Право законодательной инициативы граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Право законодательной инициативы граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Нулевые толкования" Конституции: опыт России
(Марино И.)
("Журнал российского права", 2022, NN 7, 11)<14> Конституционный Суд "пролоббировал", в том числе в свою пользу, право законодательной инициативы, но в то же время отказавшись уполномочить правом законодательной инициативы профсоюзы, объединения граждан и даже политические партии, представленные в законодательном органе. Они законодательную инициативу "не заслужили", не получили ничего! А высшие суды получили все! (см.: Конституционное совещание... Т. 16. С. 3).
(Марино И.)
("Журнал российского права", 2022, NN 7, 11)<14> Конституционный Суд "пролоббировал", в том числе в свою пользу, право законодательной инициативы, но в то же время отказавшись уполномочить правом законодательной инициативы профсоюзы, объединения граждан и даже политические партии, представленные в законодательном органе. Они законодательную инициативу "не заслужили", не получили ничего! А высшие суды получили все! (см.: Конституционное совещание... Т. 16. С. 3).
Статья: Об усилении эффективности деятельности органов публичной власти
(Алексеев И.А., Цалиев А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Необходимо совершенствование законодательного процесса в субъектах РФ. В указанном Федеральном законе предлагается включить в число субъектов законодательной инициативы прокурора субъекта Российской Федерации. Парламент Республики Северная Осетия - Алания по данному вопросу опередил федеральный закон более чем на десять лет: еще в 2010 г. это было закреплено в ст. 76 Конституции республики. Нам представляется, что следует еще более расширить число субъектов права законодательной инициативы. Так, в соответствии со ст. 5 первой Конституции Осетии 1918 г. законодательные предложения на утверждение Национальным Собранием Осетинского народа могли вносить не только Осетинский национальный совет, но и отдельные граждане, а также различные учреждения, после предварительного их рассмотрения Осетинским национальным советом и с его положительного заключения. К сожалению, в действующей Конституции республики граждане и их объединения не предусмотрены в качестве субъектов законодательной инициативы. Но статья 10 названного Федерального закона предоставляет субъектам Российской Федерации возможность предусмотреть в своей Конституции право законодательной инициативы, "общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации". С учетом сказанного и характеристики Северной Осетии как демократического государства (ст. 1 Конституции РСО-Алания), а также признания народа единственным источником власти (ст. 3 Конституции РСО-Алания) было бы правильно расширить круг субъектов законодательной инициативы, включив в их число граждан, их объединения. Несомненно, это будет способствовать расширению демократических процедур в законодательном процессе, все большему вовлечению граждан в управление государственными делами, становлению институтов гражданского общества.
(Алексеев И.А., Цалиев А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Необходимо совершенствование законодательного процесса в субъектах РФ. В указанном Федеральном законе предлагается включить в число субъектов законодательной инициативы прокурора субъекта Российской Федерации. Парламент Республики Северная Осетия - Алания по данному вопросу опередил федеральный закон более чем на десять лет: еще в 2010 г. это было закреплено в ст. 76 Конституции республики. Нам представляется, что следует еще более расширить число субъектов права законодательной инициативы. Так, в соответствии со ст. 5 первой Конституции Осетии 1918 г. законодательные предложения на утверждение Национальным Собранием Осетинского народа могли вносить не только Осетинский национальный совет, но и отдельные граждане, а также различные учреждения, после предварительного их рассмотрения Осетинским национальным советом и с его положительного заключения. К сожалению, в действующей Конституции республики граждане и их объединения не предусмотрены в качестве субъектов законодательной инициативы. Но статья 10 названного Федерального закона предоставляет субъектам Российской Федерации возможность предусмотреть в своей Конституции право законодательной инициативы, "общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации". С учетом сказанного и характеристики Северной Осетии как демократического государства (ст. 1 Конституции РСО-Алания), а также признания народа единственным источником власти (ст. 3 Конституции РСО-Алания) было бы правильно расширить круг субъектов законодательной инициативы, включив в их число граждан, их объединения. Несомненно, это будет способствовать расширению демократических процедур в законодательном процессе, все большему вовлечению граждан в управление государственными делами, становлению институтов гражданского общества.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, организациям, сенаторам Российской Федерации - представителям от законодательного и исполнительного органов данного субъекта Российской Федерации и иным должностным лицам, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, организациям, сенаторам Российской Федерации - представителям от законодательного и исполнительного органов данного субъекта Российской Федерации и иным должностным лицам, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ
(ред. от 29.05.2023)
"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
(ред. от 29.05.2023)
"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
Статья: Неопределенность формулировок в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации"
(Смирнов А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Приведенные факты свидетельствуют о нарушении требований ст. 129 Конституции РФ, а также ст. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", где указано следующее: "На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами". Отмеченная вольница в применении норм действующего Закона присутствует, как представляется, и в нормативных правовых актах Генерального прокурора РФ. Примером такого нормотворчества может служить Приказ Генерального прокурора РФ N 243 от 24.11.2008 "Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления". Этим Приказом для прокуроров установлены такие виды деятельности, которые фактически выходят за пределы функции участия в правотворческой деятельности, указанной в ст. 9 Закона о прокуратуре. Согласно Закону о прокуратуре "прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего или нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов" (ст. 9). Приказом, однако, установлены дополнительные обязанности, а именно: организация взаимодействия с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, участие в разработке нормативных правовых актов, использование законодательной инициативы по развитию регионального законодательства, направленного на борьбу с преступностью, обеспечение законности, защиту прав и законных интересов граждан. Дополнительные, не предусмотренные Федеральным законом, функции и полномочия установлены Приказом Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 N 144 (в ред. от 26.08.2019) "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления". Среди них следует указать на изучение прокурором проектов нормативных правовых актов и подготовку заключений по ним, участие в составе рабочих групп, комиссий, в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, выявление потребностей в правовом регулировании общественных отношений, помощь муниципальным органам в разработке модельных правовых актов и др. По сути, исполнение таких обязанностей приводит к подмене прокурорами ведомственной юридической службы.
(Смирнов А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Приведенные факты свидетельствуют о нарушении требований ст. 129 Конституции РФ, а также ст. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", где указано следующее: "На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами". Отмеченная вольница в применении норм действующего Закона присутствует, как представляется, и в нормативных правовых актах Генерального прокурора РФ. Примером такого нормотворчества может служить Приказ Генерального прокурора РФ N 243 от 24.11.2008 "Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления". Этим Приказом для прокуроров установлены такие виды деятельности, которые фактически выходят за пределы функции участия в правотворческой деятельности, указанной в ст. 9 Закона о прокуратуре. Согласно Закону о прокуратуре "прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего или нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов" (ст. 9). Приказом, однако, установлены дополнительные обязанности, а именно: организация взаимодействия с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, участие в разработке нормативных правовых актов, использование законодательной инициативы по развитию регионального законодательства, направленного на борьбу с преступностью, обеспечение законности, защиту прав и законных интересов граждан. Дополнительные, не предусмотренные Федеральным законом, функции и полномочия установлены Приказом Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 N 144 (в ред. от 26.08.2019) "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления". Среди них следует указать на изучение прокурором проектов нормативных правовых актов и подготовку заключений по ним, участие в составе рабочих групп, комиссий, в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, выявление потребностей в правовом регулировании общественных отношений, помощь муниципальным органам в разработке модельных правовых актов и др. По сути, исполнение таких обязанностей приводит к подмене прокурорами ведомственной юридической службы.
Статья: Реализация полномочий прокурора в нормотворческом процессе как один из наиболее эффективных способов защиты интересов граждан
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре, Приказом Генерального прокурора РФ от 31 августа 2023 г. N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" прокуратурой Белгородской области широко используется право законодательной инициативы, направленной на защиту социальных прав граждан.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2024, N 4)В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре, Приказом Генерального прокурора РФ от 31 августа 2023 г. N 584 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" прокуратурой Белгородской области широко используется право законодательной инициативы, направленной на защиту социальных прав граждан.
Статья: Конституционная аксиология как фундаментальная основа формирования и развития природоресурсного законодательства
(Аверьянова Н.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Подобные идеи порой заходят "достаточно далеко". Так, в 2008 - 2009 гг. депутаты Государственной Думы В.К. Гартунг и М.В. Юревич выступили с законодательной инициативой о принятии федерального закона "О правах граждан России на доходы от использования природных ресурсов Российской Федерации" (законопроект N 372560-3) <11>, в котором определялась сложная процедура получения гражданами России дивидендов от данного вида деятельности.
(Аверьянова Н.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Подобные идеи порой заходят "достаточно далеко". Так, в 2008 - 2009 гг. депутаты Государственной Думы В.К. Гартунг и М.В. Юревич выступили с законодательной инициативой о принятии федерального закона "О правах граждан России на доходы от использования природных ресурсов Российской Федерации" (законопроект N 372560-3) <11>, в котором определялась сложная процедура получения гражданами России дивидендов от данного вида деятельности.
Статья: О пределах подзаконного регулирования избирательных прав граждан
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Так, 27 декабря 2011 г. ЦИК РФ был утвержден Порядок видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 г. На его основе принимались некоторые иные подзаконные акты, в частности Инструкция о порядке использования средств видеонаблюдения и трансляции изображения участковыми избирательными комиссиями на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 г. и др. Процедура видеонаблюдения, непосредственно не предусмотренная законодательством о выборах, вводилась по инициативе Президента и рассматривалась как дополнительная гарантия избирательных прав граждан, позволяющая сделать процедуру голосования более открытой, что в конечном счете призвано минимизировать возможность каких-либо фальсификаций.
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Так, 27 декабря 2011 г. ЦИК РФ был утвержден Порядок видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 г. На его основе принимались некоторые иные подзаконные акты, в частности Инструкция о порядке использования средств видеонаблюдения и трансляции изображения участковыми избирательными комиссиями на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 г. и др. Процедура видеонаблюдения, непосредственно не предусмотренная законодательством о выборах, вводилась по инициативе Президента и рассматривалась как дополнительная гарантия избирательных прав граждан, позволяющая сделать процедуру голосования более открытой, что в конечном счете призвано минимизировать возможность каких-либо фальсификаций.
Статья: Спор об изменении формулировки основания увольнения (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Возможность продления срока предупреждения об увольнении по собственному желанию, предусмотренного в ст. 80 ТК РФ, по инициативе работодателя законодательством не предусмотрена, нарушает право гражданина на свободный труд и запрет принудительного труда, установленное ст. 37 Конституции РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.08.2024 N 33-35806/2024 (УИД 77RS0020-02-2023-005192-30)).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Возможность продления срока предупреждения об увольнении по собственному желанию, предусмотренного в ст. 80 ТК РФ, по инициативе работодателя законодательством не предусмотрена, нарушает право гражданина на свободный труд и запрет принудительного труда, установленное ст. 37 Конституции РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.08.2024 N 33-35806/2024 (УИД 77RS0020-02-2023-005192-30)).
Статья: Конституция Российской Федерации как национальный проект реализации прав народа на участие в законотворческом процессе
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Практически во всех субъектах РФ приняты законы, регламентирующие право народа на гражданскую законодательную инициативу. При определении требований к субъекту права реализации народной законодательной инициативы, как правило, предъявляются требования, тождественные для активного избирательного права. Имеются некоторые особенности в определении таких прав. Например, прописывается необходимость соблюдения факта проживания вне зависимости от места реализации избирательного права: в Томской области право на реализацию гражданской законодательной инициативы принадлежит жителям Томской области - гражданам РФ, имеющим место жительства в Томской области независимо от сроков проживания, места рождения и национальности и обладающим избирательным правом <12>; а в г. Москве субъектами реализации законодательной инициативы являются жители, имеющие место жительства в г. Москве независимо от сроков проживания, места рождения и обладающие избирательным правом <13>.
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Практически во всех субъектах РФ приняты законы, регламентирующие право народа на гражданскую законодательную инициативу. При определении требований к субъекту права реализации народной законодательной инициативы, как правило, предъявляются требования, тождественные для активного избирательного права. Имеются некоторые особенности в определении таких прав. Например, прописывается необходимость соблюдения факта проживания вне зависимости от места реализации избирательного права: в Томской области право на реализацию гражданской законодательной инициативы принадлежит жителям Томской области - гражданам РФ, имеющим место жительства в Томской области независимо от сроков проживания, места рождения и национальности и обладающим избирательным правом <12>; а в г. Москве субъектами реализации законодательной инициативы являются жители, имеющие место жительства в г. Москве независимо от сроков проживания, места рождения и обладающие избирательным правом <13>.
Статья: Деятельность правозащитных организаций по защите прав граждан в сфере получения услуг в микрофинансовых организациях
(Свистунов С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)По нашему мнению, общественные объединения, деятельность которых частично связана с защитой прав граждан в сфере получения потребительских краткосрочных займов в микрофинансовых организациях, формально выступают с инициативами по совершенствованию законодательства, размещая информацию на своих сайтах об активной деятельности по просвещению граждан в потребительской финансовой сфере. К примеру, на сайте ОООП "ФинПотребСоюз" при переходе по вкладке "юридическая помощь" в разделе "микрофинансовые услуги" появляется заявление на вступление в члены организации, которое подразумевает внесение членских взносов, что вряд ли свидетельствует о безвозмездном характере оказываемых в дальнейшем услуг <6>. Формальный подход к реальным проблемам граждан вызывает обоснованные подозрения в некачественном, основанном на коммерческой основе, подходе к оказанию помощи.
(Свистунов С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)По нашему мнению, общественные объединения, деятельность которых частично связана с защитой прав граждан в сфере получения потребительских краткосрочных займов в микрофинансовых организациях, формально выступают с инициативами по совершенствованию законодательства, размещая информацию на своих сайтах об активной деятельности по просвещению граждан в потребительской финансовой сфере. К примеру, на сайте ОООП "ФинПотребСоюз" при переходе по вкладке "юридическая помощь" в разделе "микрофинансовые услуги" появляется заявление на вступление в члены организации, которое подразумевает внесение членских взносов, что вряд ли свидетельствует о безвозмездном характере оказываемых в дальнейшем услуг <6>. Формальный подход к реальным проблемам граждан вызывает обоснованные подозрения в некачественном, основанном на коммерческой основе, подходе к оказанию помощи.
Статья: Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения: путь к решению проблем или их образованию
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Статья посвящена анализу нормативного содержания текущих законодательных инициатив сферы здравоохранения. Автором делается акцент на том, что предлагаемые законодательные инициативы обращены к совершенствованию организации оказания медицинской помощи, обеспечению реализации прав медицинских работников на осуществление медицинской деятельности, но фактически "минуют" права пациентов.
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Статья посвящена анализу нормативного содержания текущих законодательных инициатив сферы здравоохранения. Автором делается акцент на том, что предлагаемые законодательные инициативы обращены к совершенствованию организации оказания медицинской помощи, обеспечению реализации прав медицинских работников на осуществление медицинской деятельности, но фактически "минуют" права пациентов.
Статья: Российская общественная инициатива как разновидность обращений граждан и фактор укрепления конституционного правопорядка
(Безруков А.В., Савоськин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Важно понимать, что даже предлагаемое нами регулирование не гарантирует реализации выдвинутой инициативы, но обеспечивает широкое внимание общественности и оказывает необходимое общественное воздействие на органы публичной власти, что формирует благоприятные условия для претворения инициативы в жизнь. Кроме того, регулирование правового института российской общественной инициативы должно соответствовать высокому стандарту права на обращение как конституционного права граждан, а потому нуждается в законодательном регулировании, что поспособствует устранению правовой неопределенности, повысит интерес к ней со стороны граждан, усилит действенность процедуры рассмотрения инициатив и, как следствие, укрепит основы конституционного правопорядка в России.
(Безруков А.В., Савоськин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Важно понимать, что даже предлагаемое нами регулирование не гарантирует реализации выдвинутой инициативы, но обеспечивает широкое внимание общественности и оказывает необходимое общественное воздействие на органы публичной власти, что формирует благоприятные условия для претворения инициативы в жизнь. Кроме того, регулирование правового института российской общественной инициативы должно соответствовать высокому стандарту права на обращение как конституционного права граждан, а потому нуждается в законодательном регулировании, что поспособствует устранению правовой неопределенности, повысит интерес к ней со стороны граждан, усилит действенность процедуры рассмотрения инициатив и, как следствие, укрепит основы конституционного правопорядка в России.
Вопрос: О регулировании отношений, связанных с предоставлением микрофинансовой организацией кредита (займа), и мерах, направленных на повышение уровня защиты прав заемщиков - потребителей финансовых услуг.
(Письмо Минфина России от 27.09.2024 N 05-09-09/93610)Одновременно сообщаем, что в рамках проводимой работы по снижению закредитованности граждан на законодательном уровне реализован ряд инициатив, направленных на повышение уровня защиты прав заемщиков - потребителей финансовых услуг.
(Письмо Минфина России от 27.09.2024 N 05-09-09/93610)Одновременно сообщаем, что в рамках проводимой работы по снижению закредитованности граждан на законодательном уровне реализован ряд инициатив, направленных на повышение уровня защиты прав заемщиков - потребителей финансовых услуг.