Правовое регулирование самозанятых
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование самозанятых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 420 "Объект обложения страховыми взносами" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, страхователь неправомерно не начислял взносы на суммы выплат самозанятым по договорам гражданско-правового характера, фактически регулирующим трудовые отношения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, страхователь неправомерно не начислял взносы на суммы выплат самозанятым по договорам гражданско-правового характера, фактически регулирующим трудовые отношения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 262 "Дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства" ГПК РФ"Оставляя заявление М.А. без рассмотрения, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 262, 263, 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что смыслу действующего нормативно-правового регулирования, обязательным условием для применения процессуальных правил особого производства является отсутствие спора о праве, тогда как М.А. были заявлены требования об установлении факта регистрации в качестве самозанятой в отсутствие ее волеизъявления налоговым органом, а также отрицательного факта неосуществления предпринимательской деятельности в период действия статуса самозанятой, при этом заявитель не ссылается на невозможность документального подтверждения указанных обстоятельств, в связи с отсутствием такого документа, и указывает на то, что решение суда об установлении перечисленных юридических фактов повлечет для нее правовые последствия в правоотношениях с третьими лицами в качестве потребителя, а не предпринимателя, установление порядка налогообложения в юридически значимый период, то есть, как правильно указал суд, имеет место спор о праве, подлежащий разрешению в исковом порядке, с участием третьих лиц, что препятствует рассмотрению требований в порядке особого производства. При этом отсутствие возражений от заинтересованного лица - налогового органа, в отсутствие признаков его заинтересованности, в рассматриваемом случае на правильность вывода суда о невозможности рассмотрения заявления М.А. в порядке особого производства не влияет."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Относительно пенсионных взносов адвокатов Конституционный Суд РФ разъяснил, что правовое регулирование, предоставляющее самозанятым возможность формировать свои пенсионные права независимо от получения дохода, который для указанных категорий граждан не является постоянным и гарантированным, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение, а поэтому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права <1>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Относительно пенсионных взносов адвокатов Конституционный Суд РФ разъяснил, что правовое регулирование, предоставляющее самозанятым возможность формировать свои пенсионные права независимо от получения дохода, который для указанных категорий граждан не является постоянным и гарантированным, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение, а поэтому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права <1>.
Статья: Проблемы и перспективы развития самозанятости России
(Анатов Г.М.)
("Юстиция", 2024, N 1)Обозначение правовой характеристики самозанятых играет огромную роль в определении места самозанятости в системе институтов в целом. В законодательстве Российской Федерации практически не предусмотрено регулирование деятельности самозанятых. Во-первых, основной закон регулирования трудовых отношений - Трудовой кодекс РФ - не упоминает самозанятых в специально предусмотренном разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников", что еще раз указывает на социальную незащищенность данной категории населения, в том числе на них не распространяются нормы о рабочем времени и времени отдыха. Исходя из этого мы можем предположить, что на сегодняшний день самозанятые - это категория граждан, нуждающаяся в правовом регулировании деятельности, а также в социальной защите и страховании. Все это вытекает из того факта, что правовое регулирование деятельности самозанятых далеко от совершенства; на данный момент в Российской Федерации не выработана полноценная законодательная база, которая бы создала благоприятные условия для деятельности самозанятых и определила бы их правовой статус, исходя из чего становится весьма актуальным вопрос о государственном регулировании деятельности самозанятых не только в плане налогообложения, но и в правовом регулировании их деятельности. На сегодняшний день в законодательных актах России до сих пор не определяется статус самозанятого и его правовое положение, что вызывает срочное вмешательство со стороны законодателя для определения и закрепления статуса самозанятых в нашей стране.
(Анатов Г.М.)
("Юстиция", 2024, N 1)Обозначение правовой характеристики самозанятых играет огромную роль в определении места самозанятости в системе институтов в целом. В законодательстве Российской Федерации практически не предусмотрено регулирование деятельности самозанятых. Во-первых, основной закон регулирования трудовых отношений - Трудовой кодекс РФ - не упоминает самозанятых в специально предусмотренном разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников", что еще раз указывает на социальную незащищенность данной категории населения, в том числе на них не распространяются нормы о рабочем времени и времени отдыха. Исходя из этого мы можем предположить, что на сегодняшний день самозанятые - это категория граждан, нуждающаяся в правовом регулировании деятельности, а также в социальной защите и страховании. Все это вытекает из того факта, что правовое регулирование деятельности самозанятых далеко от совершенства; на данный момент в Российской Федерации не выработана полноценная законодательная база, которая бы создала благоприятные условия для деятельности самозанятых и определила бы их правовой статус, исходя из чего становится весьма актуальным вопрос о государственном регулировании деятельности самозанятых не только в плане налогообложения, но и в правовом регулировании их деятельности. На сегодняшний день в законодательных актах России до сих пор не определяется статус самозанятого и его правовое положение, что вызывает срочное вмешательство со стороны законодателя для определения и закрепления статуса самозанятых в нашей стране.
Статья: Перспективы правового регулирования труда лиц, работающих посредством интернет-платформ на основе геолокации
(Романовская Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)<3> Сапфирова А.А. Правовое регулирование самозанятости и работы на платформах в условиях цифровой экономики: трудовой и (или) гражданско-правовой аспекты? // Гражданское право. 2021. N 5. С. 43.
(Романовская Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)<3> Сапфирова А.А. Правовое регулирование самозанятости и работы на платформах в условиях цифровой экономики: трудовой и (или) гражданско-правовой аспекты? // Гражданское право. 2021. N 5. С. 43.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Кроме этого, увеличивается количество несовершеннолетних самозанятых. По состоянию на 01.08.2021 около 41 тыс. человек в возрасте от 14 до 17 лет зарегистрировались в качестве самозанятых, что почти вдвое больше показателя на 01.02.2021 (22 500 тыс. человек) <1>. В Москве зарегистрировано 5 тысяч самозанятых среди детей <2>. Указанная статистика подтверждает актуальность исследования вопросов правового регулирования статуса самозанятых лиц в контексте определения их места в правовой системе нашей страны.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Кроме этого, увеличивается количество несовершеннолетних самозанятых. По состоянию на 01.08.2021 около 41 тыс. человек в возрасте от 14 до 17 лет зарегистрировались в качестве самозанятых, что почти вдвое больше показателя на 01.02.2021 (22 500 тыс. человек) <1>. В Москве зарегистрировано 5 тысяч самозанятых среди детей <2>. Указанная статистика подтверждает актуальность исследования вопросов правового регулирования статуса самозанятых лиц в контексте определения их места в правовой системе нашей страны.
Статья: Страховые взносы для плательщиков налога на профессиональный доход: перспективы правового регулирования
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)В статье исследована проблема возможности установления обязанности исчисления и уплаты страховых взносов для плательщиков налога на профессиональный доход. Автор анализирует правовые аспекты включения самозанятых в систему обязательного социального страхования в контексте различных его видов. При этом отмечаются как возможные риски от введения обязательности уплаты страховых взносов, так и предполагаемые с точки зрения государства, самого налогоплательщика и его контрагентов-организаций выгоды. В качестве вывода отмечается необходимость развития правового регулирования обложения самозанятых налогоплательщиков страховыми взносами, которая может быть реализована в виде налогового эксперимента.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)В статье исследована проблема возможности установления обязанности исчисления и уплаты страховых взносов для плательщиков налога на профессиональный доход. Автор анализирует правовые аспекты включения самозанятых в систему обязательного социального страхования в контексте различных его видов. При этом отмечаются как возможные риски от введения обязательности уплаты страховых взносов, так и предполагаемые с точки зрения государства, самого налогоплательщика и его контрагентов-организаций выгоды. В качестве вывода отмечается необходимость развития правового регулирования обложения самозанятых налогоплательщиков страховыми взносами, которая может быть реализована в виде налогового эксперимента.
Статья: Соотношение понятий "самозанятый" и "плательщик налога на профессиональный доход" в практике Конституционного Суда Российской Федерации
(Лютова О.И.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 1)Свое исследование мы сконцентрировали вокруг лишь одного аспекта определения понятия самозанятого - установление общего и особенного по отношению к плательщику НПД - и основываем свои выводы на практике Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе его новых выводах, сформулированных им в Постановлении от 30 мая 2024 г. N 27-П <3> при рассмотрении дела о регистрации кандидата в депутаты представительного органа внутригородского муниципального образования, указавшего самозанятость в качестве рода занятий. Полагаем, что целесообразно при этом проследить динамику развития правовых позиций Суда по указанным вопросам, что позволит оценить сложившиеся тенденции и возможные перспективы развития правового регулирования статуса самозанятых.
(Лютова О.И.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 1)Свое исследование мы сконцентрировали вокруг лишь одного аспекта определения понятия самозанятого - установление общего и особенного по отношению к плательщику НПД - и основываем свои выводы на практике Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе его новых выводах, сформулированных им в Постановлении от 30 мая 2024 г. N 27-П <3> при рассмотрении дела о регистрации кандидата в депутаты представительного органа внутригородского муниципального образования, указавшего самозанятость в качестве рода занятий. Полагаем, что целесообразно при этом проследить динамику развития правовых позиций Суда по указанным вопросам, что позволит оценить сложившиеся тенденции и возможные перспективы развития правового регулирования статуса самозанятых.
Статья: Актуальные правовые аспекты деятельности самозанятых граждан
(Ефимова Е.О.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Любой процесс правового регулирования и становления сопряжен с рядом положительных и отрицательных аспектов, которым можно дать адекватную оценку только по истечении определенного времени, исследуя практическую сторону данного вопроса. Проведенный анализ правового регулирования в исследуемой теме на сегодняшний день дает возможность сделать вывод, что действия государства в правовом поле регулирования деятельности самозанятых граждан имеют положительный аспект, что в конечном счете должно привести к повышению уровня доходов населения и правового сознания общества, легализации доходов граждан, получаемых в "теневой экономике", к стремлению граждан иметь финансовую стабильность и правовую защищенность. Также стоит учитывать, что на пути разработки мер правового регулирования самозанятости, стремления государства сделать эту сферу предпринимательства более привлекательной для рядового гражданина возникает и ряд сложностей, связанных с низким уровнем доверия наших соотечественников к органам государственного управления, что тормозит процесс легализации самостоятельно трудящихся граждан <9>. В данном случае считается, что для успешного привлечения самозанятых в правовое поле необходимо действовать не только в экономическом направлении, следует принять во внимание проблемы социальной справедливости как на рынке труда, так и в других областях жизнедеятельности. Предлагается рассмотреть следующие предложения: дифференцированно подходить к необходимости социальных выплат гражданами анализируемой категории, которые уже состоят в трудовых отношениях и рассматривают самостоятельную занятость как дополнительный источник дохода. В этом случае необходимые отчисления в бюджет осуществляет работодатель, и необходимость в повторной уплате становится нелогичной. Также целесообразно введение прогрессивного налога с доходов самостоятельно занятых; в случае если доход ниже прожиточного минимума, рассмотреть возможность отмены уплаты налога.
(Ефимова Е.О.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Любой процесс правового регулирования и становления сопряжен с рядом положительных и отрицательных аспектов, которым можно дать адекватную оценку только по истечении определенного времени, исследуя практическую сторону данного вопроса. Проведенный анализ правового регулирования в исследуемой теме на сегодняшний день дает возможность сделать вывод, что действия государства в правовом поле регулирования деятельности самозанятых граждан имеют положительный аспект, что в конечном счете должно привести к повышению уровня доходов населения и правового сознания общества, легализации доходов граждан, получаемых в "теневой экономике", к стремлению граждан иметь финансовую стабильность и правовую защищенность. Также стоит учитывать, что на пути разработки мер правового регулирования самозанятости, стремления государства сделать эту сферу предпринимательства более привлекательной для рядового гражданина возникает и ряд сложностей, связанных с низким уровнем доверия наших соотечественников к органам государственного управления, что тормозит процесс легализации самостоятельно трудящихся граждан <9>. В данном случае считается, что для успешного привлечения самозанятых в правовое поле необходимо действовать не только в экономическом направлении, следует принять во внимание проблемы социальной справедливости как на рынке труда, так и в других областях жизнедеятельности. Предлагается рассмотреть следующие предложения: дифференцированно подходить к необходимости социальных выплат гражданами анализируемой категории, которые уже состоят в трудовых отношениях и рассматривают самостоятельную занятость как дополнительный источник дохода. В этом случае необходимые отчисления в бюджет осуществляет работодатель, и необходимость в повторной уплате становится нелогичной. Также целесообразно введение прогрессивного налога с доходов самостоятельно занятых; в случае если доход ниже прожиточного минимума, рассмотреть возможность отмены уплаты налога.
Статья: Налог на профессиональный доход в России и за рубежом: особенности правового регулирования
(Лукьянов К.Ю.)
("Юрист", 2023, N 4)Система правового регулирования деятельности самозанятых граждан в Великобритании основывается на том, что граждане, ведущие деятельность самостоятельно, воспринимаются как индивидуальные предприниматели даже в том случае, когда фактическая регистрация таких лиц в качестве индивидуальных предпринимателей не осуществлена. Также предусмотрены, в отличие от других зарубежных стран, правовые последствия при использовании такого режима: для самозанятого может возникнуть потребность в получении разрешения на использование части дома в качестве рабочего помещения при осуществлении трудовой деятельности в домашней обстановке; при введении учета клиента самозанятый обязан регистрировать информацию в специальном управлении; страхование гражданской ответственности самозанятых граждан.
(Лукьянов К.Ю.)
("Юрист", 2023, N 4)Система правового регулирования деятельности самозанятых граждан в Великобритании основывается на том, что граждане, ведущие деятельность самостоятельно, воспринимаются как индивидуальные предприниматели даже в том случае, когда фактическая регистрация таких лиц в качестве индивидуальных предпринимателей не осуществлена. Также предусмотрены, в отличие от других зарубежных стран, правовые последствия при использовании такого режима: для самозанятого может возникнуть потребность в получении разрешения на использование части дома в качестве рабочего помещения при осуществлении трудовой деятельности в домашней обстановке; при введении учета клиента самозанятый обязан регистрировать информацию в специальном управлении; страхование гражданской ответственности самозанятых граждан.
Статья: Неопределенность правового статуса самозанятых. Обзор судебной практики
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2022, N 12)Самозанятость представляет собой социально-экономическое явление, небезразличное праву. В основе существующего нормативно-правового регулирования статуса самозанятых граждан лежат прежде всего нормы Закона об НПД <1> и норма п. 1 ст. 23 ГК РФ, разрешающая гражданам осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности без их регистрации в качестве ИП. Вместе с тем в отсутствие легальной дефиниции самозанятых и однозначной квалификации характера их деятельности правоприменителям приходится восполнять соответствующие пробелы нормативно-правового регулирования в своих решениях.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2022, N 12)Самозанятость представляет собой социально-экономическое явление, небезразличное праву. В основе существующего нормативно-правового регулирования статуса самозанятых граждан лежат прежде всего нормы Закона об НПД <1> и норма п. 1 ст. 23 ГК РФ, разрешающая гражданам осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности без их регистрации в качестве ИП. Вместе с тем в отсутствие легальной дефиниции самозанятых и однозначной квалификации характера их деятельности правоприменителям приходится восполнять соответствующие пробелы нормативно-правового регулирования в своих решениях.