Правила проведения ЕГЭ
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила проведения ЕГЭ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2024 N 88А-5321/2024 (УИД 07RS0001-02-2023-003402-09)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О признании незаконными акта об удалении участника экзамена, протокола, возложении обязанности допустить к сдаче экзамена в текущем году в дополнительные сроки.
Обстоятельства: Участник был удален с экзамена при отсутствии на это законных оснований.
Решение: Удовлетворено.С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, исходя из правил распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, указав, что применительно к административным делам об оспаривании решений ГЭК субъекта Российской Федерации об удалении обучающихся с экзаменов и (или) аннулировании результатов ЕГЭ в связи с допущенными нарушениями правил прохождения ГИА, выразившимися в наличии у экзаменуемых предметов, нахождение которых при них во время проведения ГИА не допускается, требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предполагают, что доказательствами, представленными административным ответчиком, должно подтверждаться наличие у экзаменуемого запрещенных предметов, указанных в пункте 65 Порядка. Однако достаточных оснований полагать о том, что Ч. было допущено нарушение установленного порядка, оснований не имеется, достоверных доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О признании незаконными акта об удалении участника экзамена, протокола, возложении обязанности допустить к сдаче экзамена в текущем году в дополнительные сроки.
Обстоятельства: Участник был удален с экзамена при отсутствии на это законных оснований.
Решение: Удовлетворено.С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, исходя из правил распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, указав, что применительно к административным делам об оспаривании решений ГЭК субъекта Российской Федерации об удалении обучающихся с экзаменов и (или) аннулировании результатов ЕГЭ в связи с допущенными нарушениями правил прохождения ГИА, выразившимися в наличии у экзаменуемых предметов, нахождение которых при них во время проведения ГИА не допускается, требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предполагают, что доказательствами, представленными административным ответчиком, должно подтверждаться наличие у экзаменуемого запрещенных предметов, указанных в пункте 65 Порядка. Однако достаточных оснований полагать о том, что Ч. было допущено нарушение установленного порядка, оснований не имеется, достоверных доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 05.04.2023 N 33-1855/2023 (УИД 39RS0001-01-2022-006511-04)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истец указал на несоблюдение работодателем обязательного согласования графика работы педагогического работника на период летних каникул с первичной профсоюзной организацией.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Кроме того, вопреки доводам жалобы истца, дистанционный режим работы на период летних каникул правилами внутреннего трудового распорядка и индивидуальными условиями трудового договора должностной инструкции не предусмотрен, поэтому ссылки истца на размещение в АИС "Электронный журнал" файлов в дни проведения ЕГЭ, не свидетельствуют об исполнении им трудовых обязанностей в утвержденное графиком время работы.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истец указал на несоблюдение работодателем обязательного согласования графика работы педагогического работника на период летних каникул с первичной профсоюзной организацией.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Кроме того, вопреки доводам жалобы истца, дистанционный режим работы на период летних каникул правилами внутреннего трудового распорядка и индивидуальными условиями трудового договора должностной инструкции не предусмотрен, поэтому ссылки истца на размещение в АИС "Электронный журнал" файлов в дни проведения ЕГЭ, не свидетельствуют об исполнении им трудовых обязанностей в утвержденное графиком время работы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ для учащихся 11-х классов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, в частности, в форме единого государственного экзамена. По общему правилу ЕГЭ включает обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также предметы по выбору. Расписание и продолжительность экзаменов едины на территории РФ и за ее пределами.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, в частности, в форме единого государственного экзамена. По общему правилу ЕГЭ включает обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также предметы по выбору. Расписание и продолжительность экзаменов едины на территории РФ и за ее пределами.
Ситуация: Какие уровни образования существуют в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Высшее образование по программам бакалавриата можно получить в вузах, перешедших на болонскую (двухуровневую) систему образования. К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Как правило, прием на обучение проводится на основании результатов ГИА в форме ЕГЭ. Студент, получивший диплом бакалавра, вправе работать по профессии или продолжить обучение по программам магистратуры (п. 2 ч. 7 ст. 60, ч. 2, 3 ст. 69, ч. 1 ст. 70 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Высшее образование по программам бакалавриата можно получить в вузах, перешедших на болонскую (двухуровневую) систему образования. К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Как правило, прием на обучение проводится на основании результатов ГИА в форме ЕГЭ. Студент, получивший диплом бакалавра, вправе работать по профессии или продолжить обучение по программам магистратуры (п. 2 ч. 7 ст. 60, ч. 2, 3 ст. 69, ч. 1 ст. 70 Закона N 273-ФЗ).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2085
(ред. от 31.05.2024)
"О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования"
(вместе с "Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования")11. Поставка специализированных программных средств в исполнительные органы субъектов Российской Федерации, загранучреждения и учредителям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящих Правил, для внесения сведений в федеральную и региональные информационные системы в части информационного обеспечения проведения единого государственного экзамена осуществляется централизованно Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
(ред. от 31.05.2024)
"О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования"
(вместе с "Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования")11. Поставка специализированных программных средств в исполнительные органы субъектов Российской Федерации, загранучреждения и учредителям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящих Правил, для внесения сведений в федеральную и региональные информационные системы в части информационного обеспечения проведения единого государственного экзамена осуществляется централизованно Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Приказ Минпросвещения России N 233, Рособрнадзора N 552 от 04.04.2023
(ред. от 12.04.2024)
"Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2023 N 73314)15) организуют информирование участников ЕГЭ о сроках, местах и порядке подачи заявлений об участии в ЕГЭ, о местах и сроках проведения ЕГЭ, о порядке проведения экзаменов, в том числе об основаниях для удаления из ППЭ, о процедуре досрочного завершения экзамена по объективным причинам, правилах оформления экзаменационной работы, о ведении в ППЭ и аудиториях видеозаписи, о порядке подачи и рассмотрения апелляций о нарушении Порядка и о несогласии с выставленными баллами, о времени и месте ознакомления с результатами ЕГЭ, а также о результатах ЕГЭ, полученных участниками ЕГЭ;
(ред. от 12.04.2024)
"Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2023 N 73314)15) организуют информирование участников ЕГЭ о сроках, местах и порядке подачи заявлений об участии в ЕГЭ, о местах и сроках проведения ЕГЭ, о порядке проведения экзаменов, в том числе об основаниях для удаления из ППЭ, о процедуре досрочного завершения экзамена по объективным причинам, правилах оформления экзаменационной работы, о ведении в ППЭ и аудиториях видеозаписи, о порядке подачи и рассмотрения апелляций о нарушении Порядка и о несогласии с выставленными баллами, о времени и месте ознакомления с результатами ЕГЭ, а также о результатах ЕГЭ, полученных участниками ЕГЭ;
Статья: Платные образовательные услуги в вузах в 2025/26 учебном году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 6)- по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) и (или) внутренних вступительных испытаний;
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 6)- по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) и (или) внутренних вступительных испытаний;
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Делая в комментируемой норме оговорку "если иное не установлено порядком проведения ГИА по соответствующим образовательным программам", законодатель, видимо, имел в виду лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, допускаемых образовательной организацией к ГИА в порядке экстерната, а также выпускников прошлых лет, сдающих ЕГЭ повторно, - для этих лиц вышеуказанными Порядками проведения ГИА предусмотрены правила допуска, отличающиеся от общего порядка.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Делая в комментируемой норме оговорку "если иное не установлено порядком проведения ГИА по соответствующим образовательным программам", законодатель, видимо, имел в виду лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, допускаемых образовательной организацией к ГИА в порядке экстерната, а также выпускников прошлых лет, сдающих ЕГЭ повторно, - для этих лиц вышеуказанными Порядками проведения ГИА предусмотрены правила допуска, отличающиеся от общего порядка.
Ситуация: Как поступить в вуз?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу прием на обучение по программам бакалавриата (программам специалитета) проводится по результатам ЕГЭ и (или) по результатам внутренних вступительных испытаний, проводимых вузом в установленных случаях (например, при проведении дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по специальностям и (или) направлениям подготовки, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, или дополнительных вступительных испытаний профильной направленности). Прием на обучение по программам магистратуры проводится по результатам внутренних вступительных испытаний (ч. 6 ст. 69, ч. 1, 7, 8, 9 ст. 70 Закона N 273-ФЗ; п. п. 22, 32, 42 Порядка N 821; Перечень, утв. Приказом Минобрнауки России от 27.11.2024 N 820; Перечень, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.01.2014 N 21).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу прием на обучение по программам бакалавриата (программам специалитета) проводится по результатам ЕГЭ и (или) по результатам внутренних вступительных испытаний, проводимых вузом в установленных случаях (например, при проведении дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по специальностям и (или) направлениям подготовки, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, или дополнительных вступительных испытаний профильной направленности). Прием на обучение по программам магистратуры проводится по результатам внутренних вступительных испытаний (ч. 6 ст. 69, ч. 1, 7, 8, 9 ст. 70 Закона N 273-ФЗ; п. п. 22, 32, 42 Порядка N 821; Перечень, утв. Приказом Минобрнауки России от 27.11.2024 N 820; Перечень, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.01.2014 N 21).
Вопрос: Что понимается под неполным средним образованием?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Условием получения среднего общего образования является успешное прохождение итоговой аттестации, завершающей освоение основных образовательных программ среднего общего образования и являющейся обязательной. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Порядке, утв. Приказом Минпросвещения России N 233, Рособрнадзора N 552 от 04.04.2023 (ч. 3 и 13 ст. 59 Закона "Об образовании в Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Условием получения среднего общего образования является успешное прохождение итоговой аттестации, завершающей освоение основных образовательных программ среднего общего образования и являющейся обязательной. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Порядке, утв. Приказом Минпросвещения России N 233, Рособрнадзора N 552 от 04.04.2023 (ч. 3 и 13 ст. 59 Закона "Об образовании в Российской Федерации").