Правовое регулирование социального обслуживания
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование социального обслуживания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданско-правовые конструкции в законодательстве о социальном обслуживании
(Григорьев И.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)В статье анализируются проблемы правового регулирования социального обслуживания, возникающие в связи с использованием в законодательстве о социальном обслуживании частноправовых начал (договорные конструкции, привлечение негосударственных поставщиков социальных услуг, внедрение конкурентных начал и др.). С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", внесший существенные изменения в систему социального обслуживания. В данном нормативном правовом акте был реализован комплекс законодательных новелл, направленных на преодоление кризисной ситуации в социальном обслуживании. Предполагалось, что обеспечение конкурентной среды, в том числе за счет предоставления социальных услуг на договорной основе, повысит их качество, а привлечение негосударственных организаций решит проблему доступности социального обслуживания. Однако анализ положений действующего федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации выявил отдельные проблемы правового регулирования, препятствующие достижению поставленных целей (нарушение преемственности законодательства, использование отдельных частноправовых элементов правового регулирования при регулировании публично-правовых отношений и др.). По результатам проведенного исследования автором делается вывод о том, что поставленные перед законодателем цели не были достигнуты в полной мере. Привлечение негосударственных поставщиков социального обслуживания не решило проблему доступности социального обслуживания. При этом на федеральном и региональном уровнях создано правовое пространство для "делегирования" отдельных государственных функций частным организациям, эффективность деятельности которых вызывает объективные сомнения. Использование некоторых частноправовых элементов правового регулирования (например, юридической конструкции "договор") не служит целям обеспечения гарантированности социального обслуживания, а влечет дальнейшую "коммерциализацию" отношений в сфере социального обслуживания. В статье также исследуется опыт использования в отдельных субъектах Российской Федерации так называемых стационарозамещающих технологий (создание приемных семей для инвалидов и одиноко проживающих граждан). Автор приходит к заключению, что стационарозамещающие технологии вряд ли можно считать реально эффективным средством решения проблемы доступности социального обслуживания ввиду низкого уровня получаемой платы за осуществление ухода за одинокими гражданами и (или) инвалидами.
(Григорьев И.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)В статье анализируются проблемы правового регулирования социального обслуживания, возникающие в связи с использованием в законодательстве о социальном обслуживании частноправовых начал (договорные конструкции, привлечение негосударственных поставщиков социальных услуг, внедрение конкурентных начал и др.). С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", внесший существенные изменения в систему социального обслуживания. В данном нормативном правовом акте был реализован комплекс законодательных новелл, направленных на преодоление кризисной ситуации в социальном обслуживании. Предполагалось, что обеспечение конкурентной среды, в том числе за счет предоставления социальных услуг на договорной основе, повысит их качество, а привлечение негосударственных организаций решит проблему доступности социального обслуживания. Однако анализ положений действующего федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации выявил отдельные проблемы правового регулирования, препятствующие достижению поставленных целей (нарушение преемственности законодательства, использование отдельных частноправовых элементов правового регулирования при регулировании публично-правовых отношений и др.). По результатам проведенного исследования автором делается вывод о том, что поставленные перед законодателем цели не были достигнуты в полной мере. Привлечение негосударственных поставщиков социального обслуживания не решило проблему доступности социального обслуживания. При этом на федеральном и региональном уровнях создано правовое пространство для "делегирования" отдельных государственных функций частным организациям, эффективность деятельности которых вызывает объективные сомнения. Использование некоторых частноправовых элементов правового регулирования (например, юридической конструкции "договор") не служит целям обеспечения гарантированности социального обслуживания, а влечет дальнейшую "коммерциализацию" отношений в сфере социального обслуживания. В статье также исследуется опыт использования в отдельных субъектах Российской Федерации так называемых стационарозамещающих технологий (создание приемных семей для инвалидов и одиноко проживающих граждан). Автор приходит к заключению, что стационарозамещающие технологии вряд ли можно считать реально эффективным средством решения проблемы доступности социального обслуживания ввиду низкого уровня получаемой платы за осуществление ухода за одинокими гражданами и (или) инвалидами.
Статья: Деятельность частных домов социального обслуживания инвалидов и престарелых - прокурорская забота
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)Ключевые слова: проблемы правового регулирования, дома социального обслуживания населения, частные пансионаты, инвалиды, престарелые, Белгородская область.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)Ключевые слова: проблемы правового регулирования, дома социального обслуживания населения, частные пансионаты, инвалиды, престарелые, Белгородская область.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 2. Правовое регулирование социального обслуживания граждан
(ред. от 26.12.2024)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 2. Правовое регулирование социального обслуживания граждан
Статья: Значение универсальной теории советского ученого В.С. Андреева в формировании научной школы права социального обеспечения
(Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)<21> Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: теоретико-правовой аспект: автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 2002; Благодир А.Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан: автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Шипулина Л.Н. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации (правовые вопросы): автореф. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012.
(Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)<21> Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: теоретико-правовой аспект: автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 2002; Благодир А.Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан: автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Шипулина Л.Н. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации (правовые вопросы): автореф. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012.
Статья: Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социальной защиты населения регламентируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и ограничиваются только установлением основ государственной политики и правового регулирования в сфере социального обслуживания, методическим обеспечением социального обслуживания, управлением федеральной собственностью, международным сотрудничеством.
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социальной защиты населения регламентируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и ограничиваются только установлением основ государственной политики и правового регулирования в сфере социального обслуживания, методическим обеспечением социального обслуживания, управлением федеральной собственностью, международным сотрудничеством.
Статья: Перспективы института приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов: зарубежные доктрины и опыт российского законодателя
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)По мнению исследователей в данной области, правовое регулирование социального обслуживания граждан в трудной жизненной ситуации (главным образом инвалидов и пожилых) должно побуждать гражданское общество к максимальному использованию собственных ресурсов и инициативе в помощи и реализации установок социальной солидарности; при этом патерналистский характер государственной политики должен быть уравновешен определением роли государства лишь как гаранта соблюдения прав и интересов граждан [Барков А.В., 2008: 67].
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)По мнению исследователей в данной области, правовое регулирование социального обслуживания граждан в трудной жизненной ситуации (главным образом инвалидов и пожилых) должно побуждать гражданское общество к максимальному использованию собственных ресурсов и инициативе в помощи и реализации установок социальной солидарности; при этом патерналистский характер государственной политики должен быть уравновешен определением роли государства лишь как гаранта соблюдения прав и интересов граждан [Барков А.В., 2008: 67].
Статья: Механизм межотраслевого взаимодействия норм о договоре института социального обслуживания и общих положений о договоре гражданского права
(Казакова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Относительно применения норм иных отраслей в правоотношениях по социальному обслуживанию в Федеральном законе N 442-ФЗ содержатся лишь два положения: в ст. 2 Закона закреплено общее положение о правовом регулировании социального обслуживания граждан не только нормами самого закона, но и другими законами; в ч. 3 ст. 17 Закона включена отсылочная норма только в отношении исполнения договора в формулировке "в соответствии с законодательством РФ".
(Казакова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Относительно применения норм иных отраслей в правоотношениях по социальному обслуживанию в Федеральном законе N 442-ФЗ содержатся лишь два положения: в ст. 2 Закона закреплено общее положение о правовом регулировании социального обслуживания граждан не только нормами самого закона, но и другими законами; в ч. 3 ст. 17 Закона включена отсылочная норма только в отношении исполнения договора в формулировке "в соответствии с законодательством РФ".
Статья: Порядок оказания социальной и медицинской помощи лицам без определенного места жительства
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правовое регулирование социального обслуживания граждан, в том числе лиц БОМЖ, осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о социальном обслуживании), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (ст. 2 Закона о социальном обслуживании).
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правовое регулирование социального обслуживания граждан, в том числе лиц БОМЖ, осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о социальном обслуживании), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (ст. 2 Закона о социальном обслуживании).
Статья: Малоимущность и освобождение от платы за наем по договору социального найма: законодательство, доктрина и судебная практика
(Безик Н.В., Суслова С.И.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)<5> Аверьянова М.И. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2017. N 6. С. 35 - 49.
(Безик Н.В., Суслова С.И.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)<5> Аверьянова М.И. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2017. N 6. С. 35 - 49.