Право международных договоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Право международных договоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 108 УПК РФОбзор практики применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ при рассмотрении уголовных дел (утв. Президиумом ВС РФ 08.12.2021)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 15 Конституции РФ"Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Международное право: Учебник"
(отв. ред. С.А. Егоров)
("Статут", 2015)Глава 10. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
(отв. ред. С.А. Егоров)
("Статут", 2015)Глава 10. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
Нормативные акты
Статья: Соотношение норм международных договоров и норм национального законодательства Израиля в сфере прав человека на брак и семью. Регулирование процесса расторжения брака смешанных (межконфессиональных) пар
(Ливиев Н.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Основные международные договоры,
(Ливиев Н.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Основные международные договоры,
Статья: Международный договор как источник административного права
(Ордина О.Н.)
("Современное право", 2023, N 12)"Современное право", 2023, N 12
(Ордина О.Н.)
("Современное право", 2023, N 12)"Современное право", 2023, N 12
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Возможность применения положений Модельной конвенции и Комментариев в качестве источника толкования основана на общих правилах толкования международных договоров, закрепленных в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года (ст. 31 - 33 Конвенции). Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" рекомендовано использовать акты международных организаций в случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Возможность применения положений Модельной конвенции и Комментариев в качестве источника толкования основана на общих правилах толкования международных договоров, закрепленных в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года (ст. 31 - 33 Конвенции). Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" рекомендовано использовать акты международных организаций в случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации.
Статья: Толкование арбитражного соглашения и его автономность в праве международного арбитража Франции
(Гериф И., Лобода А.И.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)Настоящая статья является второй публикацией из цикла материалов, которые посвящены анализу ключевых вопросов толкования арбитражных соглашений в праве международного арбитража Франции <1>. При толковании арбитражного соглашения право Франции стремится отыскать действительную общую волю сторон, французские суды не используют принцип строгого толкования.
(Гериф И., Лобода А.И.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)Настоящая статья является второй публикацией из цикла материалов, которые посвящены анализу ключевых вопросов толкования арбитражных соглашений в праве международного арбитража Франции <1>. При толковании арбитражного соглашения право Франции стремится отыскать действительную общую волю сторон, французские суды не используют принцип строгого толкования.
Статья: Новые векторы развития права ВТО и отдельные вопросы применения инструмента субсидии
(Глазатов М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Многосторонняя система регулирования торговли - сложнейший институт международного права. Членам Генерального соглашения по тарифам и торговле за последние три десятилетия удалось сформировать не только формат переговоров - Всемирную торговую организацию, но и нормы и правила ведения хозяйственной деятельности на мировом рынке, в том числе правила предоставления субсидий. Однако дальнейшее развитие организации претерпевает кризис. Равновесное применение правил международной торговли сейчас невозможно из-за сложившейся конъюнктуры: некоторые развивающиеся страны, которые в момент присоединения к ВТО зафиксировали большое количество изъятий и переходных периодов, сильно подросли экономически и теперь могут конкурировать на равных с развитыми странами. С другой стороны, говорить о каких-то нарушениях невозможно, поскольку эти изъятия были согласованы. Проблема усугубляется тем, что ВТО хотя и использует понятия "развивающиеся", "развитые" и "наименее развитые страны", но не имеет собственной классификации стран по экономическому развитию и не может реагировать на изменения в их развитии. Вопросы, поставленные последним раундом многосторонних торговых переговоров (Доха-раундом), стали затрагивать уже такие области регулирования, в которых уравнивание норм и правил торговли развивающихся стран с развитыми задевает не только экономическую, но и социальную сферу. Кроме того, более глубокий уровень типизации правил регулирования торговли затрагивает механизмы взаимодействия, которые выходят за рамки деятельности такой международной организации, как ВТО, и присущи интеграционным объединениям. Тем не менее активными членами ВТО выдвинуты инициативы по изменению правил выдачи субсидий, направленные на их ужесточение и еще более глубокую унификацию национальных юрисдикций с типовыми международными подходами к регулированию государственной поддержки.
(Глазатов М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Многосторонняя система регулирования торговли - сложнейший институт международного права. Членам Генерального соглашения по тарифам и торговле за последние три десятилетия удалось сформировать не только формат переговоров - Всемирную торговую организацию, но и нормы и правила ведения хозяйственной деятельности на мировом рынке, в том числе правила предоставления субсидий. Однако дальнейшее развитие организации претерпевает кризис. Равновесное применение правил международной торговли сейчас невозможно из-за сложившейся конъюнктуры: некоторые развивающиеся страны, которые в момент присоединения к ВТО зафиксировали большое количество изъятий и переходных периодов, сильно подросли экономически и теперь могут конкурировать на равных с развитыми странами. С другой стороны, говорить о каких-то нарушениях невозможно, поскольку эти изъятия были согласованы. Проблема усугубляется тем, что ВТО хотя и использует понятия "развивающиеся", "развитые" и "наименее развитые страны", но не имеет собственной классификации стран по экономическому развитию и не может реагировать на изменения в их развитии. Вопросы, поставленные последним раундом многосторонних торговых переговоров (Доха-раундом), стали затрагивать уже такие области регулирования, в которых уравнивание норм и правил торговли развивающихся стран с развитыми задевает не только экономическую, но и социальную сферу. Кроме того, более глубокий уровень типизации правил регулирования торговли затрагивает механизмы взаимодействия, которые выходят за рамки деятельности такой международной организации, как ВТО, и присущи интеграционным объединениям. Тем не менее активными членами ВТО выдвинуты инициативы по изменению правил выдачи субсидий, направленные на их ужесточение и еще более глубокую унификацию национальных юрисдикций с типовыми международными подходами к регулированию государственной поддержки.
Статья: Негосударственное регулирование в сфере трансграничных агентских отношений
(Михайлова Л.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Выбор актов негосударственного регулирования в качестве применимого права в международных коммерческих контрактах стал распространенной практикой. При разрешении споров между сторонами международный коммерческий арбитраж ссылается на вненациональные источники и на их основе разрешает спор, в отличие от государственных судов, которые исключали применение норм негосударственного регулирования в качестве применимого права. В статье рассматривается подход о допустимости выбора вненациональных источников в качестве применимого права в международном коммерческом договоре, изложенный в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 24 "О применении норм международного частного права судами Российской Федерации". Исследуется вопрос об обоснованности расширения принципа автономии воли сторон. Автором проводится анализ оговорок о применимом праве, используемых в Типовом коммерческом агентском контракте, разработанном Международной торговой палатой, в Типовом международном коммерческом агентском контракте, разработанном Международным торговым центром. Делается вывод о том, что происходит сдвиг в регулировании трансграничных частноправовых отношений в сторону применения негосударственных норм и правил при разрешении споров государственными судами и возможности появления договоров, не подчиненных никакой правовой системе.
(Михайлова Л.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Выбор актов негосударственного регулирования в качестве применимого права в международных коммерческих контрактах стал распространенной практикой. При разрешении споров между сторонами международный коммерческий арбитраж ссылается на вненациональные источники и на их основе разрешает спор, в отличие от государственных судов, которые исключали применение норм негосударственного регулирования в качестве применимого права. В статье рассматривается подход о допустимости выбора вненациональных источников в качестве применимого права в международном коммерческом договоре, изложенный в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 24 "О применении норм международного частного права судами Российской Федерации". Исследуется вопрос об обоснованности расширения принципа автономии воли сторон. Автором проводится анализ оговорок о применимом праве, используемых в Типовом коммерческом агентском контракте, разработанном Международной торговой палатой, в Типовом международном коммерческом агентском контракте, разработанном Международным торговым центром. Делается вывод о том, что происходит сдвиг в регулировании трансграничных частноправовых отношений в сторону применения негосударственных норм и правил при разрешении споров государственными судами и возможности появления договоров, не подчиненных никакой правовой системе.
Статья: Роль международных договоров и международного обычного права в правопорядке ЕС и ЕАЭС
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2021, N 1)"Международное правосудие", 2021, N 1
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2021, N 1)"Международное правосудие", 2021, N 1
"Комментарий к Федеральному закону от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Названный Перечень включает два раздела - "Многосторонние международные договоры Российской Федерации" и "Двусторонние международные договоры Российской Федерации". Первый из названных разделов включает подразделы: "Международные договоры Российской Федерации, заключенные в рамках Организации Объединенных Наций (ООН)", "Международные договоры Российской Федерации, заключенные в рамках Гаагской конференции по международному частному праву", "Международные договоры Российской Федерации, заключенные в рамках Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР)", "Международные договоры Российской Федерации, заключенные в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)" и "Международные договоры Российской Федерации, заключенные в рамках Совета Европы".
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Названный Перечень включает два раздела - "Многосторонние международные договоры Российской Федерации" и "Двусторонние международные договоры Российской Федерации". Первый из названных разделов включает подразделы: "Международные договоры Российской Федерации, заключенные в рамках Организации Объединенных Наций (ООН)", "Международные договоры Российской Федерации, заключенные в рамках Гаагской конференции по международному частному праву", "Международные договоры Российской Федерации, заключенные в рамках Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР)", "Международные договоры Российской Федерации, заключенные в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)" и "Международные договоры Российской Федерации, заключенные в рамках Совета Европы".
Готовое решение: Как закупить медицинские изделия по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.
(КонсультантПлюс, 2025)прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.