Право ЕвропЕйского союза
Подборка наиболее важных документов по запросу Право ЕвропЕйского союза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Право Европейского союза. Краткий курс: Учебное пособие"
(Постовалова Т.А.)
("Проспект", 2017)Глава 2. ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
(Постовалова Т.А.)
("Проспект", 2017)Глава 2. ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
Нормативные акты
Статья: Операторы в поисках связи, или Новый расцвет договора фактического посредничества
(Ионцев М.А.)
("Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", 2025, N 4)<2> Обращаясь к компаративному анализу, следует отдельно обратить внимание на удивительное единство правопорядков в понимании вида и роли посредничества на европейском пространстве, так как, несмотря на многообразие правовых традиций в сфере договорного права, Европейский союз все же принял регламент и директиву о краудфандинге. Так, ч. 2 ст. 3 Регламента (ЕС) N 2020/1503 Европейского парламента и Совета "О европейских поставщиках услуг краудфандинга для бизнеса и о внесении изменений в Регламент (ЕС) N 2017/1129 и Директиву (ЕС) N 2019/1937" явно и недвусмысленно говорит о фактическом характере посредничества, а именно: поставщики услуг краудфандинга должны действовать добросовестно и профессионально в интересах своих клиентов. Кроме того, разъяснения к Директиве также указывают на то, что отношения между поставщиком услуг краудфандинга и его клиентами строятся по модели фактического посредничества, ведь поставщик хотя и действует в интересах клиентов, не совершает в рамках соглашения о присоединении никаких юридических действий в интересах клиентов.
(Ионцев М.А.)
("Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", 2025, N 4)<2> Обращаясь к компаративному анализу, следует отдельно обратить внимание на удивительное единство правопорядков в понимании вида и роли посредничества на европейском пространстве, так как, несмотря на многообразие правовых традиций в сфере договорного права, Европейский союз все же принял регламент и директиву о краудфандинге. Так, ч. 2 ст. 3 Регламента (ЕС) N 2020/1503 Европейского парламента и Совета "О европейских поставщиках услуг краудфандинга для бизнеса и о внесении изменений в Регламент (ЕС) N 2017/1129 и Директиву (ЕС) N 2019/1937" явно и недвусмысленно говорит о фактическом характере посредничества, а именно: поставщики услуг краудфандинга должны действовать добросовестно и профессионально в интересах своих клиентов. Кроме того, разъяснения к Директиве также указывают на то, что отношения между поставщиком услуг краудфандинга и его клиентами строятся по модели фактического посредничества, ведь поставщик хотя и действует в интересах клиентов, не совершает в рамках соглашения о присоединении никаких юридических действий в интересах клиентов.
Статья: Искусственный интеллект, финансовые услуги, потребитель: правовые средства противодействия манипулированию
(Вишневский А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Запреты абсолютно логичны. И при этом они не новы: право Европейского союза имеет устоявшиеся традиции противодействия нечестным торговым практикам, и при желании несложно обнаружить схожие подходы в директивах ЕС <10>.
(Вишневский А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Запреты абсолютно логичны. И при этом они не новы: право Европейского союза имеет устоявшиеся традиции противодействия нечестным торговым практикам, и при желании несложно обнаружить схожие подходы в директивах ЕС <10>.
Статья: Право на забвение: французский опыт
(Талапина Э.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Появившись в решении Суда Европейского союза, право на забвение получило закрепление в Европейском общем регламенте о защите персональных данных. Но вокруг нормативных формулировок продолжается полемика. Во Франции она сосредоточена на ограничениях права на забвение. Во-первых, существенным ограничением права на забвение является общественный интерес, оправдывающий сохранение истории, в частности в случае с государственными архивами. Во-вторых, во множестве ситуаций приоритет может отдаваться другим фундаментальным правам (свободе выражения мнений и свободе прессы). В результате обобщений судебной практики сформировался перечень критериев, на основании которых разрешается противостояние права на забвение и права знать. А с учетом процедурных нюансов и экономической заинтересованности предприятий в использовании персональных данных право на забвение становится все сложнее отстаивать.
(Талапина Э.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Появившись в решении Суда Европейского союза, право на забвение получило закрепление в Европейском общем регламенте о защите персональных данных. Но вокруг нормативных формулировок продолжается полемика. Во Франции она сосредоточена на ограничениях права на забвение. Во-первых, существенным ограничением права на забвение является общественный интерес, оправдывающий сохранение истории, в частности в случае с государственными архивами. Во-вторых, во множестве ситуаций приоритет может отдаваться другим фундаментальным правам (свободе выражения мнений и свободе прессы). В результате обобщений судебной практики сформировался перечень критериев, на основании которых разрешается противостояние права на забвение и права знать. А с учетом процедурных нюансов и экономической заинтересованности предприятий в использовании персональных данных право на забвение становится все сложнее отстаивать.
Статья: Международное сотрудничество субъектов общественного контроля (субъектов гражданского общества) на примере стран Европейского союза
(Блинникова А.В., Гончаров В.В., Малиновский О.Н., Чешин А.В., Петренко Е.Г.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)12. Кравчук Н.В. Климатическое право Европейского союза - принцип участия гражданского общества в процессе принятия решений и принцип экологической интеграции // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2024. N 1. С. 58 - 70. https://doi.org/10.31249/iajpravO/2024.01.04.
(Блинникова А.В., Гончаров В.В., Малиновский О.Н., Чешин А.В., Петренко Е.Г.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)12. Кравчук Н.В. Климатическое право Европейского союза - принцип участия гражданского общества в процессе принятия решений и принцип экологической интеграции // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2024. N 1. С. 58 - 70. https://doi.org/10.31249/iajpravO/2024.01.04.
Статья: Концепция технологического суверенитета в интеграционном праве
(Вадов А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)Ключевые слова: технологический суверенитет, интеграционное право, Европейский союз, Евразийский экономический союз, инновации.
(Вадов А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)Ключевые слова: технологический суверенитет, интеграционное право, Европейский союз, Евразийский экономический союз, инновации.
Статья: Государственная политика развития общества через призму цифрового права
(Хогеманн Э.Р.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)2.4. Защита потребителей в Интернете: Директива о правах
(Хогеманн Э.Р.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)2.4. Защита потребителей в Интернете: Директива о правах
Статья: На пути к балансу между охраной имущественных прав и свободой творчества (исторический анализ зарубежного развития института производных произведений)
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)Во второй половине XX - начале XXI вв. институт производных произведений в немецком праве оставался в целом неизменным, однако постепенно возрастало влияние наднационального законодательства - права Европейского союза. Германия, будучи членом Европейского экономического сообщества (а затем ЕС) с 1957 г., участвовала в гармонизации авторского права в рамках ЕС. Европейская гармонизация в значительной мере касалась ограничений и исключений из авторского права, что имело отношение и к теме переработок, особенно к доктрине свободного использования (§ 24 UrhG). В 1990-е гг. Евросоюз принял ряд директив по авторскому праву, апогеем которых стала Директива 2001/29/EC об авторском праве в информационном обществе (InfoSoc) <36>. Эта Директива установила исчерпывающий перечень исключений и ограничений авторских прав, допустимых для внедрения странами ЕС (ст. 5 Директивы 2001/29/EC). Среди них прямо упоминаются исключения для цитирования, использования в карикатуре, пародии или пастише и т.д. (ст. 5(3)(d) и (k)), но не содержится общей нормы, аналогичной "свободному использованию" в немецком понимании. Это породило вопрос о совместимости § 24 UrhG с правом ЕС, ведь freie Benutzung - весьма широкая и открытая конструкция, позволяющая суду признавать допустимым использование чужого произведения вне четко перечисленных в Директиве случаев. Первоначально, однако, немецкий законодатель оставил § 24 UrhG без изменений при имплементации Директивы InfoSoc (Законом 2003 г.). Считалось, что § 24 UrhG, будучи частью определения границ самого права, а не отдельным изъятием, не противоречит духу Директивы <37>. К тому же свободное использование во многом перекрывалось целями некоторых разрешенных Директивой исключений (например, пародия).
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)Во второй половине XX - начале XXI вв. институт производных произведений в немецком праве оставался в целом неизменным, однако постепенно возрастало влияние наднационального законодательства - права Европейского союза. Германия, будучи членом Европейского экономического сообщества (а затем ЕС) с 1957 г., участвовала в гармонизации авторского права в рамках ЕС. Европейская гармонизация в значительной мере касалась ограничений и исключений из авторского права, что имело отношение и к теме переработок, особенно к доктрине свободного использования (§ 24 UrhG). В 1990-е гг. Евросоюз принял ряд директив по авторскому праву, апогеем которых стала Директива 2001/29/EC об авторском праве в информационном обществе (InfoSoc) <36>. Эта Директива установила исчерпывающий перечень исключений и ограничений авторских прав, допустимых для внедрения странами ЕС (ст. 5 Директивы 2001/29/EC). Среди них прямо упоминаются исключения для цитирования, использования в карикатуре, пародии или пастише и т.д. (ст. 5(3)(d) и (k)), но не содержится общей нормы, аналогичной "свободному использованию" в немецком понимании. Это породило вопрос о совместимости § 24 UrhG с правом ЕС, ведь freie Benutzung - весьма широкая и открытая конструкция, позволяющая суду признавать допустимым использование чужого произведения вне четко перечисленных в Директиве случаев. Первоначально, однако, немецкий законодатель оставил § 24 UrhG без изменений при имплементации Директивы InfoSoc (Законом 2003 г.). Считалось, что § 24 UrhG, будучи частью определения границ самого права, а не отдельным изъятием, не противоречит духу Директивы <37>. К тому же свободное использование во многом перекрывалось целями некоторых разрешенных Директивой исключений (например, пародия).
Статья: Проблемы разграничения персональных и неперсональных данных в праве Европейского союза
(Крылова М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2
(Крылова М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2
Статья: Антисанкционные особенности правового регулирования охраны здоровья граждан
(Цомартова Ф.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Обращаясь к опыту реформы фармацевтического права Европейского союза, невозможно обойти стороной вопросы, связанные с перечнем стратегически значимых лекарственных средств - его функциональным назначением, критериями и порядком формирования, а также специальным правовым режимом обращения включенных в него препаратов.
(Цомартова Ф.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Обращаясь к опыту реформы фармацевтического права Европейского союза, невозможно обойти стороной вопросы, связанные с перечнем стратегически значимых лекарственных средств - его функциональным назначением, критериями и порядком формирования, а также специальным правовым режимом обращения включенных в него препаратов.