Право законодательной инициативы принадлежит
Подборка наиболее важных документов по запросу Право законодательной инициативы принадлежит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное принуждение, применяемое мировыми судьями в Российской Федерации
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Наделение мирового судьи правом законодательной инициативы в субъекте РФ по вопросам его деятельности и закрепление полномочий по участию в регулировании нагрузки будут служить гарантиями соблюдения конституционных прав граждан на доступ к правосудию, своевременности разрешения этих вопросов, укрепят независимость мировых судей. Аналогичным образом на федеральном уровне решен вопрос о законодательной инициативе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам их ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), на региональном уровне, например, в Республике Карелия право законодательной инициативы принадлежит Избирательной комиссии Республики Карелия по вопросам выборного законодательства (абз. 2 ст. 42 Конституции РК), в Ленинградской области - председателю Ленинградского областного суда по вопросам его ведения, председателю Контрольно-счетной палаты Ленинградской области - по вопросам его ведения (ч. 1 ст. 31 Устава Ленинградской обл.), Избирательной комиссии Калининградской области, Уполномоченному по правам человека в Калининградской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Калининградской области - по вопросам их ведения (ст. 21 Устава Калининградской обл.).
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Наделение мирового судьи правом законодательной инициативы в субъекте РФ по вопросам его деятельности и закрепление полномочий по участию в регулировании нагрузки будут служить гарантиями соблюдения конституционных прав граждан на доступ к правосудию, своевременности разрешения этих вопросов, укрепят независимость мировых судей. Аналогичным образом на федеральном уровне решен вопрос о законодательной инициативе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам их ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), на региональном уровне, например, в Республике Карелия право законодательной инициативы принадлежит Избирательной комиссии Республики Карелия по вопросам выборного законодательства (абз. 2 ст. 42 Конституции РК), в Ленинградской области - председателю Ленинградского областного суда по вопросам его ведения, председателю Контрольно-счетной палаты Ленинградской области - по вопросам его ведения (ч. 1 ст. 31 Устава Ленинградской обл.), Избирательной комиссии Калининградской области, Уполномоченному по правам человека в Калининградской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Калининградской области - по вопросам их ведения (ст. 21 Устава Калининградской обл.).
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения <*>.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения <*>.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 9. Право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 9. Право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации
Статья: Конституционное правосудие на втором этапе развития (к историографии вопроса с позиции конституционалиста)
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)Можно лишь предположить, что все эти поправки к "президентскому" проекту вносились Конституционным Судом "по аналогии" с осуществлением им права на законодательную инициативу, принадлежащего ему в соответствии с действовавшей тогда Конституцией. Большинство из этих поправок непосредственно не касались статуса Конституционного Суда и предметов ведения, но судьи всеобъемлюще восприняли возможность своего участия на Конституционном совещании.
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)Можно лишь предположить, что все эти поправки к "президентскому" проекту вносились Конституционным Судом "по аналогии" с осуществлением им права на законодательную инициативу, принадлежащего ему в соответствии с действовавшей тогда Конституцией. Большинство из этих поправок непосредственно не касались статуса Конституционного Суда и предметов ведения, но судьи всеобъемлюще восприняли возможность своего участия на Конституционном совещании.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- использует принадлежащее ВС РФ право законодательной инициативы по вопросам его ведения;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- использует принадлежащее ВС РФ право законодательной инициативы по вопросам его ведения;
Статья: Проект реформы российского парламентаризма: законодательный процесс и внутренняя структура парламента
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Во-вторых, все законопроекты должны быть ранжированы по очередности в зависимости от своего предмета и субъекта права законодательной инициативы. Напомним, что по ч. 1 ст. 104 Конституции РФ "право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения".
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Во-вторых, все законопроекты должны быть ранжированы по очередности в зависимости от своего предмета и субъекта права законодательной инициативы. Напомним, что по ч. 1 ст. 104 Конституции РФ "право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения".
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы (далее - П.з.и.) принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы (далее - П.з.и.) принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 1 ст. 10 Закона об организации власти в субъектах РФ депутатам принадлежит право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 1 ст. 10 Закона об организации власти в субъектах РФ депутатам принадлежит право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ.
Статья: Взаимодействие региональных органов прокуратуры и конституционных (уставных) советов: понятие и формы
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<41> В соответствии со ст. 76 Конституции Республики Башкортостан Конституционному совету Республики Башкортостан принадлежит право законодательной инициативы (Конституция Республики Башкортостан // URL: https://base.garant.ru/17700023/?ysclid=m8rgkcbhhe697607758).
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<41> В соответствии со ст. 76 Конституции Республики Башкортостан Конституционному совету Республики Башкортостан принадлежит право законодательной инициативы (Конституция Республики Башкортостан // URL: https://base.garant.ru/17700023/?ysclid=m8rgkcbhhe697607758).
Статья: Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации: шаг вперед, два шага назад
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Конституционному суду Республики Татарстан принадлежало право законодательной инициативы в Государственном совете по вопросам своего .
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Конституционному суду Республики Татарстан принадлежало право законодательной инициативы в Государственном совете по вопросам своего .
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)На основании ст. 195 БК РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы (в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, сенаторам РФ, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ; право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения), в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ для подготовки заключения по законопроекту.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)На основании ст. 195 БК РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы (в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, сенаторам РФ, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ; право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения), в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ для подготовки заключения по законопроекту.