Правила присоединения к тепловым сетям
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила присоединения к тепловым сетям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Можно ли погасить однородные обязательства по нескольким договорам поставки энерго- или теплоснабжения, товаров через присоединенную сеть
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Можно ли погасить однородные обязательства по нескольким договорам поставки энерго- или теплоснабжения, товаров через присоединенную сеть
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статья: Подключение к тепловым сетям
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с абз. 2 п. 20 Правил присоединения к тепловым сетям в случае если на момент получения запроса о выдаче технических условий подключения техническая возможность подключения отсутствует, теплоснабжающая организация, теплосетевая организация в течение 10 рабочих дней направляют заявителю письмо с указанием возможных вариантов создания технической возможности подключения, указанных в п. 24 Правил присоединения к тепловым сетям, а именно:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с абз. 2 п. 20 Правил присоединения к тепловым сетям в случае если на момент получения запроса о выдаче технических условий подключения техническая возможность подключения отсутствует, теплоснабжающая организация, теплосетевая организация в течение 10 рабочих дней направляют заявителю письмо с указанием возможных вариантов создания технической возможности подключения, указанных в п. 24 Правил присоединения к тепловым сетям, а именно:
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Вопрос: Обязан ли собственник доли в нежилом подвальном помещении многоквартирного дома заключать персональный договор теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, если в данном помещении проходят только общие распределительные трубопроводы с теплоносителем, от которых в подъезды уходят стояки отопления к батареям?
(Консультация эксперта, 2023)Правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2023)Правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 ГК РФ).
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования обеспечения строящихся объектов инженерными сетями в рамках комплексного развития территории
(Белоплотов А.О.)
("Закон", 2025, N 3)<11> Автор обосновывает свою позицию следующим образом: "Тепловые сети могут включать несколько уровней. Высший уровень составляют соединенные с источниками тепла магистральные сети, которые распределяют теплоноситель по сетям низшего уровня (распределительным сетям) до объектов потребителей. Поэтому под сетевой мощностью подразумевается обеспечение теплоснабжающей организацией готовности оборудования к передаче энергии одновременно на магистральных и распределительных сетях. На момент заключения договора технологического присоединения в целях определения наличия технической возможности подключения должна существовать генерирующая мощность и сетевая мощность магистральных тепловых сетей, обладающих достаточной пропускной способностью для присоединения нового потребителя. Распорядительные сети, как правило, отсутствуют и их предстоит создать в рамках мероприятий по подключению" (Хамидуллин М.Т. Указ. соч.).
(Белоплотов А.О.)
("Закон", 2025, N 3)<11> Автор обосновывает свою позицию следующим образом: "Тепловые сети могут включать несколько уровней. Высший уровень составляют соединенные с источниками тепла магистральные сети, которые распределяют теплоноситель по сетям низшего уровня (распределительным сетям) до объектов потребителей. Поэтому под сетевой мощностью подразумевается обеспечение теплоснабжающей организацией готовности оборудования к передаче энергии одновременно на магистральных и распределительных сетях. На момент заключения договора технологического присоединения в целях определения наличия технической возможности подключения должна существовать генерирующая мощность и сетевая мощность магистральных тепловых сетей, обладающих достаточной пропускной способностью для присоединения нового потребителя. Распорядительные сети, как правило, отсутствуют и их предстоит создать в рамках мероприятий по подключению" (Хамидуллин М.Т. Указ. соч.).
Вопрос: Субъект естественных монополий привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. Возможно ли снижение размера штрафа в связи с техническими препятствиями для осуществления деятельности, которые вызваны санкциями в отношении РФ?
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Статья: Предмет договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности
(Хамидуллин М.Т.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)При характеристике рассматриваемого договора законодатель, наряду с понятием "резервная мощность", использует и слово "резервирование". Так, в п. 2 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115 <19>, в определениях понятий резерва мощности источников теплоты и резерва мощности тепловых сетей (т.е. мощности как определенного оборудования) указывается, что в них включаются также тепловые нагрузки потребителей, подключенных к системе теплоснабжения, зарезервированные по договорам оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.
(Хамидуллин М.Т.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)При характеристике рассматриваемого договора законодатель, наряду с понятием "резервная мощность", использует и слово "резервирование". Так, в п. 2 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115 <19>, в определениях понятий резерва мощности источников теплоты и резерва мощности тепловых сетей (т.е. мощности как определенного оборудования) указывается, что в них включаются также тепловые нагрузки потребителей, подключенных к системе теплоснабжения, зарезервированные по договорам оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.
Статья: Актуальные подходы ФАС России к привлечению субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах или аэропортах, к административной ответственности за нарушение правил недискриминационного доступа
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП "нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.".
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП "нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.".
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Обязательные требования в сфере теплоснабжения содержат Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Постановления Правительства РФ от 5 июля 2018 г. N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 8 июля 2023 г. N 1130 "Об утверждении правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации...", от 26 января 2023 г. N 110 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения", от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", от 28 мая 2021 г. N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985", от 15 декабря 2017 г. N 1562 "Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)" и др.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Обязательные требования в сфере теплоснабжения содержат Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Постановления Правительства РФ от 5 июля 2018 г. N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 8 июля 2023 г. N 1130 "Об утверждении правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации...", от 26 января 2023 г. N 110 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения", от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", от 28 мая 2021 г. N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985", от 15 декабря 2017 г. N 1562 "Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)" и др.