Право на бесплатное питание
Подборка наиболее важных документов по запросу Право на бесплатное питание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 17 "Права подозреваемых и обвиняемых" Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений""Для обеспечения в местах содержания под стражей режима, гарантирующего соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, в том числе на защиту от жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, на охрану собственности и здоровья (статьи 21, 35 и 41 Конституции Российской Федерации), уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждаются Правила внутреннего распорядка, которые в числе прочего регламентируют порядок приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, выдачи им посылок и передач, а также количество продуктов питания, которые они могут иметь при себе (статья 15, пункты 5, 6 части второй и часть третья статьи 16, статья 22, часть первая статьи 25 данного Федерального закона). Ограничение названных прав по сравнению с тем, как это установлено в соответствующих нормах, возможно лишь в случаях таких нарушений действующего в местах содержания под стражей режима, за которые данным Федеральным законом предусмотрено водворение в карцер (статьи 36, 38, 39, части первая и вторая статьи 40). При этом запрет на приобретение продуктов питания, получение посылок и передач содержащимися в карцере подозреваемым и обвиняемым - наряду с другими прямо предусмотренными ограничениями - является составным элементом указанного дисциплинарного взыскания, призванного обеспечить правомерное поведение содержащихся под стражей лиц и не ограничивающегося помещением в одиночную камеру. Данный запрет не затрагивает право водворенного в карцер лица на получение бесплатного питания, достаточного для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, не ограничивает право этого лица на возвращение принадлежащих ему продуктов питания после окончания пребывания в карцере, не влечет каких-либо других ограничений прав сверх предусмотренных, а правомерность применения данного запрета обеспечена судебным, прокурорским, ведомственным, общественным и иным контролем (пункт 9 части первой статьи 17, статья 21, части четвертая и пятая статьи 40 данного Федерального закона)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организовать питание на вахте
(КонсультантПлюс, 2025)3. Кто имеет право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания
(КонсультантПлюс, 2025)3. Кто имеет право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Ф. обвинялась в том, что, являясь заместителем главы администрации сельского поселения, внесла в справки о своих доходах и доходах мужа недостоверные сведения, а затем предоставила их в общеобразовательную школу для получения права на бесплатное питание своей дочери в школьной столовой. На основании этих справок ее дочери, как ребенку из малообеспеченной семьи, была необоснованно предоставлена мера социальной поддержки в виде освобождения от оплаты питания. Своими действиями Ф. причинила республиканскому бюджету в лице Министерства образования Российской Федерации материальный ущерб в размере 10 066 руб. 24 коп.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Ф. обвинялась в том, что, являясь заместителем главы администрации сельского поселения, внесла в справки о своих доходах и доходах мужа недостоверные сведения, а затем предоставила их в общеобразовательную школу для получения права на бесплатное питание своей дочери в школьной столовой. На основании этих справок ее дочери, как ребенку из малообеспеченной семьи, была необоснованно предоставлена мера социальной поддержки в виде освобождения от оплаты питания. Своими действиями Ф. причинила республиканскому бюджету в лице Министерства образования Российской Федерации материальный ущерб в размере 10 066 руб. 24 коп.
Постановление Правительства РФ от 18.09.2017 N 1117
(ред. от 03.10.2022)
"Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием"При предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет за ними на весь период указанных отпусков сохраняется право на обеспечение бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем.
(ред. от 03.10.2022)
"Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием"При предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет за ними на весь период указанных отпусков сохраняется право на обеспечение бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Питание обучающимся предоставляется, как правило, за плату. Исключением является питание учащихся младших классов в государственных и муниципальных образовательных организациях, которые обеспечиваются согласно ч. 2.1 ст. 37 комментируемого Закона бесплатным горячим питанием не менее 1 раза в день за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов либо иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ. Также право на бесплатное питание в образовательной организации или на частичную компенсацию затрат на питание может быть предоставлено отдельным льготным категориям (дети из малоимущих и (или) многодетных семей, лица с ограниченными возможностями здоровья и т.п.) за счет регионального или местного бюджета;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Питание обучающимся предоставляется, как правило, за плату. Исключением является питание учащихся младших классов в государственных и муниципальных образовательных организациях, которые обеспечиваются согласно ч. 2.1 ст. 37 комментируемого Закона бесплатным горячим питанием не менее 1 раза в день за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов либо иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ. Также право на бесплатное питание в образовательной организации или на частичную компенсацию затрат на питание может быть предоставлено отдельным льготным категориям (дети из малоимущих и (или) многодетных семей, лица с ограниченными возможностями здоровья и т.п.) за счет регионального или местного бюджета;
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Между тем в субъектах Российской Федерации предусматриваются разные формы дополнительной поддержки обучающихся в части обеспечения их питанием. Так, например, согласно Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 г. N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" обучающимся, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, предоставляется двухразовое питание в случае их очного обучения в общеобразовательных организациях. Закон Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребенка" предусматривает обеспечение бесплатным набором продуктов питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных образовательных организациях, расположенных в труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктах.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Между тем в субъектах Российской Федерации предусматриваются разные формы дополнительной поддержки обучающихся в части обеспечения их питанием. Так, например, согласно Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 г. N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" обучающимся, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, предоставляется двухразовое питание в случае их очного обучения в общеобразовательных организациях. Закон Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребенка" предусматривает обеспечение бесплатным набором продуктов питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных образовательных организациях, расположенных в труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктах.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Филиппова обвинялась в том, что, являясь заместителем главы администрации сельского поселения, внесла в справки о своих доходах и доходах мужа недостоверные сведения, а затем предоставила их в общеобразовательную школу для получения права на бесплатное питание своей дочери в школьной столовой. На основании этих справок ее дочери как ребенку из малообеспеченной семьи была необоснованно предоставлена мера социальной поддержки в виде освобождения от оплаты питания, что причинило республиканскому бюджету материальный ущерб в размере 10 066 руб. 24 коп. Судебная коллегия приговор отменила на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ ввиду малозначительности деяния, указав следующее. Сам по себе способ совершения деяния Филипповой - с использованием служебного положения, что является квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, без учета конкретных обстоятельств дела, не может быть признан обстоятельством, свидетельствующим о повышенной общественной опасности содеянного и препятствующим применению положений ч. 2 ст. 14 УК РФ. Небольшой размер материального ущерба, причиненного республиканскому бюджету, и отсутствие в материалах уголовного дела доказательств того, что деяние причинило существенный вред государственным либо муниципальным интересам, свидетельствуют об отсутствии в ее действиях признака общественной опасности, который позволял бы признать их преступлением. Более того, судом не дана надлежащая оценка факту полного возмещения причиненного Филипповой ущерба еще на стадии предварительного следствия, поэтому в совокупности с указанными выше обстоятельствами нельзя признать обоснованными выводы суда кассационной инстанции о невозможности применения положений ч. 2 ст. 14 УК РФ (Определение от 20.08.2020 N 15-УДП20-7-К1) <14>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Филиппова обвинялась в том, что, являясь заместителем главы администрации сельского поселения, внесла в справки о своих доходах и доходах мужа недостоверные сведения, а затем предоставила их в общеобразовательную школу для получения права на бесплатное питание своей дочери в школьной столовой. На основании этих справок ее дочери как ребенку из малообеспеченной семьи была необоснованно предоставлена мера социальной поддержки в виде освобождения от оплаты питания, что причинило республиканскому бюджету материальный ущерб в размере 10 066 руб. 24 коп. Судебная коллегия приговор отменила на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ ввиду малозначительности деяния, указав следующее. Сам по себе способ совершения деяния Филипповой - с использованием служебного положения, что является квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, без учета конкретных обстоятельств дела, не может быть признан обстоятельством, свидетельствующим о повышенной общественной опасности содеянного и препятствующим применению положений ч. 2 ст. 14 УК РФ. Небольшой размер материального ущерба, причиненного республиканскому бюджету, и отсутствие в материалах уголовного дела доказательств того, что деяние причинило существенный вред государственным либо муниципальным интересам, свидетельствуют об отсутствии в ее действиях признака общественной опасности, который позволял бы признать их преступлением. Более того, судом не дана надлежащая оценка факту полного возмещения причиненного Филипповой ущерба еще на стадии предварительного следствия, поэтому в совокупности с указанными выше обстоятельствами нельзя признать обоснованными выводы суда кассационной инстанции о невозможности применения положений ч. 2 ст. 14 УК РФ (Определение от 20.08.2020 N 15-УДП20-7-К1) <14>.
Статья: О влиянии направленности умысла на уголовно-правовую оценку деяния
(Агеева О.Н., Анощенкова С.В.)
("Российский следователь", 2025, N 10)Практика при определении признаков малозначительного деяния исходит из оценки фактически наступивших последствий, игнорируя направленность умысла виновного. Так, замглавы администрации Ф. с целью получения ее дочерью права на бесплатное питание в школьной столовой с 2011 по 2014 г. вносила недостоверные сведения в справки о доходах и представляла их в школу. Тем самым Ф. причинила бюджету ущерб на сумму 10 066 руб. Судом первой инстанции уголовное преследование в отношении Ф. по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ было прекращено в связи с объявленной амнистией. На основании кассационного представления Генеральной прокуратуры РФ Верховный Суд РФ прекратил уголовное дело в отношении Ф. за отсутствием "в деянии состава преступления ввиду его малозначительности" <14>. Отметим, что направленность умысла Ф. состояла отнюдь не в причинении малозначительного вреда, а потому ее действия не подпадают под действие ч. 2 ст. 14 УК РФ. Оценивая деяние как малозначительное, суды учитывают преимущественно объективные признаки <15>, что не дает полного представления о степени общественной опасности деяния.
(Агеева О.Н., Анощенкова С.В.)
("Российский следователь", 2025, N 10)Практика при определении признаков малозначительного деяния исходит из оценки фактически наступивших последствий, игнорируя направленность умысла виновного. Так, замглавы администрации Ф. с целью получения ее дочерью права на бесплатное питание в школьной столовой с 2011 по 2014 г. вносила недостоверные сведения в справки о доходах и представляла их в школу. Тем самым Ф. причинила бюджету ущерб на сумму 10 066 руб. Судом первой инстанции уголовное преследование в отношении Ф. по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ было прекращено в связи с объявленной амнистией. На основании кассационного представления Генеральной прокуратуры РФ Верховный Суд РФ прекратил уголовное дело в отношении Ф. за отсутствием "в деянии состава преступления ввиду его малозначительности" <14>. Отметим, что направленность умысла Ф. состояла отнюдь не в причинении малозначительного вреда, а потому ее действия не подпадают под действие ч. 2 ст. 14 УК РФ. Оценивая деяние как малозначительное, суды учитывают преимущественно объективные признаки <15>, что не дает полного представления о степени общественной опасности деяния.
Статья: К вопросу о прекращении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в связи с малозначительностью деяния
(Великая Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 1)Так, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации отменено решение районного суда и Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в отношении Ф., обвинявшейся в том, что, являясь заместителем главы администрации сельского поселения, она внесла в справки о доходах (свою и мужа) недостоверные сведения, затем представила их в школу для получения права на бесплатное питание своей дочери в школьной столовой (ч. 3 ст. 159.2 УК РФ). На основании справок девочке необоснованно предоставлена мера социальной поддержки в виде освобождения от платы за питание, в связи с чем республиканскому бюджету причинен материальный ущерб в размере 10 066 руб. 24 коп. В решении суда указано, что сам по себе способ совершения Ф. преступления - с использованием служебного положения, являющимся особо квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, без учета конкретных обстоятельств дела не может быть признан обстоятельством, препятствующим применению положений ч. 2 ст. 14 УК РФ <7>.
(Великая Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 1)Так, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации отменено решение районного суда и Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в отношении Ф., обвинявшейся в том, что, являясь заместителем главы администрации сельского поселения, она внесла в справки о доходах (свою и мужа) недостоверные сведения, затем представила их в школу для получения права на бесплатное питание своей дочери в школьной столовой (ч. 3 ст. 159.2 УК РФ). На основании справок девочке необоснованно предоставлена мера социальной поддержки в виде освобождения от платы за питание, в связи с чем республиканскому бюджету причинен материальный ущерб в размере 10 066 руб. 24 коп. В решении суда указано, что сам по себе способ совершения Ф. преступления - с использованием служебного положения, являющимся особо квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, без учета конкретных обстоятельств дела не может быть признан обстоятельством, препятствующим применению положений ч. 2 ст. 14 УК РФ <7>.