Право на дошкольное обрАзование
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на дошкольное обрАзование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 286 "Превышение должностных полномочий" УК РФ"Судом верно установлено, что в период совершения осужденной преступления, предусмотренного п. "е" ч. 3 ст. 286 УК РФ, действовало законодательство, которое прямо закрепляло право работников дошкольного образования на получение выплат стимулирующего характера, которые устанавливаются в зависимости от показателей и критериев эффективности труда. Однако в МКДОУ "Детский сад N" фактически комиссия по распределению стимулирующих выплат не решала поставленные перед ней вопросы. Распределением стимулирующих выплат занималась единолично А., превысившая свои должностные полномочия, заседания комиссии носили формальный характер, суммы, подлежащие выплате в качестве стимулирующих выплат, были заранее определены А., которая, используя такой искаженный порядок определения стимулирующих выплат, требовала от потерпевших вернуть ей деньги после получения ими заработной платы, действуя из корыстных побуждений и нанося тем самым существенный вред не только имущественным, но и трудовым правам и законным интересам потерпевших, которые вынуждены были передавать ей часть заработанных ими на законных основаниях денежных средств."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации""По смыслу пункта 3 части 1 статьи 8 Закона N 273-ФЗ, пункта 13 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)"Административное и муниципальное право", 2024, N 4
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)"Административное и муниципальное право", 2024, N 4
Вопрос: О праве на применение пониженных тарифов страховых взносов автономной НКО, осуществляющей деятельность в сфере дошкольного образования, применяющей УСН, с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 22.10.2024 N 03-15-06/102376)Вопрос: О праве на применение пониженных тарифов страховых взносов автономной НКО, осуществляющей деятельность в сфере дошкольного образования, применяющей УСН, с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 22.10.2024 N 03-15-06/102376)Вопрос: О праве на применение пониженных тарифов страховых взносов автономной НКО, осуществляющей деятельность в сфере дошкольного образования, применяющей УСН, с 01.01.2025.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)27) обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)27) обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности положений ст. 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса РФ Конституционный Суд РФ подчеркнул, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, а недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абз. 3 п. 1 и п. 3 ст. 86, ст. 129 и 135). Также Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан возложение на субъекты Российской Федерации, которые в силу взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 7, 18, 71 (п. "е") и 72 (п. "е", "ж" ч. 1) Конституции РФ совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает и участие, и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере; поэтому в силу п. 2.1 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности положений ст. 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса РФ Конституционный Суд РФ подчеркнул, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, а недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абз. 3 п. 1 и п. 3 ст. 86, ст. 129 и 135). Также Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан возложение на субъекты Российской Федерации, которые в силу взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 7, 18, 71 (п. "е") и 72 (п. "е", "ж" ч. 1) Конституции РФ совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает и участие, и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере; поэтому в силу п. 2.1 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации.
Ситуация: Как перевести ребенка в другой детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует отметить, что по общему правилу ребенок, в том числе усыновленный (удочеренный) или находящийся под опекой или попечительством в семье, включая приемную семью либо патронатную семью, имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в государственный или муниципальный детский сад, в котором обучаются его брат и (или) сестра (полнородные и неполнородные, усыновленные (удочеренные), дети, опекунами (попечителями) которых являются родители (законные представители) этого ребенка, или дети, родителями (законными представителями) которых являются опекуны (попечители) этого ребенка), за исключением предусмотренных случаев (п. 2 ст. 54 СК РФ; п. 1 ч. 3 ст. 12, ч. 3.1 ст. 67 Закона N 273-ФЗ; абз. 4 п. 4 Порядка N 236).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует отметить, что по общему правилу ребенок, в том числе усыновленный (удочеренный) или находящийся под опекой или попечительством в семье, включая приемную семью либо патронатную семью, имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в государственный или муниципальный детский сад, в котором обучаются его брат и (или) сестра (полнородные и неполнородные, усыновленные (удочеренные), дети, опекунами (попечителями) которых являются родители (законные представители) этого ребенка, или дети, родителями (законными представителями) которых являются опекуны (попечители) этого ребенка), за исключением предусмотренных случаев (п. 2 ст. 54 СК РФ; п. 1 ч. 3 ст. 12, ч. 3.1 ст. 67 Закона N 273-ФЗ; абз. 4 п. 4 Порядка N 236).
Ситуация: Как получить место в детском саду?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом правила приема на обучение в государственные детские сады субъектов РФ и муниципальные детские сады должны обеспечивать также прием в детский сад граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплен указанный детский сад (п. 4 Порядка N 236).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом правила приема на обучение в государственные детские сады субъектов РФ и муниципальные детские сады должны обеспечивать также прием в детский сад граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплен указанный детский сад (п. 4 Порядка N 236).
Статья: Структура основных прав и их правомерное ограничение: российская конституционная модель
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Ответ на первый вопрос затрудняется тем, что ч. 3 ст. 55 Конституции РФ перечисляет ряд ценностей, оправдывающих ограничение основных прав (начиная правами иных лиц и заканчивая обороной государства). При этом, во-первых, неясно, как это соотносится со ст. 2 Основного Закона, которая признает высшей ценностью "человека, его права и свободы"; может ли в таком случае право индивида (как высшая ценность) быть ограничено в интересах защиты территориальной целостности (как подчиненной ценности)? Во-вторых, очевидно, что не всякая из перечисленных в этом перечне ценностей может вступать в конфликт с тем или другим правом и требовать его ограничения <62>; например, вряд ли право на дошкольное образование требует соотнесения с интересами обороны страны.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Ответ на первый вопрос затрудняется тем, что ч. 3 ст. 55 Конституции РФ перечисляет ряд ценностей, оправдывающих ограничение основных прав (начиная правами иных лиц и заканчивая обороной государства). При этом, во-первых, неясно, как это соотносится со ст. 2 Основного Закона, которая признает высшей ценностью "человека, его права и свободы"; может ли в таком случае право индивида (как высшая ценность) быть ограничено в интересах защиты территориальной целостности (как подчиненной ценности)? Во-вторых, очевидно, что не всякая из перечисленных в этом перечне ценностей может вступать в конфликт с тем или другим правом и требовать его ограничения <62>; например, вряд ли право на дошкольное образование требует соотнесения с интересами обороны страны.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Достижение указанных целей обеспечивается в том числе обязанностью муниципальных дошкольных образовательных организаций принимать несовершеннолетних для получения бесплатного дошкольного образования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда непредоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования. Каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня (см. Постановление Конституционного Суда от 15.05.2006 N 5-П).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Достижение указанных целей обеспечивается в том числе обязанностью муниципальных дошкольных образовательных организаций принимать несовершеннолетних для получения бесплатного дошкольного образования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда непредоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования. Каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня (см. Постановление Конституционного Суда от 15.05.2006 N 5-П).
Статья: Конституционное обеспечение права на получение дополнительного профессионального образования субъектами со специальным социальным статусом
(Матюшева Т.Н.)
("Современное право", 2021, N 11)Согласно ст. 43 Конституции РФ и Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержание права на образование включает в себя следующие правомочия: право на дошкольное образование; право на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; право на начальное, среднее и высшее профессиональное образование; право на послевузовское профессиональное образование; право на дополнительное образование.
(Матюшева Т.Н.)
("Современное право", 2021, N 11)Согласно ст. 43 Конституции РФ и Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержание права на образование включает в себя следующие правомочия: право на дошкольное образование; право на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; право на начальное, среднее и высшее профессиональное образование; право на послевузовское профессиональное образование; право на дополнительное образование.