Правовое регулирование это
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция КС РФ, ВС РФ: Ликвидация организации-банкрота по решению суда не препятствует рассмотрению апелляционной (кассационной) жалобы кредитора или арбитражного управляющего на определение (постановление) о признании (отказе в признании) действий (бездействия) последнего незаконными
Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2016 N 307-ЭС15-34293 по делу N А21-2959/2010 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФПункт 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ предусматривает полномочие арбитражного суда прекращать производство по делу при ликвидации организации, являющейся стороной спора. В системе действующего правового регулирования эта норма не может расцениваться как препятствующая арбитражному суду апелляционной инстанции рассмотреть по существу и вынести решение по жалобе конкурсного управляющего на определение арбитражного суда первой инстанции, которым действия (бездействие) данного управляющего, совершенные в рамках дела о банкротстве, признаны незаконными, если во время апелляционного производства в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации организации-должника и на этом основании прекращено дело о банкротстве.
Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2016 N 307-ЭС15-34293 по делу N А21-2959/2010 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФПункт 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ предусматривает полномочие арбитражного суда прекращать производство по делу при ликвидации организации, являющейся стороной спора. В системе действующего правового регулирования эта норма не может расцениваться как препятствующая арбитражному суду апелляционной инстанции рассмотреть по существу и вынести решение по жалобе конкурсного управляющего на определение арбитражного суда первой инстанции, которым действия (бездействие) данного управляющего, совершенные в рамках дела о банкротстве, признаны незаконными, если во время апелляционного производства в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации организации-должника и на этом основании прекращено дело о банкротстве.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 312.1 "Общие положения" главы 49.1 "Особенности регулирования труда дистанционных работников" Трудового кодекса РФ"Из приведенных нормативных положений следует, что Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливая возможность заключения с работником трудового договора о дистанционной работе, предусматривающей выполнение работником определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, определяет особенности правового регулирования этого вида трудовой деятельности. В числе таких особенностей - основания для прекращения трудового договора о дистанционной работе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие"
(Волков А.М.)
("Проспект", 2018)Поэтому правовое регулирование - специальная юридическая деятельность наделенных государственно-властными полномочиями субъектов по целенаправленному государственно-властному упорядочению (организации) общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений.
(Волков А.М.)
("Проспект", 2018)Поэтому правовое регулирование - специальная юридическая деятельность наделенных государственно-властными полномочиями субъектов по целенаправленному государственно-властному упорядочению (организации) общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений.
Готовое решение: В каких случаях гражданско-правовой договор (договор ГПХ) может быть признан трудовым и какие это влечет последствия
(КонсультантПлюс, 2025)за заключение гражданско-правового договора, который фактически регулирует трудовые отношения, если это нарушение совершено впервые, для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб., для юрлиц - от 50 000 до 100 000 руб. Совершение такого правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, может повлечь для должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, для юрлиц - штраф от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)за заключение гражданско-правового договора, который фактически регулирует трудовые отношения, если это нарушение совершено впервые, для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб., для юрлиц - от 50 000 до 100 000 руб. Совершение такого правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, может повлечь для должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, для юрлиц - штраф от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Применение упрощенных судебных производств (приказного и упрощенного) в гражданском процессе по соответствующей категории дел является обязательным для суда и сторон. Приказное производство имеет более длительную историю существования и подтвердило свою востребованность. Упрощенное производство в гражданском процессе появилось с июня 2016 г., оно до сих пор осторожно воспринимается специалистами, но сохраняет хороший потенциал. Приказное и упрощенное производства предусмотрены также арбитражным и административным процессуальным законодательством. Правовое регулирование этих видов судебных производств постоянно обновляется и совершенствуется. Их исследованию посвящены многие работы. Однако в данной монографии акцент будет сделан на практике применения приказного и упрощенного производств. Неоднозначное их понимание и нечеткое регулирование законодателем вынуждает судей к поиску правовой аргументации судебных актов, принимаемых в рамках указанных производств. Автор, не претендуя на истинность своих утверждений, предлагает варианты толкования и применения норм, регулирующих эти виды производств.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Применение упрощенных судебных производств (приказного и упрощенного) в гражданском процессе по соответствующей категории дел является обязательным для суда и сторон. Приказное производство имеет более длительную историю существования и подтвердило свою востребованность. Упрощенное производство в гражданском процессе появилось с июня 2016 г., оно до сих пор осторожно воспринимается специалистами, но сохраняет хороший потенциал. Приказное и упрощенное производства предусмотрены также арбитражным и административным процессуальным законодательством. Правовое регулирование этих видов судебных производств постоянно обновляется и совершенствуется. Их исследованию посвящены многие работы. Однако в данной монографии акцент будет сделан на практике применения приказного и упрощенного производств. Неоднозначное их понимание и нечеткое регулирование законодателем вынуждает судей к поиску правовой аргументации судебных актов, принимаемых в рамках указанных производств. Автор, не претендуя на истинность своих утверждений, предлагает варианты толкования и применения норм, регулирующих эти виды производств.
Статья: Процессуально-правовое регулирование: проблема эффективности
(Беляев В.П., Беляева Г.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)Надо сказать, что в науке, в том числе и правовой, представлена довольно обширная палитра мнений относительно эффективности как таковой, а также эффективности права, правового регулирования, правовых актов, законодательства и т.д. <1>. Обобщить все и проанализировать - весьма сложная задача, и в рамках настоящей статьи она не ставится. В то же время имеющийся научный багаж свидетельствует о том, что наиболее распространен подход, согласно которому при оценке эффективности права, правовых норм, правового регулирования и т.д. главное заключается в соотношении поставленных целей и достигнутых результатов, что вполне коррелирует и с эффективностью процессуально-правового регулирования и его механизма. Так, С.С. Алексеев считает, что "важнейшая сторона механизма правового регулирования состоит в обеспечении эффективности воздействия права на общественные отношения. Эффективность правового регулирования - это целесообразность и результативность правовых мероприятий, юридических норм" <2>. Современный исследователь В.В. Лапаева, в свою очередь, пишет: "Эффективность любого действия определяется соотношением целей действия, результатов и использованных ресурсов. Действие считается эффективным, если его результатом становится достижение цели, а мера эффективности определяется соотношением результата и затраченных на него ресурсов" <3>.
(Беляев В.П., Беляева Г.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)Надо сказать, что в науке, в том числе и правовой, представлена довольно обширная палитра мнений относительно эффективности как таковой, а также эффективности права, правового регулирования, правовых актов, законодательства и т.д. <1>. Обобщить все и проанализировать - весьма сложная задача, и в рамках настоящей статьи она не ставится. В то же время имеющийся научный багаж свидетельствует о том, что наиболее распространен подход, согласно которому при оценке эффективности права, правовых норм, правового регулирования и т.д. главное заключается в соотношении поставленных целей и достигнутых результатов, что вполне коррелирует и с эффективностью процессуально-правового регулирования и его механизма. Так, С.С. Алексеев считает, что "важнейшая сторона механизма правового регулирования состоит в обеспечении эффективности воздействия права на общественные отношения. Эффективность правового регулирования - это целесообразность и результативность правовых мероприятий, юридических норм" <2>. Современный исследователь В.В. Лапаева, в свою очередь, пишет: "Эффективность любого действия определяется соотношением целей действия, результатов и использованных ресурсов. Действие считается эффективным, если его результатом становится достижение цели, а мера эффективности определяется соотношением результата и затраченных на него ресурсов" <3>.
Статья: Особенности правового регулирования доменного имени
(Савченков С.А., Косенко Е.О.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 2)Авторами подтверждена необходимость закрепления правового положения доменного имени в российском законодательстве. Установлено, что доменное имя - сложный юридический объект, который включает в себя признаки имущества, средства индивидуализации и услуги. Учитывая все существующие особенности, доменное имя необходимо внедрять в российское законодательство в качестве самостоятельного объекта интеллектуальной собственности с учетом его специфики в области правового регулирования. Это может стать сложным процессом, который потребует учета многих факторов. Основной целью при внедрении доменного имени в законодательство является обеспечение безопасности и стабильности системы доменных имен, защиты прав их владельцев. Во избежание возможных правовых коллизий и для систематизации будущих законодательных норм является необходимым исключение уже существующего понятия из закрепленного в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
(Савченков С.А., Косенко Е.О.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 2)Авторами подтверждена необходимость закрепления правового положения доменного имени в российском законодательстве. Установлено, что доменное имя - сложный юридический объект, который включает в себя признаки имущества, средства индивидуализации и услуги. Учитывая все существующие особенности, доменное имя необходимо внедрять в российское законодательство в качестве самостоятельного объекта интеллектуальной собственности с учетом его специфики в области правового регулирования. Это может стать сложным процессом, который потребует учета многих факторов. Основной целью при внедрении доменного имени в законодательство является обеспечение безопасности и стабильности системы доменных имен, защиты прав их владельцев. Во избежание возможных правовых коллизий и для систематизации будущих законодательных норм является необходимым исключение уже существующего понятия из закрепленного в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Статья: Административно-правовое регулирование разработки и использования технологий искусственного интеллекта
(Лянной Г.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)4) сделать анализ действующего зарубежного законодательства, регулирующего процедуру разработки технологии "искусственный интеллект". Установить глубину и качество правового регулирования этой деятельности по всему миру. Определить место административного права в процессе цифровизации экономии.
(Лянной Г.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)4) сделать анализ действующего зарубежного законодательства, регулирующего процедуру разработки технологии "искусственный интеллект". Установить глубину и качество правового регулирования этой деятельности по всему миру. Определить место административного права в процессе цифровизации экономии.
Статья: Диспозитивность как основа метода правового регулирования гражданского процессуального права
(Лебедев М.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Как верно отмечается в литературе, "метод правового регулирования - это юридический инструментарий, при помощи которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений в целях придания им желательного развития" <6>. Такой инструментарий, содержащий специфические способы, средства и приемы, позволяет законодателю сконструировать в рамках нормативного источника, регулирующего общественные отношения в той или иной сфере, конкретные механизмы воздействия на субъекты этих отношений с целью оптимизации их деятельности, направленной на достижение того или иного результата. Такие механизмы основываются на различных правовых институтах, и в первую очередь, как справедливо отмечается, на отраслевых принципах <7>. Именно отраслевые принципы являются отправной точкой при формировании отрасли права. Правильно сформулированные принципы позволяют наполнить весь правовой скелет отрасли в виде кодифицированного источника нужными нормами, образующими институты права, при помощи которых достигается результат (цель регулирования отраслевых общественных отношений). Иными словами, принципы составляют основу метода правового регулирования права и одновременно являются его первичным нормативным воплощением. В дальнейшем все изменения отраслевого законодательства априори должны учитывать действующие отраслевые принципы.
(Лебедев М.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Как верно отмечается в литературе, "метод правового регулирования - это юридический инструментарий, при помощи которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений в целях придания им желательного развития" <6>. Такой инструментарий, содержащий специфические способы, средства и приемы, позволяет законодателю сконструировать в рамках нормативного источника, регулирующего общественные отношения в той или иной сфере, конкретные механизмы воздействия на субъекты этих отношений с целью оптимизации их деятельности, направленной на достижение того или иного результата. Такие механизмы основываются на различных правовых институтах, и в первую очередь, как справедливо отмечается, на отраслевых принципах <7>. Именно отраслевые принципы являются отправной точкой при формировании отрасли права. Правильно сформулированные принципы позволяют наполнить весь правовой скелет отрасли в виде кодифицированного источника нужными нормами, образующими институты права, при помощи которых достигается результат (цель регулирования отраслевых общественных отношений). Иными словами, принципы составляют основу метода правового регулирования права и одновременно являются его первичным нормативным воплощением. В дальнейшем все изменения отраслевого законодательства априори должны учитывать действующие отраслевые принципы.
Статья: Беспилотные такси: векторы правового регулирования в вопросах распределения ответственности при ДТП
(Нестеров Е.А., Чеботарев В.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Концепция беспилотных пассажирских такси все набирает обороты, что предопределяет необходимость выработки правового сопровождения, эффективного правового регулирования этой сферы общественных отношений.
(Нестеров Е.А., Чеботарев В.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Концепция беспилотных пассажирских такси все набирает обороты, что предопределяет необходимость выработки правового сопровождения, эффективного правового регулирования этой сферы общественных отношений.
Статья: Начисляются ли проценты при задержке выплаты среднего заработка за время вынужденного прогула?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 8)Конституционный суд РФ констатировал допустимость применения при решении вопроса о взыскании с работодателя в пользу незаконно уволенного работника процентов за задержку выплаты присужденных ему судом среднего заработка за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением, ст. 236 ТК РФ как предполагающей начисление предусмотренных ею процентов на присужденные работнику судом денежные суммы со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти денежные суммы должны были быть выплачены, по день фактического расчета включительно.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 8)Конституционный суд РФ констатировал допустимость применения при решении вопроса о взыскании с работодателя в пользу незаконно уволенного работника процентов за задержку выплаты присужденных ему судом среднего заработка за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением, ст. 236 ТК РФ как предполагающей начисление предусмотренных ею процентов на присужденные работнику судом денежные суммы со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти денежные суммы должны были быть выплачены, по день фактического расчета включительно.
Готовое решение: Чем услуги отличаются от работ и как это влияет на договор
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из этого, если в случае спора соглашение сторон будет квалифицировано как договор определенного вида, к нему будут применяться правила об этом договоре, несмотря на то, как оно названо. Переквалификация договора подряда в договор возмездного оказания услуг и наоборот может повлечь для его сторон негативные последствия, связанные с различиями в правовом регулировании этих договоров.
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из этого, если в случае спора соглашение сторон будет квалифицировано как договор определенного вида, к нему будут применяться правила об этом договоре, несмотря на то, как оно названо. Переквалификация договора подряда в договор возмездного оказания услуг и наоборот может повлечь для его сторон негативные последствия, связанные с различиями в правовом регулировании этих договоров.
Статья: Совершенствование законодательства о государственном регулировании цен (тарифов): сравнительно-правовой анализ законодательств государств - членов Евразийского экономического союза
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Особенности правового регулирования естественных монополий
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Особенности правового регулирования естественных монополий