Правовой режим сельскохозяйственных угодий
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой режим сельскохозяйственных угодий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2024 по делу N 88а-31173/2024 (УИД 33RS0010-01-2023-001495-94)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным отказа во внесении изменений в сведения государственного кадастрового учета о виде разрешенного использования земельного участка.
Обстоятельства: Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Решение: Отказано.Руководствуясь положениями статей 7, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положениями статей 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу, что представленные по делу доказательства, не содержат сведений об изменении в установленном порядке правового режима использования сельскохозяйственных угодий, на котором расположен спорный земельный участок, каких-либо доказательств, объективно подтверждающих факт выбытия спорного земельного участка из земель сельскохозяйственных угодий в связи с утратой его ценности, в рамках межведомственного взаимодействия государственному регистратору не представлено, при этом исходящая информация из администрации Киржачского района Владимирской области подтверждает отношение спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным отказа во внесении изменений в сведения государственного кадастрового учета о виде разрешенного использования земельного участка.
Обстоятельства: Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Решение: Отказано.Руководствуясь положениями статей 7, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положениями статей 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу, что представленные по делу доказательства, не содержат сведений об изменении в установленном порядке правового режима использования сельскохозяйственных угодий, на котором расположен спорный земельный участок, каких-либо доказательств, объективно подтверждающих факт выбытия спорного земельного участка из земель сельскохозяйственных угодий в связи с утратой его ценности, в рамках межведомственного взаимодействия государственному регистратору не представлено, при этом исходящая информация из администрации Киржачского района Владимирской области подтверждает отношение спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10.07.2024 N 66а-554/2024 (УИД 74OS0000-01-2022-000201-95)
Об оставлении без изменения решения Челябинского областного суда от 15.02.2024, которым признаны недействующими отдельные положения решения Собрания депутатов Увельского муниципального района от 14.04.2022 N 16 "Об утверждении генерального плана Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области".Из совокупности исследованных судом доказательств следует, что представленные в материалы дела документы не содержат сведений об изменении в установленном законом порядке правового режима использования сельскохозяйственного угодья, на котором располагаются земельные участки; каких-либо доказательств, объективно подтверждающих факт выбытия участков из сельскохозяйственного угодья в связи с утратой их ценности, не представлено, стороной административного ответчика и заинтересованными лицами указанные обстоятельства не оспаривались.
Об оставлении без изменения решения Челябинского областного суда от 15.02.2024, которым признаны недействующими отдельные положения решения Собрания депутатов Увельского муниципального района от 14.04.2022 N 16 "Об утверждении генерального плана Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области".Из совокупности исследованных судом доказательств следует, что представленные в материалы дела документы не содержат сведений об изменении в установленном законом порядке правового режима использования сельскохозяйственного угодья, на котором располагаются земельные участки; каких-либо доказательств, объективно подтверждающих факт выбытия участков из сельскохозяйственного угодья в связи с утратой их ценности, не представлено, стороной административного ответчика и заинтересованными лицами указанные обстоятельства не оспаривались.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве: вопросы теории и практики
(Рыженков А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 6)Правовому режиму сельскохозяйственных угодий посвящены сотни научных работ, и я не буду останавливаться на нем подробно. Однако вопросы использования других природных ресурсов в ходе ведения сельскохозяйственного производства исследованы в юридической науке недостаточно. При этом стоит заметить, что использование атмосферного воздуха в сельском хозяйстве не имеет какой-либо специфики. Не используются в аграрном производстве и дикие животные. Поэтому мы можем говорить о том, что кроме земли в сельском хозяйстве могут быть также использованы недра, воды и леса.
(Рыженков А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 6)Правовому режиму сельскохозяйственных угодий посвящены сотни научных работ, и я не буду останавливаться на нем подробно. Однако вопросы использования других природных ресурсов в ходе ведения сельскохозяйственного производства исследованы в юридической науке недостаточно. При этом стоит заметить, что использование атмосферного воздуха в сельском хозяйстве не имеет какой-либо специфики. Не используются в аграрном производстве и дикие животные. Поэтому мы можем говорить о том, что кроме земли в сельском хозяйстве могут быть также использованы недра, воды и леса.
Статья: Сельский туризм: действующее регулирование и пути развития
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Кроме того, для сельхозугодий установлен особый правовой режим, свою позицию о котором на основе системного анализа законодательства Российской Федерации сформулировал Верховный Суд России, приведя ее в ответе на вопрос 5 в Обзоре судебной практики ВС РФ за 4-й квартал 2013 г. Цель данного правового режима - охрана указанных земель и недопущение их застройки (даже в целях использования в сельскохозяйственной деятельности) и выведения из сельскохозяйственного оборота.
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Кроме того, для сельхозугодий установлен особый правовой режим, свою позицию о котором на основе системного анализа законодательства Российской Федерации сформулировал Верховный Суд России, приведя ее в ответе на вопрос 5 в Обзоре судебной практики ВС РФ за 4-й квартал 2013 г. Цель данного правового режима - охрана указанных земель и недопущение их застройки (даже в целях использования в сельскохозяйственной деятельности) и выведения из сельскохозяйственного оборота.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Не допускается ведение гражданами садоводства и огородничества без создания товариществ на землях, правовой режим которых не допускает такие виды деятельности.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Не допускается ведение гражданами садоводства и огородничества без создания товариществ на землях, правовой режим которых не допускает такие виды деятельности.
Статья: Земельно-правовое регулирование как инструмент обеспечения пользования недрами
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Обеспечению осуществления пользования недрами служит еще один важный правовой инструмент земельного законодательства - перевод земель и земельных участков в другую категорию. Как уже отмечалось, правовой режим не каждой категории земель или вида земель одной категории допускает осуществление пользования недрами. Если же предоставленный участок недр расположен под земельными участками, правовой режим которых не предполагает их использование в целях пользования недрами, то в ряде случаев это не является основанием для отказа в осуществлении необходимой деятельности. Для таких ситуаций законодательством предусмотрено соответствующее основание для изменения правового режима земель и земельных участков посредством перевода в другую категорию.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Обеспечению осуществления пользования недрами служит еще один важный правовой инструмент земельного законодательства - перевод земель и земельных участков в другую категорию. Как уже отмечалось, правовой режим не каждой категории земель или вида земель одной категории допускает осуществление пользования недрами. Если же предоставленный участок недр расположен под земельными участками, правовой режим которых не предполагает их использование в целях пользования недрами, то в ряде случаев это не является основанием для отказа в осуществлении необходимой деятельности. Для таких ситуаций законодательством предусмотрено соответствующее основание для изменения правового режима земель и земельных участков посредством перевода в другую категорию.
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Так, С.А. Липски полагает, что "представляется вполне оправданным распространение на сельскохозяйственные угодья, оказавшиеся в границах населенных пунктов, общего правового режима зон сельскохозяйственного назначения" <2>. По его мнению, установленная в Новой Москве плата за изменение разрешенного использования земельных участков является стимулом к сохранению сельскохозяйственного использования, поскольку "снижается заинтересованность застройщика в переводе сельскохозяйственных угодий под застройку" <3>.
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Так, С.А. Липски полагает, что "представляется вполне оправданным распространение на сельскохозяйственные угодья, оказавшиеся в границах населенных пунктов, общего правового режима зон сельскохозяйственного назначения" <2>. По его мнению, установленная в Новой Москве плата за изменение разрешенного использования земельных участков является стимулом к сохранению сельскохозяйственного использования, поскольку "снижается заинтересованность застройщика в переводе сельскохозяйственных угодий под застройку" <3>.
Статья: Территория садоводства в границах населенного пункта
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217) в ч. 2 ст. 4.1 устанавливает, что территория садоводства или огородничества может быть создана на землях сельскохозяйственного назначения или землях населенных пунктов. Однако правовой режим земельных участков определяется не только видом целевого назначения, но и видом разрешенного использования. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Но вот зонирование территории осуществляется в отношении земель населенных пунктов в полном объеме, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения только в отношении земель, не отнесенных к сельскохозяйственным угодьям. Это правило установлено в ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ. Следовательно, земли сельскохозяйственного назначения, не отнесенные к сельскохозяйственным угодьям, могут быть зонированы, и в градостроительном регламенте этой территориальной зоны, соответственно, может быть предусмотрен вид разрешенного использования - для ведения садоводства (код 13.2 классификатора).
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217) в ч. 2 ст. 4.1 устанавливает, что территория садоводства или огородничества может быть создана на землях сельскохозяйственного назначения или землях населенных пунктов. Однако правовой режим земельных участков определяется не только видом целевого назначения, но и видом разрешенного использования. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Но вот зонирование территории осуществляется в отношении земель населенных пунктов в полном объеме, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения только в отношении земель, не отнесенных к сельскохозяйственным угодьям. Это правило установлено в ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ. Следовательно, земли сельскохозяйственного назначения, не отнесенные к сельскохозяйственным угодьям, могут быть зонированы, и в градостроительном регламенте этой территориальной зоны, соответственно, может быть предусмотрен вид разрешенного использования - для ведения садоводства (код 13.2 классификатора).
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)С одной стороны, в настоящее время наблюдается тенденция "ликвидации" законодательных положений, допускающих определение правового режима земельных участков без внесения соответствующих изменений в генеральные планы.
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)С одной стороны, в настоящее время наблюдается тенденция "ликвидации" законодательных положений, допускающих определение правового режима земельных участков без внесения соответствующих изменений в генеральные планы.
Статья: Национальная экологическая сеть как правовая категория: опыт зарубежных стран и его приемлемость для России
(Анисимов А.П., Воронина Н.П.)
("Экологическое право", 2022, N 6)2) Украина. В данной стране принят специальный Закон "Об экологической сети Украины" <3>. Согласно его положениям, экологическая сеть - это единственная территориальная система, которая образуется с целью улучшения условий для формирования и восстановления окружающей среды, повышения природно-ресурсного потенциала территории Украины, сохранения ландшафтного и биоразнообразия, мест обитания и роста численности ценных видов животного и растительного мира, генетического фонда, путей миграции животных через сочетание территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также других территорий, имеющих особую ценность для охраны окружающей природной среды и подлежащих особой охране в соответствии с законами и международными обязательствами Украины. Соответственно, объектом данной экологической сети выступают ее структурные элементы, которые могут быть отображены на местности, то есть имеющие площадь, границы, правовой режим и т.д. В частности, к таковым могут быть отнесены ООПТ, земельные участки из категории земель водного и лесного фондов, сельскохозяйственные угодья экстенсивного использования (пастбища, сенокосы). Отдельно Закон упоминает структурные элементы экологической сети - ее фрагменты, которые отличаются по своим функциям. К структурным элементам экосети относятся ключевые, соединительные (экокоридоры), буферные и восстанавливаемые территории. При включении отдельных объектов (земельных участков) в состав территорий и объектов экологической сети учитывается их значение с точки зрения естественных наук - зоологии, биологии, ботаники и т.д. Такие объекты должны иметь важное общенациональное значение, быть уникальными ландшафтами, обеспечивать ландшафтное и биоразнообразие.
(Анисимов А.П., Воронина Н.П.)
("Экологическое право", 2022, N 6)2) Украина. В данной стране принят специальный Закон "Об экологической сети Украины" <3>. Согласно его положениям, экологическая сеть - это единственная территориальная система, которая образуется с целью улучшения условий для формирования и восстановления окружающей среды, повышения природно-ресурсного потенциала территории Украины, сохранения ландшафтного и биоразнообразия, мест обитания и роста численности ценных видов животного и растительного мира, генетического фонда, путей миграции животных через сочетание территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также других территорий, имеющих особую ценность для охраны окружающей природной среды и подлежащих особой охране в соответствии с законами и международными обязательствами Украины. Соответственно, объектом данной экологической сети выступают ее структурные элементы, которые могут быть отображены на местности, то есть имеющие площадь, границы, правовой режим и т.д. В частности, к таковым могут быть отнесены ООПТ, земельные участки из категории земель водного и лесного фондов, сельскохозяйственные угодья экстенсивного использования (пастбища, сенокосы). Отдельно Закон упоминает структурные элементы экологической сети - ее фрагменты, которые отличаются по своим функциям. К структурным элементам экосети относятся ключевые, соединительные (экокоридоры), буферные и восстанавливаемые территории. При включении отдельных объектов (земельных участков) в состав территорий и объектов экологической сети учитывается их значение с точки зрения естественных наук - зоологии, биологии, ботаники и т.д. Такие объекты должны иметь важное общенациональное значение, быть уникальными ландшафтами, обеспечивать ландшафтное и биоразнообразие.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Задачи социально-экономического развития приводят к необходимости организации пространственного использования видовых объектов, в результате чего в их составе выделяются части, статус и режим которых во многом совпадают со статусом и режимом самого видового объекта, за тем исключением, что направления землепользования в границах данных частей дифференцируются при сохранении целевого назначения и содержания правового режима видового объекта.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Задачи социально-экономического развития приводят к необходимости организации пространственного использования видовых объектов, в результате чего в их составе выделяются части, статус и режим которых во многом совпадают со статусом и режимом самого видового объекта, за тем исключением, что направления землепользования в границах данных частей дифференцируются при сохранении целевого назначения и содержания правового режима видового объекта.
Статья: Особенности оборота земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)Поэтому целесообразным представляется предоставление органам местного самоуправления права определять градостроительный регламент в случаях включения в границы населенного пункта зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий).
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)Поэтому целесообразным представляется предоставление органам местного самоуправления права определять градостроительный регламент в случаях включения в границы населенного пункта зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий).
Статья: Земельный участок как объект земельных правоотношений
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2021, N 11)Правовой режим земельного участка определяется как минимум исходя из принадлежности земельного участка к категории земель и разрешенного использования. В случаях, установленных законом, правовой режим дополнительно определяется принадлежностью земельного участка к отдельным видам земель (например, сельскохозяйственным угодьям), различного рода зонам и территориям, установление которых напрямую не связано с достижением правовых целей правового регулирования земельных отношений, но влечет усложнение правового режима земельного участка дополнительными элементами.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2021, N 11)Правовой режим земельного участка определяется как минимум исходя из принадлежности земельного участка к категории земель и разрешенного использования. В случаях, установленных законом, правовой режим дополнительно определяется принадлежностью земельного участка к отдельным видам земель (например, сельскохозяйственным угодьям), различного рода зонам и территориям, установление которых напрямую не связано с достижением правовых целей правового регулирования земельных отношений, но влечет усложнение правового режима земельного участка дополнительными элементами.
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В свою очередь, Лесной кодекс Российской Федерации <5> (далее - Лесной кодекс РФ) в первоначальной редакции и вплоть до 2018 г. не предусматривал каких-либо правил в отношении лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Таким образом, правовой режим таких лесов имел полную неопределенность.
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В свою очередь, Лесной кодекс Российской Федерации <5> (далее - Лесной кодекс РФ) в первоначальной редакции и вплоть до 2018 г. не предусматривал каких-либо правил в отношении лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Таким образом, правовой режим таких лесов имел полную неопределенность.
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Градостроительное зонирование как самостоятельный правовой институт сам по себе не может обеспечить решение задач сохранения уникальных геологических объектов и экономическое развитие территорий, в том числе туризма, поскольку действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (см. пункт 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - ГрК РФ) и градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Градостроительное зонирование как самостоятельный правовой институт сам по себе не может обеспечить решение задач сохранения уникальных геологических объектов и экономическое развитие территорий, в том числе туризма, поскольку действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (см. пункт 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - ГрК РФ) и градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).