Правовой статус государственного служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой статус государственного служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС)
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС)
Готовое решение: Как гражданские госслужащие получают дополнительное профессиональное образование
(КонсультантПлюс, 2025)При подаче заявки на участие госслужащих субъектов РФ в мероприятиях по профразвитию руководствуйтесь региональными нормативными правовыми актами (п. 45 Положения о профразвитии госслужащих).
(КонсультантПлюс, 2025)При подаче заявки на участие госслужащих субъектов РФ в мероприятиях по профразвитию руководствуйтесь региональными нормативными правовыми актами (п. 45 Положения о профразвитии госслужащих).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При рассмотрении данной задачи вначале нужно дать краткую характеристику термина "сфера административных и иных публичных правоотношений". В эту сферу традиционно включаются: 1) отношения, которые возникают при установлении и соблюдении правовых режимов публичного управления (например, учреждение административных органов и иных органов публичного управления; учреждение органов публичной власти федеральных территорий, а также органов местного самоуправления; издание нормативных и ненормативных правовых актов; учреждение системы и порядка осуществления государственного контроля (надзора), формирование системы и видов государственной службы, а также реализация правового статуса государственных служащих; административная конфликтология); 2) отношения, возникающие в результате принятия незаконных решений (или совершения действий (бездействия)) органами публичной власти, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, обладающими административными властными полномочиями по отношению к физическим лицам и организациям. Доктринальный и структурный теоретико-правовые анализы сферы административных и иных публичных правоотношений осуществляются посредством методов административно-правового регулирования. Сфера административных и иных публичных правоотношений отражает особенности правовой среды и юридической действительности, где действуют нормы публичного права, которые устанавливают порядок публичного управления и область возникновения административных и иных публичных споров; реализация отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, судебный контроль за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, административные дела об оспаривании - главнейшие характеристики предмета регулирования КАС РФ, отражающие особенности правовой среды, в которой действуют административно-правовые нормы, устанавливающие порядок публичного управления и область возникновения административных и иных публичных споров. Спорность и характер спорности публичного правоотношения - особенности сферы административных и иных публичных правоотношений (ч. 3 ст. 135 КАС РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 38 КАС РФ административный спор - это спор, возникающий из административных или иных публичных правоотношений (см. также ч. 2 ст. 41 КАС РФ). Как известно, предметом административного спора могут являться права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений. Часть 4 ст. 4 КАС РФ отмечает такую характеристику сферы административных и иных публичных правоотношений, как основанность на властном подчинении одной стороны другой. "Административный или иной публичный спор" (ч. 3 ст. 4 КАС РФ) есть фактически причина и основание для начала судебных процедур в системе административного судопроизводства. КАС РФ наряду с термином "сфера административных и иных публичных правоотношений" устанавливает и понятие "публичная сфера" (ч. 1 ст. 5 КАС РФ). Для указанной сферы публичных правоотношений КАС РФ выделяет в качестве важнейшей характеристики спорность данных правоотношений (ч. 2 ст. 5 КАС РФ). Среди участвующих в административном деле лиц могут быть органы или должностные лица, осуществляющие публичные полномочия, и должностные лица, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций (ч. 2 ст. 38 КАС РФ). Таким образом, наличие контрольно-надзорных функций и иных публичных функций является характеристикой сферы административных и иных полномочий. Наконец, сфера административных и иных публичных правоотношений содержит в качестве важнейшего признака обеспечение публичных интересов (ч. 1 ст. 40 КАС РФ), то есть законом гарантируется в соответствующих случаях защита прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При рассмотрении данной задачи вначале нужно дать краткую характеристику термина "сфера административных и иных публичных правоотношений". В эту сферу традиционно включаются: 1) отношения, которые возникают при установлении и соблюдении правовых режимов публичного управления (например, учреждение административных органов и иных органов публичного управления; учреждение органов публичной власти федеральных территорий, а также органов местного самоуправления; издание нормативных и ненормативных правовых актов; учреждение системы и порядка осуществления государственного контроля (надзора), формирование системы и видов государственной службы, а также реализация правового статуса государственных служащих; административная конфликтология); 2) отношения, возникающие в результате принятия незаконных решений (или совершения действий (бездействия)) органами публичной власти, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, обладающими административными властными полномочиями по отношению к физическим лицам и организациям. Доктринальный и структурный теоретико-правовые анализы сферы административных и иных публичных правоотношений осуществляются посредством методов административно-правового регулирования. Сфера административных и иных публичных правоотношений отражает особенности правовой среды и юридической действительности, где действуют нормы публичного права, которые устанавливают порядок публичного управления и область возникновения административных и иных публичных споров; реализация отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, судебный контроль за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, административные дела об оспаривании - главнейшие характеристики предмета регулирования КАС РФ, отражающие особенности правовой среды, в которой действуют административно-правовые нормы, устанавливающие порядок публичного управления и область возникновения административных и иных публичных споров. Спорность и характер спорности публичного правоотношения - особенности сферы административных и иных публичных правоотношений (ч. 3 ст. 135 КАС РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 38 КАС РФ административный спор - это спор, возникающий из административных или иных публичных правоотношений (см. также ч. 2 ст. 41 КАС РФ). Как известно, предметом административного спора могут являться права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений. Часть 4 ст. 4 КАС РФ отмечает такую характеристику сферы административных и иных публичных правоотношений, как основанность на властном подчинении одной стороны другой. "Административный или иной публичный спор" (ч. 3 ст. 4 КАС РФ) есть фактически причина и основание для начала судебных процедур в системе административного судопроизводства. КАС РФ наряду с термином "сфера административных и иных публичных правоотношений" устанавливает и понятие "публичная сфера" (ч. 1 ст. 5 КАС РФ). Для указанной сферы публичных правоотношений КАС РФ выделяет в качестве важнейшей характеристики спорность данных правоотношений (ч. 2 ст. 5 КАС РФ). Среди участвующих в административном деле лиц могут быть органы или должностные лица, осуществляющие публичные полномочия, и должностные лица, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций (ч. 2 ст. 38 КАС РФ). Таким образом, наличие контрольно-надзорных функций и иных публичных функций является характеристикой сферы административных и иных полномочий. Наконец, сфера административных и иных публичных правоотношений содержит в качестве важнейшего признака обеспечение публичных интересов (ч. 1 ст. 40 КАС РФ), то есть законом гарантируется в соответствующих случаях защита прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
Статья: Непредставление справки о доходах является правонарушением
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)В заключение отметим: как неоднократно указывал КС РФ, специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных служащих и, соответственно, необходимость специального правового регулирования, вводящего для государственных служащих определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. К числу таких обременений относится обязанность лиц, замещающих должности государственной службы, включенные в специальные перечни, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, подавать сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление таких сведений либо представление заведомо ложных, недостоверных или неполных сведений влечет применение в отношении указанных лиц мер юридической ответственности (Постановление КС РФ от 29.11.2016 N 26-П, Определение КС РФ от 18.07.2017 N 1736-О).
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)В заключение отметим: как неоднократно указывал КС РФ, специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных служащих и, соответственно, необходимость специального правового регулирования, вводящего для государственных служащих определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. К числу таких обременений относится обязанность лиц, замещающих должности государственной службы, включенные в специальные перечни, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, подавать сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление таких сведений либо представление заведомо ложных, недостоверных или неполных сведений влечет применение в отношении указанных лиц мер юридической ответственности (Постановление КС РФ от 29.11.2016 N 26-П, Определение КС РФ от 18.07.2017 N 1736-О).
Статья: Совершенствование нормативного правового регулирования запрета разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, служебную информацию
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Введение. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, являются одними из важнейших элементов правового статуса государственного гражданского служащего и, как следствие, должностной структуры гражданской службы. При этом ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), крайне разнородны, и лишь некоторые из них действительно имеют цель прямо или косвенно ограничить конституционные права и свободы лица, замещающего должность гражданской службы, т.е. выступают в качестве ограничений прав в собственно конституционно-правовом смысле - изъятий из конституционного статуса человека и гражданина.
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Введение. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, являются одними из важнейших элементов правового статуса государственного гражданского служащего и, как следствие, должностной структуры гражданской службы. При этом ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), крайне разнородны, и лишь некоторые из них действительно имеют цель прямо или косвенно ограничить конституционные права и свободы лица, замещающего должность гражданской службы, т.е. выступают в качестве ограничений прав в собственно конституционно-правовом смысле - изъятий из конституционного статуса человека и гражданина.
Статья: Задачи административного судопроизводства: предназначение и правовое содержание
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Вопрос о задачах административного судопроизводства, несомненно, предопределен существованием и юридическим содержанием сферы административных и иных публичных правоотношений. В эту сферу традиционно включаются: 1) отношения, возникающие при установлении и соблюдении правовых режимов публичного управления (например, учреждение административных органов и иных органов публичного управления; учреждение органов публичной власти федеральных территорий, а также органов местного самоуправления; издание нормативных и ненормативных правовых актов; учреждение системы и порядка осуществления государственного контроля (надзора), формирование системы и видов государственной службы, а также реализация правового статуса государственных служащих; административная конфликтология); 2) отношения, возникающие в результате принятия незаконных решений (или совершения действий (бездействия)) органов публичной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, обладающих административными властными полномочиями по отношению к физическим лицам и организациям. Доктринальный и структурный теоретико-правовой анализ сферы административных и иных публичных правоотношений осуществляется посредством методов административно-правового регулирования. Сфера административных и иных публичных правоотношений отражает особенности правовой среды и юридической действительности, где действуют нормы публичного права, устанавливающие порядок публичного управления и область возникновения административных и иных публичных споров. "Реализация отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям", "судебный контроль за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий", "решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", "административные дела об оспаривании" - главнейшие характеристики предмета регулирования КАС РФ. "Спорность" и "характер спорности" публичного правоотношения" - особенность сферы административных и иных публичных правоотношений (ч. 3 ст. 135 КАС РФ). В соответствии с частью 4 ст. 38 КАС РФ административный спор - это спор, возникающий из административных или иных публичных правоотношений (см. также ч. 2 ст. 41 КАС РФ). Как известно, предметом административного спора могут являться права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений. Часть 4 ст. 4 КАС РФ отмечает такую характеристику сферы административных и иных публичных правоотношений, как основанность на властном подчинении одной стороны другой. "Административный или иной публичный спор" (ч. 3 ст. 4 КАС РФ) есть фактически причина и основание для начала судебных процедур в системе административного судопроизводства. КАС РФ наряду с термином "сфера административных и иных публичных правоотношений" устанавливает и понятие публичной сферы (ч. 1 ст. 5), выделяя в качестве ее важнейшей характеристики спорность данных правоотношений (ч. 2 ст. 5). Среди участвующих в административном деле лиц могут быть органы или должностные лица, осуществляющие публичные полномочия, а также должностные лица, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций (ч. 2 ст. 38 КАС РФ). Таким образом, наличие контрольно-надзорных и иных публичных функций является характеристикой сферы административных и иных полномочий. Наконец, сфера административных и иных публичных правоотношений содержит в качестве важнейшего признака обеспечение публичных интересов (ч. 1 ст. 40 КАС РФ), т.е. закон в соответствующих случаях гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Вопрос о задачах административного судопроизводства, несомненно, предопределен существованием и юридическим содержанием сферы административных и иных публичных правоотношений. В эту сферу традиционно включаются: 1) отношения, возникающие при установлении и соблюдении правовых режимов публичного управления (например, учреждение административных органов и иных органов публичного управления; учреждение органов публичной власти федеральных территорий, а также органов местного самоуправления; издание нормативных и ненормативных правовых актов; учреждение системы и порядка осуществления государственного контроля (надзора), формирование системы и видов государственной службы, а также реализация правового статуса государственных служащих; административная конфликтология); 2) отношения, возникающие в результате принятия незаконных решений (или совершения действий (бездействия)) органов публичной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, обладающих административными властными полномочиями по отношению к физическим лицам и организациям. Доктринальный и структурный теоретико-правовой анализ сферы административных и иных публичных правоотношений осуществляется посредством методов административно-правового регулирования. Сфера административных и иных публичных правоотношений отражает особенности правовой среды и юридической действительности, где действуют нормы публичного права, устанавливающие порядок публичного управления и область возникновения административных и иных публичных споров. "Реализация отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям", "судебный контроль за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий", "решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", "административные дела об оспаривании" - главнейшие характеристики предмета регулирования КАС РФ. "Спорность" и "характер спорности" публичного правоотношения" - особенность сферы административных и иных публичных правоотношений (ч. 3 ст. 135 КАС РФ). В соответствии с частью 4 ст. 38 КАС РФ административный спор - это спор, возникающий из административных или иных публичных правоотношений (см. также ч. 2 ст. 41 КАС РФ). Как известно, предметом административного спора могут являться права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений. Часть 4 ст. 4 КАС РФ отмечает такую характеристику сферы административных и иных публичных правоотношений, как основанность на властном подчинении одной стороны другой. "Административный или иной публичный спор" (ч. 3 ст. 4 КАС РФ) есть фактически причина и основание для начала судебных процедур в системе административного судопроизводства. КАС РФ наряду с термином "сфера административных и иных публичных правоотношений" устанавливает и понятие публичной сферы (ч. 1 ст. 5), выделяя в качестве ее важнейшей характеристики спорность данных правоотношений (ч. 2 ст. 5). Среди участвующих в административном деле лиц могут быть органы или должностные лица, осуществляющие публичные полномочия, а также должностные лица, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций (ч. 2 ст. 38 КАС РФ). Таким образом, наличие контрольно-надзорных и иных публичных функций является характеристикой сферы административных и иных полномочий. Наконец, сфера административных и иных публичных правоотношений содержит в качестве важнейшего признака обеспечение публичных интересов (ч. 1 ст. 40 КАС РФ), т.е. закон в соответствующих случаях гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования института ротации на государственной службе иных видов
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 4)1. Дзюбровская Л.В. Совершенствование административно-правового статуса государственных служащих таможенных органов в России / Л.В. Дзюбровская // Административное право и процесс. 2013. N 1. С. 73 - 74.
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 4)1. Дзюбровская Л.В. Совершенствование административно-правового статуса государственных служащих таможенных органов в России / Л.В. Дзюбровская // Административное право и процесс. 2013. N 1. С. 73 - 74.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)организационно-служебное административное право, нормы которого определяют порядок поступления на государственную службу в аппараты органов исполнительной власти, иных государственных органов, аппараты лиц, замещающих государственные должности, прохождения этой службы, правовой статус государственных служащих, порядок административно-публичного взаимодействия между ними, например порядок прохождения службы в органах внутренних дел (полиции) и порядок служебного взаимодействия между сотрудниками данных органов;
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)организационно-служебное административное право, нормы которого определяют порядок поступления на государственную службу в аппараты органов исполнительной власти, иных государственных органов, аппараты лиц, замещающих государственные должности, прохождения этой службы, правовой статус государственных служащих, порядок административно-публичного взаимодействия между ними, например порядок прохождения службы в органах внутренних дел (полиции) и порядок служебного взаимодействия между сотрудниками данных органов;
Статья: Представление недостоверных сведений о доходах - основание для увольнения госслужащего
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Как неоднократно указывал КС РФ, специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных служащих и, соответственно, необходимость специального правового регулирования, вводящего для государственных служащих определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. К числу таких обременений относится обязанность лиц, замещающих должности государственной службы, включенные в специальные перечни, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, подавать сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление таких сведений либо представление заведомо ложных, недостоверных или неполных сведений влечет применение в отношении указанных лиц мер юридической ответственности (Постановление КС РФ от 29.11.2016 N 26-П, Определение КС РФ от 18.07.2017 N 1736-О).
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Как неоднократно указывал КС РФ, специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных служащих и, соответственно, необходимость специального правового регулирования, вводящего для государственных служащих определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. К числу таких обременений относится обязанность лиц, замещающих должности государственной службы, включенные в специальные перечни, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, подавать сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление таких сведений либо представление заведомо ложных, недостоверных или неполных сведений влечет применение в отношении указанных лиц мер юридической ответственности (Постановление КС РФ от 29.11.2016 N 26-П, Определение КС РФ от 18.07.2017 N 1736-О).
Статья: Уведомление нанимателя об осуществлении иной оплачиваемой работы
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)Государственные гражданские и муниципальные служащие характеризуются особым правовым статусом, одним из элементов которого являются права и обязанности, связанные с осуществлением иной оплачиваемой работы. В целях эффективной реализации законодательства и недопущения каких-либо нарушений предлагаем детально разобраться в правовом регулировании данного вопроса.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)Государственные гражданские и муниципальные служащие характеризуются особым правовым статусом, одним из элементов которого являются права и обязанности, связанные с осуществлением иной оплачиваемой работы. В целях эффективной реализации законодательства и недопущения каких-либо нарушений предлагаем детально разобраться в правовом регулировании данного вопроса.
Статья: К вопросу об институте и категории "государственная служба" в административном праве
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Обратим внимание, что в настоящее время проблемами государственной службы занимаются специалисты самых различных отраслей знания. Государственная служба изучается с политологических и социологических позиций, вопросы государственной службы рассматриваются также и с экономической точки зрения. В юридической доктрине государственная служба изучается в конституционном, трудовом и административном праве. Как писал Д.Н. Бахрах, "правовой институт государственной службы является межотраслевым, включает в себя нормы конституционного права, но в основном он состоит из норм административного права, связан с рядом финансово-правовых правил, с главой УК "Должностные преступления", но особенно тесно с трудовым правом. Институт государственной службы охватывает правовые основы ее организации и особенности правового положения государственных служащих" <2>.
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Обратим внимание, что в настоящее время проблемами государственной службы занимаются специалисты самых различных отраслей знания. Государственная служба изучается с политологических и социологических позиций, вопросы государственной службы рассматриваются также и с экономической точки зрения. В юридической доктрине государственная служба изучается в конституционном, трудовом и административном праве. Как писал Д.Н. Бахрах, "правовой институт государственной службы является межотраслевым, включает в себя нормы конституционного права, но в основном он состоит из норм административного права, связан с рядом финансово-правовых правил, с главой УК "Должностные преступления", но особенно тесно с трудовым правом. Институт государственной службы охватывает правовые основы ее организации и особенности правового положения государственных служащих" <2>.