Правовой статус МУП
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус МУП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18 "Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия" Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях""При этом в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N 305-ЭС19-833 по делу N А40-206752/2017 изложена правовая позиция о том, что положения пункта 2 статьи 295 ГК РФ и пунктов 2, 3 статьи 18 Федерального закона ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не исключают права предприятия по продаже принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества с согласия собственника, если это не лишает возможности предприятия осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реорганизация муниципального унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как и другие виды юридических лиц, в соответствии с общими правилами п. 1 ст. 57 ГК РФ МУП может быть реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (п. 2 ст. 29 Закона о предприятиях). При этом необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 29 Закона о предприятиях не является реорганизацией изменение вида МУП, а также изменение правового положения МУП вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию) - в указанных случаях соответствующие изменения вносятся в устав унитарного предприятия, а передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как и другие виды юридических лиц, в соответствии с общими правилами п. 1 ст. 57 ГК РФ МУП может быть реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (п. 2 ст. 29 Закона о предприятиях). При этом необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 29 Закона о предприятиях не является реорганизацией изменение вида МУП, а также изменение правового положения МУП вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию) - в указанных случаях соответствующие изменения вносятся в устав унитарного предприятия, а передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Основные положения о государственных и муниципальных унитарных предприятиях содержатся в § 4 "Государственные и муниципальные унитарные предприятия" гл. 4 "Юридические лица" части первой ГК РФ. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <70> согласно его ст. 1 определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Основные положения о государственных и муниципальных унитарных предприятиях содержатся в § 4 "Государственные и муниципальные унитарные предприятия" гл. 4 "Юридические лица" части первой ГК РФ. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <70> согласно его ст. 1 определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Статья: Развитие общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об участии публично-правовых образований в договорных отношениях
(Белов В.Е.)
("Юрист", 2025, N 8)Опосредованное участие публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях предполагает, что субъектами соответствующих отношений являются прежде всего государственные и муниципальные юридические лица, являющиеся стороной договора, принимающие обязанности и приобретающие права непосредственно для себя, несущие гражданско-правовую ответственность за нарушение условий договора. Правовой статус таких лиц (в частности, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений) также закреплен в ч. 1 ГК РФ.
(Белов В.Е.)
("Юрист", 2025, N 8)Опосредованное участие публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях предполагает, что субъектами соответствующих отношений являются прежде всего государственные и муниципальные юридические лица, являющиеся стороной договора, принимающие обязанности и приобретающие права непосредственно для себя, несущие гражданско-правовую ответственность за нарушение условий договора. Правовой статус таких лиц (в частности, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений) также закреплен в ч. 1 ГК РФ.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ (ст. 113 - 114) и принятым в соответствии с ним Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <1>.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ (ст. 113 - 114) и принятым в соответствии с ним Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <1>.
Статья: Правовой режим бюджетных вложений в инвестиционные проекты
(Иншакова А.О.)
("Современное право", 2024, N 9)В статье раскрываются понятие и классификация бюджетных инвестиций, являющихся одним из ключевых инструментов государственной политики, направленной на развитие экономики, социальной сферы и инфраструктуры страны. Анализируются основы нормативного регулирования бюджетных инвестиций. Исследуются порядок и условия вложения бюджетных средств в объекты государственной (муниципальной) собственности, правовое положение юридических лиц - получателей бюджетных инвестиций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями. Раскрывается правовое положение юридических лиц - получателей бюджетных инвестиций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями. Изучаются национальные проекты и федеральные адресные инвестиционные программы, государственные инвестиционные фонды.
(Иншакова А.О.)
("Современное право", 2024, N 9)В статье раскрываются понятие и классификация бюджетных инвестиций, являющихся одним из ключевых инструментов государственной политики, направленной на развитие экономики, социальной сферы и инфраструктуры страны. Анализируются основы нормативного регулирования бюджетных инвестиций. Исследуются порядок и условия вложения бюджетных средств в объекты государственной (муниципальной) собственности, правовое положение юридических лиц - получателей бюджетных инвестиций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями. Раскрывается правовое положение юридических лиц - получателей бюджетных инвестиций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями. Изучаются национальные проекты и федеральные адресные инвестиционные программы, государственные инвестиционные фонды.