Право на ознакомление с материалами исполнительного производства
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на ознакомление с материалами исполнительного производства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Права взыскателя при исполнении акта арбитражного суда
(КонсультантПлюс, 2025)Взыскатель может реализовать свое право на ознакомление с материалами исполнительного производства в порядке и сроки, которые устанавливает пристав, если такой порядок и сроки обеспечивают реальную возможность для ознакомления
(КонсультантПлюс, 2025)Взыскатель может реализовать свое право на ознакомление с материалами исполнительного производства в порядке и сроки, которые устанавливает пристав, если такой порядок и сроки обеспечивают реальную возможность для ознакомления
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 50 "Права и обязанности сторон исполнительного производства" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Доводы о том, что административные ответчики игнорируют заявленные им в ходе исполнительного производства ходатайства, в том числе и о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, не могут служить основанием для отмены обжалуемых по настоящему административному делу судебных актов, поскольку по смыслу положений части 1 статьи 50 Закона об исполнительном производстве, С.С., обладающий правом на ознакомление с материалами исполнительного производства, изготовление и получение из них выписок и копий, представление дополнительных материалов, в случае, если он не располагает сведениями о ходе исполнительного производства, вправе получать такие сведения лично или по письменному запросу, то есть активно распоряжаться своими правами для своевременного отстаивания своих законных интересов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право на доступ к материалам дела и информации: от конституционного закрепления к общему принципу административного права
(Курындин П.А., Ревазов М.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В России можно встретить дела, описывающие реализацию данного права в различных сферах. Например, в Постановлении Верховного суда Республики Карелия от 24 ноября 2017 г. N 4А-345/2017 отмечено: "...кроме того, не получив своевременно ответ на поданное обращение... не было лишено предусмотренного ст. 50 Федерального закона N 229-ФЗ права на ознакомление с материалами исполнительного производства, а также права оспорить бездействие судебного пристава-исполнителя в установленном этим Законом порядке". Также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 1 сентября 2023 г. N Ф05-19921/2023 по делу N А40-16065/2023 подчеркнут уровень установленной гарантии: "...из совокупности указанных норм права следует, что антимонопольный орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проведена проверка, реализацию его конституционного права на ознакомление с документами и сведениями, полученными в ходе административного производства".
(Курындин П.А., Ревазов М.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В России можно встретить дела, описывающие реализацию данного права в различных сферах. Например, в Постановлении Верховного суда Республики Карелия от 24 ноября 2017 г. N 4А-345/2017 отмечено: "...кроме того, не получив своевременно ответ на поданное обращение... не было лишено предусмотренного ст. 50 Федерального закона N 229-ФЗ права на ознакомление с материалами исполнительного производства, а также права оспорить бездействие судебного пристава-исполнителя в установленном этим Законом порядке". Также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 1 сентября 2023 г. N Ф05-19921/2023 по делу N А40-16065/2023 подчеркнут уровень установленной гарантии: "...из совокупности указанных норм права следует, что антимонопольный орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проведена проверка, реализацию его конституционного права на ознакомление с документами и сведениями, полученными в ходе административного производства".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Между тем судья Верховного Суда Российской Федерации с такими судебными актами не согласился, указав, что административный истец в административном исковом заявлении изложил известные ему данные в отношении оспариваемых действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, в своих требованиях просил суд признать их незаконными. Таким образом, административный истец, обладающий правом на ознакомление с материалами исполнительного производства, в случае, если он не располагает сведениями, а также документами, касающимися суммы задолженности, названия и адресов взыскателей, вправе получать такие сведения лично или по письменному запросу, в связи с чем судье следовало принять административное исковое заявление к производству суда и рассмотреть его по существу (Кассационное определение от 30.10.2019 N 84-КА19-3).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Между тем судья Верховного Суда Российской Федерации с такими судебными актами не согласился, указав, что административный истец в административном исковом заявлении изложил известные ему данные в отношении оспариваемых действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, в своих требованиях просил суд признать их незаконными. Таким образом, административный истец, обладающий правом на ознакомление с материалами исполнительного производства, в случае, если он не располагает сведениями, а также документами, касающимися суммы задолженности, названия и адресов взыскателей, вправе получать такие сведения лично или по письменному запросу, в связи с чем судье следовало принять административное исковое заявление к производству суда и рассмотреть его по существу (Кассационное определение от 30.10.2019 N 84-КА19-3).
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)В то же время принудительное исполнение в отношении публично-правового должника имеет единые черты с реализацией права на принудительное исполнение посредством самостоятельных действий взыскателя - обращения с исполнительным документом в банк или иную кредитную организацию, в которой у должника открыт счет. Сходство заключается в том, что и в этой модели у взыскателя отсутствуют права, предоставленные взыскателю в исполнительном производстве (например, право на ознакомление с материалами исполнительного производства, право представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства). Однако при сравнении указанных форм реализации права (самостоятельное обращение в банк и принудительное исполнение в отношении публичного субъекта) можно выделить следующее их существенное отличие (помимо иного характера правоотношений и субъектного состава): банк должен исполнить требования исполнительного документа незамедлительно, в то время как соответствующему финансовому органу на это предоставляется три месяца.
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)В то же время принудительное исполнение в отношении публично-правового должника имеет единые черты с реализацией права на принудительное исполнение посредством самостоятельных действий взыскателя - обращения с исполнительным документом в банк или иную кредитную организацию, в которой у должника открыт счет. Сходство заключается в том, что и в этой модели у взыскателя отсутствуют права, предоставленные взыскателю в исполнительном производстве (например, право на ознакомление с материалами исполнительного производства, право представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства). Однако при сравнении указанных форм реализации права (самостоятельное обращение в банк и принудительное исполнение в отношении публичного субъекта) можно выделить следующее их существенное отличие (помимо иного характера правоотношений и субъектного состава): банк должен исполнить требования исполнительного документа незамедлительно, в то время как соответствующему финансовому органу на это предоставляется три месяца.