезидентскому. Предпосылкой к научным спорам является неопределенное правовое положение Президента РФ в структуре государственной власти.
(Мамедов В.А.)
("Юрист", 2024, N 10)Институт президентства в Российской Федерации имеет сравнительно небольшую историю, с начала с 1991 г., однако за время своего существования он неоднократно подвергался реформированию. Дискуссионными остаются вопросы о том, к какому типу правления относится Российская Федерация: президентскому, полупрезидентскому или суперпрезидентскому. Предпосылкой к научным спорам является неопределенное правовое положение Президента РФ в структуре государственной власти.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.05.2008 N 68-ФЗ
(ред. от 23.06.2014)
"О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий"Статья 2. Правовое положение Центра исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий
(ред. от 23.06.2014)
"О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий"Статья 2. Правовое положение Центра исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ определяет Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" <185>, что и закреплено в ч. 1 его ст. 1. Однако названный Закон не предусматривает такой документ, как позиция Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. В то же время в п. 3 ч. 5 ст. 4 данного Закона в качестве одного из действий, выполняемых названными должностными лицами по результатам рассмотрения жалобы субъектов предпринимательской деятельности, указано, что соответствующее должностное лицо направляет в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ определяет Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" <185>, что и закреплено в ч. 1 его ст. 1. Однако названный Закон не предусматривает такой документ, как позиция Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. В то же время в п. 3 ч. 5 ст. 4 данного Закона в качестве одного из действий, выполняемых названными должностными лицами по результатам рассмотрения жалобы субъектов предпринимательской деятельности, указано, что соответствующее должностное лицо направляет в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов.
Ситуация: Каков правовой статус иностранных граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем в отношении иностранных граждан, сведения о которых подлежат включению в реестр контролируемых лиц, могут применяться временные меры по урегулированию их правового положения (так называемая "миграционная амнистия"). Так, для большинства из указанных иностранных граждан срок урегулирования их правового положения был установлен по 10.09.2025. Иной срок урегулирования может быть установлен указом Президента РФ. Например, не урегулировавшие своего правового положения граждане Республики Молдова, которые выехали в Республику Молдова после 25.07.2025 и въезжают в РФ с 01.10.2025, могут урегулировать свое правовое положение по 01.01.2026 (п. 1 Указа Президента РФ от 30.12.2024 N 1126; пп. "а" п. 1, п. 5 Указа Президента РФ от 25.07.2025 N 520).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем в отношении иностранных граждан, сведения о которых подлежат включению в реестр контролируемых лиц, могут применяться временные меры по урегулированию их правового положения (так называемая "миграционная амнистия"). Так, для большинства из указанных иностранных граждан срок урегулирования их правового положения был установлен по 10.09.2025. Иной срок урегулирования может быть установлен указом Президента РФ. Например, не урегулировавшие своего правового положения граждане Республики Молдова, которые выехали в Республику Молдова после 25.07.2025 и въезжают в РФ с 01.10.2025, могут урегулировать свое правовое положение по 01.01.2026 (п. 1 Указа Президента РФ от 30.12.2024 N 1126; пп. "а" п. 1, п. 5 Указа Президента РФ от 25.07.2025 N 520).
Статья: Актуальные проблемы развития и совершенствования конституционного законодательства (к 30-летию Конституции Российской Федерации)
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)До настоящего времени в Конституции Российской Федерации не устранен крен в пользу исполнительной ветви власти. В связи с чем нарушен баланс сдержек и противовесов. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение государственной власти на три ветви предполагает наличие такой системы правовых гарантий, которая исключает возможность концентрации власти у одной из ее ветвей, и в то же время обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие <11>. По Конституции России (ч. 1 ст. 11), в систему органов государственной власти включен Президент Российской Федерации. Он призван координировать эти органы власти и стоит над всеми тремя ветвями власти. Что усиливает крен в сторону исполнительной ветви власти и не соответствует принципу разделения властей. В силу чего с 2019 г. в конституционно-правовой науке и структурах государственной власти вновь актуализировалась проблема конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти. Фактически вся полнота исполнительной власти в России находится в руках Президента Российской Федерации и его администрации, а юридическая ответственность возлагается на Правительство Российской Федерации. Для устранения данной диспропорции в распределении полномочий и ответственности между ветвями государственной власти необходимо в конституционно-правовой норме четко и ясно закрепить полномочия Президента как главы Правительства Российской Федерации. Для этого необходимо внести в текст Конституции Российской Федерации новую норму "Исполнительная власть осуществляется Президентом Российской Федерации" с одновременным принятием нового федерального конституционного закона "О Президенте Российской Федерации". Это позволит, во-первых, исключить из текста действующей Конституции Российской Федерации существующие коллизионные и противоречащие ее содержанию нормы. Во-вторых, снизить существующие диспропорции в распределении государственной власти в пользу исполнительной. В-третьих, существенно сократить чиновничий аппарат Правительства и администрацию Президента Российской Федерации (фактически второе правительство страны), разгрузив его от дублирующих функций в практической деятельности и, соответственно, дублирующих структур. Включая, многочисленный бюрократический аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации во всех федеральных округах. В-четвертых, реально снизить огромную перегруженность этого института государственной власти в стране. В-пятых, повысить персональную ответственность федеральных министров и в целом Правительство Российской Федерации за качество и конечные результаты работы.
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)До настоящего времени в Конституции Российской Федерации не устранен крен в пользу исполнительной ветви власти. В связи с чем нарушен баланс сдержек и противовесов. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение государственной власти на три ветви предполагает наличие такой системы правовых гарантий, которая исключает возможность концентрации власти у одной из ее ветвей, и в то же время обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие <11>. По Конституции России (ч. 1 ст. 11), в систему органов государственной власти включен Президент Российской Федерации. Он призван координировать эти органы власти и стоит над всеми тремя ветвями власти. Что усиливает крен в сторону исполнительной ветви власти и не соответствует принципу разделения властей. В силу чего с 2019 г. в конституционно-правовой науке и структурах государственной власти вновь актуализировалась проблема конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти. Фактически вся полнота исполнительной власти в России находится в руках Президента Российской Федерации и его администрации, а юридическая ответственность возлагается на Правительство Российской Федерации. Для устранения данной диспропорции в распределении полномочий и ответственности между ветвями государственной власти необходимо в конституционно-правовой норме четко и ясно закрепить полномочия Президента как главы Правительства Российской Федерации. Для этого необходимо внести в текст Конституции Российской Федерации новую норму "Исполнительная власть осуществляется Президентом Российской Федерации" с одновременным принятием нового федерального конституционного закона "О Президенте Российской Федерации". Это позволит, во-первых, исключить из текста действующей Конституции Российской Федерации существующие коллизионные и противоречащие ее содержанию нормы. Во-вторых, снизить существующие диспропорции в распределении государственной власти в пользу исполнительной. В-третьих, существенно сократить чиновничий аппарат Правительства и администрацию Президента Российской Федерации (фактически второе правительство страны), разгрузив его от дублирующих функций в практической деятельности и, соответственно, дублирующих структур. Включая, многочисленный бюрократический аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации во всех федеральных округах. В-четвертых, реально снизить огромную перегруженность этого института государственной власти в стране. В-пятых, повысить персональную ответственность федеральных министров и в целом Правительство Российской Федерации за качество и конечные результаты работы.
Информация: Навигатор по ограничительным мерам
("Официальный сайт Банка России", 2024)В соответствии с п. 1.2 Официального разъяснения Банка России от 20.05.2022 N 6-ОР, принимая во внимание цели принятия мер ограничительного характера, установленных Указом N 79, Указом N 81, Указом N 95, Указом N 126, Указом N 252 и Указом N 254, при реализации данных Указов Президента Российской Федерации правовой статус международных компаний следует рассматривать аналогично правовому статусу резидентов.
("Официальный сайт Банка России", 2024)В соответствии с п. 1.2 Официального разъяснения Банка России от 20.05.2022 N 6-ОР, принимая во внимание цели принятия мер ограничительного характера, установленных Указом N 79, Указом N 81, Указом N 95, Указом N 126, Указом N 252 и Указом N 254, при реализации данных Указов Президента Российской Федерации правовой статус международных компаний следует рассматривать аналогично правовому статусу резидентов.
Статья: Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации: развитие и современное состояние
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)<4> Правовой статус Президента РФ: учебн. пособ. / под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Манускрипт, 1997. С. 3.
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)<4> Правовой статус Президента РФ: учебн. пособ. / под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Манускрипт, 1997. С. 3.
Готовое решение: Что нужно знать работодателю о реестре контролируемых лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Для граждан Республики Молдова установлены особенности правового положения в России. Например, те, кто не урегулировал его в соответствии с Указом Президента РФ от 30.12.2024 N 1126, могут сделать это до 1 января 2026 г. включительно. Правило касается лиц, выехавших после 25 июля этого года в Молдову и въезжающих с 1 октября 2025 г. в Россию из Молдовы (в том числе через третьи страны) (пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 25.07.2025 N 520).
(КонсультантПлюс, 2025)Для граждан Республики Молдова установлены особенности правового положения в России. Например, те, кто не урегулировал его в соответствии с Указом Президента РФ от 30.12.2024 N 1126, могут сделать это до 1 января 2026 г. включительно. Правило касается лиц, выехавших после 25 июля этого года в Молдову и въезжающих с 1 октября 2025 г. в Россию из Молдовы (в том числе через третьи страны) (пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 25.07.2025 N 520).
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)С учетом специфики юридических лиц, создаваемых Российской Федерацией, в п. 5 ст. 49 ГК РФ установлено правило о специальном характере федеральных законов о таких юридических лицах по отношению к нормам, содержащимся в ГК РФ. Однако публично-правовые компании могут быть созданы не только на основании федерального закона, но и Указом Президента РФ, которым определяется гражданско-правовой статус создаваемой компании. В этом случае указ должен иметь приоритетное значение по отношению к общим нормам ГК РФ. В настоящее время п. 5 ст. 49 ГК РФ не учитывает данный вид нормативного акта как основание создания Российской Федерацией юридических лиц, а также его специальное значение по отношению к общим нормам ГК РФ. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо внести корректировку в указанную норму в соответствующей части.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)С учетом специфики юридических лиц, создаваемых Российской Федерацией, в п. 5 ст. 49 ГК РФ установлено правило о специальном характере федеральных законов о таких юридических лицах по отношению к нормам, содержащимся в ГК РФ. Однако публично-правовые компании могут быть созданы не только на основании федерального закона, но и Указом Президента РФ, которым определяется гражданско-правовой статус создаваемой компании. В этом случае указ должен иметь приоритетное значение по отношению к общим нормам ГК РФ. В настоящее время п. 5 ст. 49 ГК РФ не учитывает данный вид нормативного акта как основание создания Российской Федерацией юридических лиц, а также его специальное значение по отношению к общим нормам ГК РФ. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо внести корректировку в указанную норму в соответствующей части.