Правовой статус Каспийского моря
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус Каспийского моря (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Международно-правовое и геостратегическое значение Конвенции о правовом статусе Каспийского моря
(Буттаев Э.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)"Международное публичное и частное право", 2024, N 3
(Буттаев Э.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)"Международное публичное и частное право", 2024, N 3
Статья: Механизмы международно-правового регулирования трансграничных трубопроводных проектов в Каспийском регионе
(Гликман О.В., Мамедов Л.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Нормы Конвенции о правовом статусе Каспийского моря,
(Гликман О.В., Мамедов Л.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Нормы Конвенции о правовом статусе Каспийского моря,
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 31.07.2022 N 512
(ред. от 13.08.2024)
"Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации"57. Каспийский регион обладает значительными по объемам и уникальными по качеству минеральными и биологическими ресурсами, требующими комплексного подхода к их освоению с учетом прав и обязанностей Российской Федерации, определенных Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 г.
(ред. от 13.08.2024)
"Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации"57. Каспийский регион обладает значительными по объемам и уникальными по качеству минеральными и биологическими ресурсами, требующими комплексного подхода к их освоению с учетом прав и обязанностей Российской Федерации, определенных Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 г.
Статья: Правовые основы и интеграционные тенденции в Каспийском регионе. "Каспийская пятерка": история и перспективы
(Хабриева Т.Я., Курбанов Р.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)В статье проанализированы правовые основы сотрудничества государств Каспийского региона - России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана. С подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в 2018 г. взаимоотношения между указанными странами вышли на качественно новый уровень. Если с распадом СССР поиск взаимовыгодных форм сотрудничества только начал обозначаться, особенно после приобретения независимости бывшими союзными республиками, то последние годы характеризуются центростремительной направленностью, приведшей к комплексному международному правовому регулированию сотрудничества прикаспийских государств, центральное место в котором занимает Конвенция 2018 г., объединяющая несколько многосторонних и двусторонних договорных форматов. Имплементация международно-правовых актов, составляющих ядро сотрудничества прикаспийских государств, сопровождается гармонизацией их национального законодательства, что дает основания предположить формирование сложного нормативного правового комплекса, включающего как нормы международного права (Конвенции 2018 г. и связанных с ней соглашений), так и нормы внутреннего законодательства прикаспийских государств и определяемого как "каспийское право". Сравнение концепций каспийского права и арктического права показывает, что развитие каспийского права еще не достигло достаточной степени зрелости для того, чтобы проявить характеристики новой правовой формации.
(Хабриева Т.Я., Курбанов Р.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)В статье проанализированы правовые основы сотрудничества государств Каспийского региона - России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана. С подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в 2018 г. взаимоотношения между указанными странами вышли на качественно новый уровень. Если с распадом СССР поиск взаимовыгодных форм сотрудничества только начал обозначаться, особенно после приобретения независимости бывшими союзными республиками, то последние годы характеризуются центростремительной направленностью, приведшей к комплексному международному правовому регулированию сотрудничества прикаспийских государств, центральное место в котором занимает Конвенция 2018 г., объединяющая несколько многосторонних и двусторонних договорных форматов. Имплементация международно-правовых актов, составляющих ядро сотрудничества прикаспийских государств, сопровождается гармонизацией их национального законодательства, что дает основания предположить формирование сложного нормативного правового комплекса, включающего как нормы международного права (Конвенции 2018 г. и связанных с ней соглашений), так и нормы внутреннего законодательства прикаспийских государств и определяемого как "каспийское право". Сравнение концепций каспийского права и арктического права показывает, что развитие каспийского права еще не достигло достаточной степени зрелости для того, чтобы проявить характеристики новой правовой формации.
Статья: Центральная Азия и международное право: факторы, проблемы, перспективы
(Толстых В.Л.)
("Закон", 2022, N 8)Каспийское море является самым большим на планете соленым озером. В юридическом плане это означает, что при определении его режима стороны не связаны общим морским правом, в том числе Конвенцией по морскому праву 1982 года. До недавнего времени отношения каспийских стран регулировались, во-первых, Договором между РСФСР и Персией 1921 года и Договором между СССР и Ираном о торговле и мореплавании 1940 года, установившими 10-мильную рыболовную зону и закрепившими свободу судоходства <23>; во-вторых, двусторонними договорами о разграничении секторов недропользования, заключенными в 1990-х и 2000-х годах; в-третьих, Тегеранской рамочной конвенцией по защите морской среды Каспийского моря 2003 года и Соглашением о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря 2014 года. 12 августа 2018 года Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркмения подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, закрепившую режим sui generis. Его основные элементы выглядят следующим образом.
(Толстых В.Л.)
("Закон", 2022, N 8)Каспийское море является самым большим на планете соленым озером. В юридическом плане это означает, что при определении его режима стороны не связаны общим морским правом, в том числе Конвенцией по морскому праву 1982 года. До недавнего времени отношения каспийских стран регулировались, во-первых, Договором между РСФСР и Персией 1921 года и Договором между СССР и Ираном о торговле и мореплавании 1940 года, установившими 10-мильную рыболовную зону и закрепившими свободу судоходства <23>; во-вторых, двусторонними договорами о разграничении секторов недропользования, заключенными в 1990-х и 2000-х годах; в-третьих, Тегеранской рамочной конвенцией по защите морской среды Каспийского моря 2003 года и Соглашением о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря 2014 года. 12 августа 2018 года Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркмения подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, закрепившую режим sui generis. Его основные элементы выглядят следующим образом.
Статья: Юридический статус Каспийского моря: история и современное состояние
(Ильинская О.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Целью статьи является проведение юридического анализа Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. для выявления положений, могущих иметь множественное толкование, а значит, вызывать определенные сложности при их практическом применении. Также в статье приводятся факты нарушений новыми прикаспийскими государствами соглашений, определявших статус Каспия, и реакция на них России и Ирана, анализируются причины неправомерных требований об уступках, предъявлявшихся России при разработке проекта Конвенции.
(Ильинская О.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Целью статьи является проведение юридического анализа Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. для выявления положений, могущих иметь множественное толкование, а значит, вызывать определенные сложности при их практическом применении. Также в статье приводятся факты нарушений новыми прикаспийскими государствами соглашений, определявших статус Каспия, и реакция на них России и Ирана, анализируются причины неправомерных требований об уступках, предъявлявшихся России при разработке проекта Конвенции.
Статья: Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения пластиком
(Куделькин Н.С.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 4)Еще один международно-правовой документ, посвященный Каспийскому морю, - это Конвенция о правовом статусе Каспийского моря (заключена в г. Актау 12 августа 2018 г.) (Официальный сайт МИД РФ http://www.mid.ru/) (документ не вступил в силу), которая также затрагивает вопросы охраны морской среды. Так, согласно п. 14 ст. 3 указанной Конвенции одним из принципов осуществления деятельности Сторон на Каспийском море является охрана природной среды Каспийского моря. В соответствии со ст. 15 рассматриваемой Конвенции Стороны берут на себя обязательство по защите и сохранению экологической системы Каспийского моря. А также обязуются принимать меры и осуществлять сотрудничество в том числе и в целях борьбы с загрязнением Каспийского моря из любых источников.
(Куделькин Н.С.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 4)Еще один международно-правовой документ, посвященный Каспийскому морю, - это Конвенция о правовом статусе Каспийского моря (заключена в г. Актау 12 августа 2018 г.) (Официальный сайт МИД РФ http://www.mid.ru/) (документ не вступил в силу), которая также затрагивает вопросы охраны морской среды. Так, согласно п. 14 ст. 3 указанной Конвенции одним из принципов осуществления деятельности Сторон на Каспийском море является охрана природной среды Каспийского моря. В соответствии со ст. 15 рассматриваемой Конвенции Стороны берут на себя обязательство по защите и сохранению экологической системы Каспийского моря. А также обязуются принимать меры и осуществлять сотрудничество в том числе и в целях борьбы с загрязнением Каспийского моря из любых источников.