Правила служебного распорядка
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила служебного распорядка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 189 "Дисциплина труда и трудовой распорядок" Трудового кодекса РФ"Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 189, 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в подпункте "б" пункта 34 постановления Пленума Верховного Суд Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", локальными нормативными актами работодателя, исходил из того, что у работодателя имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания, поскольку факт нарушения И. Правил внутреннего трудового распорядка и Кодекса этики и служебного поведения подтвержден представленными доказательствами, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности. Также суд первой инстанции признал соблюденной процедуру истребования у истца объяснений, поскольку И. неоднократно предлагалось предоставить объяснение по факту нарушения требований локальных актов при размещении информации в СМИ, которые он не предоставил, результаты проведенной служебной проверки доведены до сведения истца, о чем суду представлены допустимые доказательства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- совершение проступка, порочащего честь и достоинство. Сотрудник органов принудительного исполнения должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету органов принудительного исполнения, а также государственной власти. В законодательстве нет списка поступков, которые могут привести к увольнению сотрудника органов принудительного исполнения. Однако судебная практика признает таким поступком виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником служебной дисциплины, различных регламентов, должностных инструкций, правил служебного распорядка и требований к служебному поведению либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанностей, приказов и распоряжений руководителей и непосредственного руководителя. К поступкам, порочащим честь и достоинство, также относятся факты совершения не только преступлений, но и административных правонарушений, недостойное поведение в быту, во внеслужебных отношениях. При указанных обстоятельствах сотрудник подлежит безусловному увольнению, а контракт - расторжению;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- совершение проступка, порочащего честь и достоинство. Сотрудник органов принудительного исполнения должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету органов принудительного исполнения, а также государственной власти. В законодательстве нет списка поступков, которые могут привести к увольнению сотрудника органов принудительного исполнения. Однако судебная практика признает таким поступком виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником служебной дисциплины, различных регламентов, должностных инструкций, правил служебного распорядка и требований к служебному поведению либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанностей, приказов и распоряжений руководителей и непосредственного руководителя. К поступкам, порочащим честь и достоинство, также относятся факты совершения не только преступлений, но и административных правонарушений, недостойное поведение в быту, во внеслужебных отношениях. При указанных обстоятельствах сотрудник подлежит безусловному увольнению, а контракт - расторжению;
Статья: Грубые нарушения служебной дисциплины в органах внутренних дел, затрагивающие конституционные права человека и гражданина
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Дисциплинарным проступком признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав. Данная норма установлена в ст. 49 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ).
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Дисциплинарным проступком признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав. Данная норма установлена в ст. 49 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Служебная дисциплина - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарным уставом органов принудительного исполнения, правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа принудительного исполнения, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Служебная дисциплина - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов принудительного исполнения, дисциплинарным уставом органов принудительного исполнения, правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа принудительного исполнения, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)При характеристике внутриведомственных нормативных документов нельзя обойти вниманием один важный момент. В некоторых случаях их действием оказываются охвачены "вневедомственные субъекты", то есть субъекты, не входящие в состав (структуру) ведомства, не являющиеся его работниками, и т.п. Гражданин, пришедший на прием в государственный орган, подчиняется требованиям служебного распорядка и правилам пропускного режима этого органа; методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы конкретного органа касается гражданина, желающего поступить на службу в этот орган, и т.д. Но это не превращает указанные акты в общеобязательные. Как верно пишет А.А. Сергеев, "распространение нормативных правовых актов на тех или иных лиц, как правило, не зависит от воли этих лиц... Для локальных нормативных актов характерна явно выраженная добровольность вступления в группу лиц, для которых эти акты обязательны (свобода трудовых отношений, свобода гражданско-правового договора с организацией, локальные акты которой будет необходимо соблюдать, и т.п.)" <50>. Кроме того, сфера действия названных актов ограничена рамками издавших их органов, а их отличие от "вневедомственных" нормативных правовых актов видно невооруженным глазом. Так, утверждаемый МВД России порядок доставления лиц, находящихся в состоянии опьянения, в специализированные организации действует вне пределов данного ведомства, распространяясь на неопределенный круг лиц, не входящих в структуру МВД России, независимо от их воли. Утверждаемый Минпросвещения России или Минобрнауки России порядок перевода обучающихся в другую образовательную организацию является актом внешнего действия, затрагивает права и обязанности неопределенного круга обучающихся и образовательных организаций. То же относится и к утверждаемым Минсельхозом России правилам рыболовства, утверждаемым Минприроды России правилам охоты и т.д. По нашему убеждению, вводя в начале 90-х гг. прошлого века государственную регистрацию ведомственных нормативных правовых актов, государство имело в виду именно такого рода акты, и именно такого рода акты подразумеваются в п. 10 Правил регистрации под нормативными правовыми актами, затрагивающими права человека.
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)При характеристике внутриведомственных нормативных документов нельзя обойти вниманием один важный момент. В некоторых случаях их действием оказываются охвачены "вневедомственные субъекты", то есть субъекты, не входящие в состав (структуру) ведомства, не являющиеся его работниками, и т.п. Гражданин, пришедший на прием в государственный орган, подчиняется требованиям служебного распорядка и правилам пропускного режима этого органа; методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы конкретного органа касается гражданина, желающего поступить на службу в этот орган, и т.д. Но это не превращает указанные акты в общеобязательные. Как верно пишет А.А. Сергеев, "распространение нормативных правовых актов на тех или иных лиц, как правило, не зависит от воли этих лиц... Для локальных нормативных актов характерна явно выраженная добровольность вступления в группу лиц, для которых эти акты обязательны (свобода трудовых отношений, свобода гражданско-правового договора с организацией, локальные акты которой будет необходимо соблюдать, и т.п.)" <50>. Кроме того, сфера действия названных актов ограничена рамками издавших их органов, а их отличие от "вневедомственных" нормативных правовых актов видно невооруженным глазом. Так, утверждаемый МВД России порядок доставления лиц, находящихся в состоянии опьянения, в специализированные организации действует вне пределов данного ведомства, распространяясь на неопределенный круг лиц, не входящих в структуру МВД России, независимо от их воли. Утверждаемый Минпросвещения России или Минобрнауки России порядок перевода обучающихся в другую образовательную организацию является актом внешнего действия, затрагивает права и обязанности неопределенного круга обучающихся и образовательных организаций. То же относится и к утверждаемым Минсельхозом России правилам рыболовства, утверждаемым Минприроды России правилам охоты и т.д. По нашему убеждению, вводя в начале 90-х гг. прошлого века государственную регистрацию ведомственных нормативных правовых актов, государство имело в виду именно такого рода акты, и именно такого рода акты подразумеваются в п. 10 Правил регистрации под нормативными правовыми актами, затрагивающими права человека.
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)По аналогии с трудовым законодательством Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определил служебную дисциплину на гражданской службе как соблюдение обязательных правил поведения, установленных служебным распорядком государственного органа и должностным регламентом. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не использует понятие служебной дисциплины, так как на муниципальных служащих распространяется трудовое законодательство и их деятельность осуществляется на основе трудового договора. В то же время названный Закон устанавливает особенности правового регулирования их труда, в том числе и в вопросах привлечения к дисциплинарной ответственности. Таким образом, можно сделать вывод, что дисциплина труда в отношении муниципальных служащих имеет сходство со служебной дисциплиной <1>.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)По аналогии с трудовым законодательством Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определил служебную дисциплину на гражданской службе как соблюдение обязательных правил поведения, установленных служебным распорядком государственного органа и должностным регламентом. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не использует понятие служебной дисциплины, так как на муниципальных служащих распространяется трудовое законодательство и их деятельность осуществляется на основе трудового договора. В то же время названный Закон устанавливает особенности правового регулирования их труда, в том числе и в вопросах привлечения к дисциплинарной ответственности. Таким образом, можно сделать вывод, что дисциплина труда в отношении муниципальных служащих имеет сходство со служебной дисциплиной <1>.
Статья: О мерах по развитию надзора потребителей за поставщиками в авиастроительной отрасли
(Аракелян К.Э., Аракелян Г.К.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 1)Лица, участвующие в выездном аудите, работают в соответствии с режимом рабочего (служебного) времени, установленным правилами внутреннего трудового (служебного) распорядка заявителя, а при необходимости отступлений от него согласовывают такие отступления с руководителем экспертной группы и с заявителем.
(Аракелян К.Э., Аракелян Г.К.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 1)Лица, участвующие в выездном аудите, работают в соответствии с режимом рабочего (служебного) времени, установленным правилами внутреннего трудового (служебного) распорядка заявителя, а при необходимости отступлений от него согласовывают такие отступления с руководителем экспертной группы и с заявителем.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)С.Е. Чаннов и М.В. Пресняков предложили ограничить свободу усмотрения руководителя при назначении дисциплинарного взыскания за проступки, имеющие публичный характер, сохранив ее для случаев нарушений правил служебного распорядка <1>. Это интересное предложение, однако оно несколько размывает границы между административной и дисциплинарной ответственностью.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)С.Е. Чаннов и М.В. Пресняков предложили ограничить свободу усмотрения руководителя при назначении дисциплинарного взыскания за проступки, имеющие публичный характер, сохранив ее для случаев нарушений правил служебного распорядка <1>. Это интересное предложение, однако оно несколько размывает границы между административной и дисциплинарной ответственностью.
Статья: Ответственность за повреждение или уничтожение чужого имущества
(Назарова И.С., Безуглова Е.С., Клянчина М.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 1)1. Нарушением служебной дисциплины признается виновное действие либо бездействие, выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей или непосредственного руководителя при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
(Назарова И.С., Безуглова Е.С., Клянчина М.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 1)1. Нарушением служебной дисциплины признается виновное действие либо бездействие, выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей или непосредственного руководителя при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.