Правовое регулирование закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Злоупотребление правом на закупку у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу, как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины... В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.
(КонсультантПлюс, 2025)...Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу, как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины... В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;
<Письмо> Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959
"Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"5. Правовое регулирование закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) учреждений
"Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"5. Правовое регулирование закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) учреждений
Готовое решение: Как провести закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность корректировки плана-графика в данном случае нормативными правовыми актами, регулирующими закупочную деятельность, не предусмотрена. Минфин России также отмечает, что эти акты не указывают на необходимость корректировать план-график в целях приведения информации в нем в соответствие с условиями заключенных контрактов (Письмо от 27.04.2020 N 24-01-06/33863). Поэтому изменять указанный в плане-графике объем финансирования закупок малого объема в случае, если фактически закупки проведены на меньшую сумму, не нужно.
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность корректировки плана-графика в данном случае нормативными правовыми актами, регулирующими закупочную деятельность, не предусмотрена. Минфин России также отмечает, что эти акты не указывают на необходимость корректировать план-график в целях приведения информации в нем в соответствие с условиями заключенных контрактов (Письмо от 27.04.2020 N 24-01-06/33863). Поэтому изменять указанный в плане-графике объем финансирования закупок малого объема в случае, если фактически закупки проведены на меньшую сумму, не нужно.
Статья: "Социально ответственные" закупки: опыт правового регулирования в Республике Корея
(Гиин Ю.)
("Предпринимательское право", 2021, N 3)"Предпринимательское право", 2021, N 3
(Гиин Ю.)
("Предпринимательское право", 2021, N 3)"Предпринимательское право", 2021, N 3
Статья: Обеспечение конкуренции при заключении государственных контрактов
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)Стоит признать, что конкуренцию и ее обеспечение нельзя рассматривать как конечную цель при правовом регулировании закупок, так как конкуренция выступает скорее средством, а не целью. Целью же осуществления любой закупки должно быть максимально эффективное удовлетворение государственных и муниципальных нужд. Высокий уровень конкуренции должен вести к повышению эффективности закупок и более рациональному расходованию денежных средств. В то же время не всегда максимальная конкуренция, привлечение большего количества участников является благом для государства и общества. К примеру, при проведении аукциона победитель определяется исключительно по ценовому критерию, но можно ли говорить тогда о том, что без учета иных характеристик исполнителя публичные нужды будут удовлетворены максимально эффективно? Как справедливо подчеркивает О.А. Беляева, "самое привлекательное по цене предложение редко оказывается на практике самым выгодным. Заниженная цена часто означает, что поставщик переоценил свои возможности, работает себе в убыток или на пределе рентабельности и, следовательно, не имеет резерва надежности" [8, с. 122]. Действительно, такая ситуация может негативно сказаться на эффективности удовлетворения публичных нужд, что ставит проблему обеспечения баланса между стремлением к обеспечению конкуренции и результативностью закупок. Следует согласиться с утверждением В.А. Кондратьева о том, что в сфере закупок наблюдается противостояние между необходимостью обеспечения конкуренции и эффективностью закупок [9, с. 77]. Безусловно, надлежащая конкуренция должна способствовать эффективности закупок, прежде всего рациональному расходованию бюджетных средств, но в ряде случаев максимальное обеспечение конкуренции может иметь обратный эффект. Наиболее ярким примером, который показывает, что максимальное количество участников не всегда является благом, является позиция Верховного Суда РФ о том, что указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки [10].
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)Стоит признать, что конкуренцию и ее обеспечение нельзя рассматривать как конечную цель при правовом регулировании закупок, так как конкуренция выступает скорее средством, а не целью. Целью же осуществления любой закупки должно быть максимально эффективное удовлетворение государственных и муниципальных нужд. Высокий уровень конкуренции должен вести к повышению эффективности закупок и более рациональному расходованию денежных средств. В то же время не всегда максимальная конкуренция, привлечение большего количества участников является благом для государства и общества. К примеру, при проведении аукциона победитель определяется исключительно по ценовому критерию, но можно ли говорить тогда о том, что без учета иных характеристик исполнителя публичные нужды будут удовлетворены максимально эффективно? Как справедливо подчеркивает О.А. Беляева, "самое привлекательное по цене предложение редко оказывается на практике самым выгодным. Заниженная цена часто означает, что поставщик переоценил свои возможности, работает себе в убыток или на пределе рентабельности и, следовательно, не имеет резерва надежности" [8, с. 122]. Действительно, такая ситуация может негативно сказаться на эффективности удовлетворения публичных нужд, что ставит проблему обеспечения баланса между стремлением к обеспечению конкуренции и результативностью закупок. Следует согласиться с утверждением В.А. Кондратьева о том, что в сфере закупок наблюдается противостояние между необходимостью обеспечения конкуренции и эффективностью закупок [9, с. 77]. Безусловно, надлежащая конкуренция должна способствовать эффективности закупок, прежде всего рациональному расходованию бюджетных средств, но в ряде случаев максимальное обеспечение конкуренции может иметь обратный эффект. Наиболее ярким примером, который показывает, что максимальное количество участников не всегда является благом, является позиция Верховного Суда РФ о том, что указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки [10].
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)14. Лысаковский Г.А. Реформа правового регулирования закупок за счет собственных средств государственных организаций и субъектов хозяйствования с долей государства в Республике Беларусь // Публичные закупки в зарубежных странах: динамика правового регулирования: монография / отв. ред. О.А. Беляева, В.А. Вайпан, К.В. Кичик. М.: Юстицинформ, 2017. С. 46 - 75.
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)14. Лысаковский Г.А. Реформа правового регулирования закупок за счет собственных средств государственных организаций и субъектов хозяйствования с долей государства в Республике Беларусь // Публичные закупки в зарубежных странах: динамика правового регулирования: монография / отв. ред. О.А. Беляева, В.А. Вайпан, К.В. Кичик. М.: Юстицинформ, 2017. С. 46 - 75.
Статья: Закрытые закупки корпоративных заказчиков в контексте принципа информационной открытости
(Назарова Н.А.)
("Право и экономика", 2024, N 7)<10> Михашин А.В. Гражданско-правовое регулирование закупок по государственному оборонному заказу: монография / под ред. д. ю. н., проф. РАН О.А. Беляевой. М., 2022. С. 54, 55.
(Назарова Н.А.)
("Право и экономика", 2024, N 7)<10> Михашин А.В. Гражданско-правовое регулирование закупок по государственному оборонному заказу: монография / под ред. д. ю. н., проф. РАН О.А. Беляевой. М., 2022. С. 54, 55.
Статья: О некоторых вопросах нормативно-правового регулирования общественного контроля государственных закупок в сфере органов внутренних дел
(Буримов Р.Ю., Ибрагимов О.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10
(Буримов Р.Ю., Ибрагимов О.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10
Статья: Концептуальные направления подготовки Кодекса о закупках Российской Федерации
(Кикавец В.В., Лисин П.В., Садофьев А.А., Тенишев А.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)- обеспечение гармонизации и стабильности правового регулирования закупок (баланс публичного и частного интересов);
(Кикавец В.В., Лисин П.В., Садофьев А.А., Тенишев А.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)- обеспечение гармонизации и стабильности правового регулирования закупок (баланс публичного и частного интересов);
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Типовой закон 2011 г. заменяет собой Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг 1994 г. Хотя текст Закона 1994 г. является важным международным документом при реформировании правового регулирования закупок, в 2004 г. Комиссия пришла к вводу, что Типовой закон 1994 г. следует обновить для того, чтобы учесть новые виды практики, особенно те из них, которые обусловлены использованием электронных сообщений при публичных закупках. Кроме того, по мнению Комиссии, следовало учесть опыт, накопленный при использовании Типового закона 1994 г. Тем не менее, принципы и основные процедуры, закрепленные в тексте Закона 1994 г. и являющиеся основой его успеха, остались неизменными.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Типовой закон 2011 г. заменяет собой Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг 1994 г. Хотя текст Закона 1994 г. является важным международным документом при реформировании правового регулирования закупок, в 2004 г. Комиссия пришла к вводу, что Типовой закон 1994 г. следует обновить для того, чтобы учесть новые виды практики, особенно те из них, которые обусловлены использованием электронных сообщений при публичных закупках. Кроме того, по мнению Комиссии, следовало учесть опыт, накопленный при использовании Типового закона 1994 г. Тем не менее, принципы и основные процедуры, закрепленные в тексте Закона 1994 г. и являющиеся основой его успеха, остались неизменными.
Статья: Взаимозависимые лица в корпоративных закупках: как изменится регулирование в 2022 году?
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 2)Накануне нового, 2022 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума РФ) были внесены два конкурирующих законопроекта, предусматривающих корректировку правового регулирования закупок у взаимозависимых с заказчиком лиц. Один законопроект инициирован народными избранниками и сенаторами <1>, другой - подготовлен Минфином России во исполнение поручения Правительства РФ от 16.02.2018 и доработан с учетом п. 13 перечня поручений Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина по итогам выступления в Государственной Думе 12 мая 2021 г. с отчетом Правительства РФ о результатах деятельности за 2020 год <2>.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 2)Накануне нового, 2022 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума РФ) были внесены два конкурирующих законопроекта, предусматривающих корректировку правового регулирования закупок у взаимозависимых с заказчиком лиц. Один законопроект инициирован народными избранниками и сенаторами <1>, другой - подготовлен Минфином России во исполнение поручения Правительства РФ от 16.02.2018 и доработан с учетом п. 13 перечня поручений Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина по итогам выступления в Государственной Думе 12 мая 2021 г. с отчетом Правительства РФ о результатах деятельности за 2020 год <2>.