Правовая охрана логотипа
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовая охрана логотипа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданско-правовая регламентация соотношения правомочий разработчика и правообладателя на товарный знак
(Яковлев В.И., Чалова А.А., Чалов И.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)<10> Зуйкова Н.В. Правовая охрана логотипа // СПС "КонсультантПлюс", 2023.
(Яковлев В.И., Чалова А.А., Чалов И.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)<10> Зуйкова Н.В. Правовая охрана логотипа // СПС "КонсультантПлюс", 2023.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)В ходе рассмотрения дела установлено, что общество производит фруктовые напитки и фруктовые соки, разливаемые в пластиковые бутылки с логотипом общества. Общество также подтвердило наличие необходимых мощностей для производства товаров, для которых зарегистрирован спорный товарный знак. Суд первой инстанции в иске отказал, указав на недоказанность истцом своей заинтересованности в досрочном прекращении правовой охраны спорного знака, реального намерения использовать спорное обозначение, посчитав, что истец не представил доказательств совершения необходимых подготовительных действий к использованию спорного обозначения, не подал заявку в Роспатент о регистрации товарного знака. Суд также указал, что товарный знак ответчика не зарегистрирован в отношении товаров, изготовляемых истцом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)В ходе рассмотрения дела установлено, что общество производит фруктовые напитки и фруктовые соки, разливаемые в пластиковые бутылки с логотипом общества. Общество также подтвердило наличие необходимых мощностей для производства товаров, для которых зарегистрирован спорный товарный знак. Суд первой инстанции в иске отказал, указав на недоказанность истцом своей заинтересованности в досрочном прекращении правовой охраны спорного знака, реального намерения использовать спорное обозначение, посчитав, что истец не представил доказательств совершения необходимых подготовительных действий к использованию спорного обозначения, не подал заявку в Роспатент о регистрации товарного знака. Суд также указал, что товарный знак ответчика не зарегистрирован в отношении товаров, изготовляемых истцом.
<Письмо> Минэкономразвития России от 29.04.2021 N ОГ-Д01-3750
<О возможности использования самозанятым логотипа или названия>
(вместе с <Письмом> Роспатента от 15.04.2021 N 02/33-341/08 <О рассмотрении обращения>)Учитывая изложенное, в зависимости от вкладываемых в понятие "логотип" содержания и предполагаемого способа использования, его можно ассоциировать с тем или иным видом объектов интеллектуальной собственности с соответствующим режимом правовой охраны.
<О возможности использования самозанятым логотипа или названия>
(вместе с <Письмом> Роспатента от 15.04.2021 N 02/33-341/08 <О рассмотрении обращения>)Учитывая изложенное, в зависимости от вкладываемых в понятие "логотип" содержания и предполагаемого способа использования, его можно ассоциировать с тем или иным видом объектов интеллектуальной собственности с соответствующим режимом правовой охраны.
Вопрос: Вправе ли физическое лицо применять НПД в отношении доходов, получаемых от предоставления исключительных прав на логотипы, разрабатываемые для юридических лиц и ИП?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2024)Обоснование: Как правило, под словом "логотип" следует понимать изобразительное или комбинированное обозначение, в композицию которого входят как изобразительные, так и словесные элементы, а название является словесным обозначением. Вышеуказанным обозначениям может быть предоставлена правовая охрана в качестве таких объектов интеллектуальной собственности, как промышленный образец или товарный знак (Письмо Роспатента от 15.04.2021 N 02/33-341/08 (Приложение к Письму Минэкономразвития России от 29.04.2021 N ОГ-Д01-3750)).
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2024)Обоснование: Как правило, под словом "логотип" следует понимать изобразительное или комбинированное обозначение, в композицию которого входят как изобразительные, так и словесные элементы, а название является словесным обозначением. Вышеуказанным обозначениям может быть предоставлена правовая охрана в качестве таких объектов интеллектуальной собственности, как промышленный образец или товарный знак (Письмо Роспатента от 15.04.2021 N 02/33-341/08 (Приложение к Письму Минэкономразвития России от 29.04.2021 N ОГ-Д01-3750)).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Ответ: Согласно п. 1 ст. 1225 ГК РФ фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения являются интеллектуальной собственностью - результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Ответ: Согласно п. 1 ст. 1225 ГК РФ фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения являются интеллектуальной собственностью - результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
"Недобросовестность в вещном праве: монография"
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)Однако в такой же ситуации Арбитражный суд Еврейской автономной области удовлетворил требования истца, который обратился с иском к бывшему компаньону, который организовал собственный бизнес, но зарегистрировал в качестве товарного знака для своей фирмы схожие до смешения наименование и изображение. Схожесть товарных знаков позволяла ответчику пользоваться заблуждением потребителей, которые считали магазин ответчика тем же, что и магазин истца. Ответчик возражал против исковых требований, считая, что в его действиях нет недобросовестности, а похожий товарный знак он использует в связи с тем, что долгое время они с истцом пользовались одним и тем же товарным знаком. Суд обязал ответчика убрать схожие логотипы с рекламы, с продукции, вывесок в связи с тем, что он и истец пользовались товарным знаком, который уже был зарегистрирован, и на момент создания ответчиком собственного юридического лица товарный знак продолжал пользоваться правовой охраной <1>.
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)Однако в такой же ситуации Арбитражный суд Еврейской автономной области удовлетворил требования истца, который обратился с иском к бывшему компаньону, который организовал собственный бизнес, но зарегистрировал в качестве товарного знака для своей фирмы схожие до смешения наименование и изображение. Схожесть товарных знаков позволяла ответчику пользоваться заблуждением потребителей, которые считали магазин ответчика тем же, что и магазин истца. Ответчик возражал против исковых требований, считая, что в его действиях нет недобросовестности, а похожий товарный знак он использует в связи с тем, что долгое время они с истцом пользовались одним и тем же товарным знаком. Суд обязал ответчика убрать схожие логотипы с рекламы, с продукции, вывесок в связи с тем, что он и истец пользовались товарным знаком, который уже был зарегистрирован, и на момент создания ответчиком собственного юридического лица товарный знак продолжал пользоваться правовой охраной <1>.
Статья: Охрана наименований объектов всемирного наследия в составе наименований мест происхождения товаров
(Свиридова Е.А.)
("Современное право", 2025, N 1)В этой связи требуется разработка правовых мер поддержки развития региональных брендов, связанных с объектами природного и культурного наследия, особенно включенными в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и совершенствование средств их правовой охраны. Использовать в рекламных целях обозначения, идентифицирующие культурные ценности (товарный знак, наименование, изображение культурной ценности), могут организации, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их <1>. В отношении объектов всемирного наследия действуют Руководящие принципы, устанавливающие правила использования эмблемы Всемирного наследия <2>, а также Руководящие принципы использования названия, аббревиатуры, логотипа и доменных имен ЮНЕСКО в сети Интернет <3>.
(Свиридова Е.А.)
("Современное право", 2025, N 1)В этой связи требуется разработка правовых мер поддержки развития региональных брендов, связанных с объектами природного и культурного наследия, особенно включенными в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и совершенствование средств их правовой охраны. Использовать в рекламных целях обозначения, идентифицирующие культурные ценности (товарный знак, наименование, изображение культурной ценности), могут организации, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их <1>. В отношении объектов всемирного наследия действуют Руководящие принципы, устанавливающие правила использования эмблемы Всемирного наследия <2>, а также Руководящие принципы использования названия, аббревиатуры, логотипа и доменных имен ЮНЕСКО в сети Интернет <3>.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В гражданском законодательстве РФ понятие "логотип" не закреплено, однако в судебной практике данный термин используется довольно часто. Например, логотип, содержащий графическое изображение коммерческого обозначения предприятия или фирменного наименования юридического лица, не являющийся составной частью товарного знака, подлежит правовой охране как объект исключительного права на произведение.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В гражданском законодательстве РФ понятие "логотип" не закреплено, однако в судебной практике данный термин используется довольно часто. Например, логотип, содержащий графическое изображение коммерческого обозначения предприятия или фирменного наименования юридического лица, не являющийся составной частью товарного знака, подлежит правовой охране как объект исключительного права на произведение.
Вопрос: Вправе ли банк учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на рекламу по спонсорскому договору со спортивным клубом (как в условиях трансляции через СМИ, так и без таковой) в полном объеме (без применения нормирования в размере 1% от выручки от реализации)?
(Консультация эксперта, 2024)Согласно комментариям Минэкономразвития России и Роспатента гражданское законодательство Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности не содержит нормативно-правового закрепления понятия "логотип". Как правило, под словом "логотип" следует понимать изобразительное или комбинированное обозначение, в композицию которого входят как изобразительные, так и словесные элементы, а название является словесным обозначением. Вышеуказанным обозначениям может быть предоставлена правовая охрана в качестве таких объектов интеллектуальной собственности, как промышленный образец или товарный знак (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2021 N ОГ-Д01-3750 (вместе с Письмом Роспатента от 15.04.2021 N 02/33-341/08)).
(Консультация эксперта, 2024)Согласно комментариям Минэкономразвития России и Роспатента гражданское законодательство Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности не содержит нормативно-правового закрепления понятия "логотип". Как правило, под словом "логотип" следует понимать изобразительное или комбинированное обозначение, в композицию которого входят как изобразительные, так и словесные элементы, а название является словесным обозначением. Вышеуказанным обозначениям может быть предоставлена правовая охрана в качестве таких объектов интеллектуальной собственности, как промышленный образец или товарный знак (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2021 N ОГ-Д01-3750 (вместе с Письмом Роспатента от 15.04.2021 N 02/33-341/08)).
Статья: Проблемы квалификации сложных объектов интеллектуальных прав
(Копылов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Сотрудники Научно-методического центра "Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности" НИУ "Высшая школа экономики" в ответе на судебный запрос отметили, что телевизионная передача, в том числе выходящая в прямом эфире, является аудиовизуальным произведением, поскольку соответствует признакам такового, как они описаны в п. 1 ст. 1262 ГК РФ. Телепрограмма "Голос. Сезон 4", согласно заключению, представляет собой сложный объект (аудиовизуальное произведение), включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, в частности музыкальные произведения, их исполнения, а также такой неординарный объект интеллектуальной собственности, как формат (концепция) телепередачи. Сюда же относятся используемые в передаче средства индивидуализации (логотип телепрограммы). Права на использование этих результатов необходимо приобретать у обладателей исключительных прав в соответствии со ст. 1240 ГК РФ.
(Копылов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Сотрудники Научно-методического центра "Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности" НИУ "Высшая школа экономики" в ответе на судебный запрос отметили, что телевизионная передача, в том числе выходящая в прямом эфире, является аудиовизуальным произведением, поскольку соответствует признакам такового, как они описаны в п. 1 ст. 1262 ГК РФ. Телепрограмма "Голос. Сезон 4", согласно заключению, представляет собой сложный объект (аудиовизуальное произведение), включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, в частности музыкальные произведения, их исполнения, а также такой неординарный объект интеллектуальной собственности, как формат (концепция) телепередачи. Сюда же относятся используемые в передаче средства индивидуализации (логотип телепрограммы). Права на использование этих результатов необходимо приобретать у обладателей исключительных прав в соответствии со ст. 1240 ГК РФ.
Статья: Договор о законах по промышленным образцам и охрана промышленного образца в Евразийском регионе
(Чебан А.В., Абенова А.Б.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Наряду с изобретениями, полезными моделями и товарными знаками промышленный образец может пополнить уже имеющийся портфель объектов интеллектуальной собственности, охраняя оригинальный внешний вид изделия. При этом под охрану подпадает широкий круг изделий, в том числе продукты цифровой среды, а также этикетки, логотипы и многое другое.
(Чебан А.В., Абенова А.Б.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Наряду с изобретениями, полезными моделями и товарными знаками промышленный образец может пополнить уже имеющийся портфель объектов интеллектуальной собственности, охраняя оригинальный внешний вид изделия. При этом под охрану подпадает широкий круг изделий, в том числе продукты цифровой среды, а также этикетки, логотипы и многое другое.
Статья: Правовая охрана интеллектуальной собственности представителей профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Релевантным объектом интеллектуальной собственности в рассматриваемом контексте является и товарный знак, знаки обслуживания: в академической среде названия, логотипы и слоганы для "интеллектуальных" активов, таких как программное обеспечение, исследовательские лаборатории, новые технологии, услуги, предлагаемые отделами, веб-сайты и исследовательские программы, могут получить правовую охрану в качестве товарных знаков, знаков обслуживания.
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Релевантным объектом интеллектуальной собственности в рассматриваемом контексте является и товарный знак, знаки обслуживания: в академической среде названия, логотипы и слоганы для "интеллектуальных" активов, таких как программное обеспечение, исследовательские лаборатории, новые технологии, услуги, предлагаемые отделами, веб-сайты и исследовательские программы, могут получить правовую охрану в качестве товарных знаков, знаков обслуживания.
Статья: О понятии искусственного интеллекта и правовом режиме произведений, созданных им без творческого участия человека
(Борисова Л.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Несмотря на то что творчество ИИ со временем все больше влияет на нашу жизнь, действующее на сегодняшний день законодательство не предоставляет правовой охраны произведениям, созданным ИИ без творческого участия человека. В России, как известно, права авторов произведений науки, литературы или искусства признаются только за человеком, творческим трудом которого они созданы (ст. 1257 ГК РФ). В результате создание произведения ИИ зачастую маскируется участием в его подготовке человека ("фиктивного автора"), что, как верно отмечают эксперты, "не означает отсутствие проблемы, а лишь ее скрытие" <10>. Показателен нашумевший в новостях и социальных сетях случай использования студентом Российского государственного гуманитарного университета для написания дипломной работы ИИ ChatGPT. При сдаче работа имела оригинальность 82%, а автором был указан только данный студент. После защиты диплома студент раскрыл правду, но диплом аннулирован не был <11>.
(Борисова Л.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Несмотря на то что творчество ИИ со временем все больше влияет на нашу жизнь, действующее на сегодняшний день законодательство не предоставляет правовой охраны произведениям, созданным ИИ без творческого участия человека. В России, как известно, права авторов произведений науки, литературы или искусства признаются только за человеком, творческим трудом которого они созданы (ст. 1257 ГК РФ). В результате создание произведения ИИ зачастую маскируется участием в его подготовке человека ("фиктивного автора"), что, как верно отмечают эксперты, "не означает отсутствие проблемы, а лишь ее скрытие" <10>. Показателен нашумевший в новостях и социальных сетях случай использования студентом Российского государственного гуманитарного университета для написания дипломной работы ИИ ChatGPT. При сдаче работа имела оригинальность 82%, а автором был указан только данный студент. После защиты диплома студент раскрыл правду, но диплом аннулирован не был <11>.