Правила постановки на миграционный учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила постановки на миграционный учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания" Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Невыполнение данной обязанности иностранным гражданином, судья районного суда обоснованно расценил как нарушение требований ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и верно квалифицировал бездействие О. по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ как нарушение в городе федерального значения Москве режима пребывания (проживания), выразившееся в нарушении правил миграционного учета, а именно неисполнение обязанности по постановке на миграционный учет по месту пребывания в РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о порядке приема на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу поставить на миграционный учет (то есть на учет по месту пребывания) вашего работника - иностранца, который прибыл в РФ в безвизовом порядке, нужно, если вы являетесь для иностранца принимающей стороной. То есть если он осуществляет у вас трудовую деятельность и фактически проживает по адресу вашей организации либо в ее помещении (в том числе временном), не имеющем адресных данных (строении, сооружении). В таком случае вы ставите его на учет по месту пребывания по адресу вашей организации. Если ваш работник - гражданин государства - члена ЕАЭС, то его также нужно ставить на миграционный учет в указанных случаях, исключений нет.
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу поставить на миграционный учет (то есть на учет по месту пребывания) вашего работника - иностранца, который прибыл в РФ в безвизовом порядке, нужно, если вы являетесь для иностранца принимающей стороной. То есть если он осуществляет у вас трудовую деятельность и фактически проживает по адресу вашей организации либо в ее помещении (в том числе временном), не имеющем адресных данных (строении, сооружении). В таком случае вы ставите его на учет по месту пребывания по адресу вашей организации. Если ваш работник - гражданин государства - члена ЕАЭС, то его также нужно ставить на миграционный учет в указанных случаях, исключений нет.
Ситуация: Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Временно пребывающие в РФ лица по общему правилу подлежат постановке на миграционный учет в установленном порядке. О прибытии таких лиц в место пребывания необходимо уведомить территориальный орган МВД России. Уведомление о прибытии должно быть представлено принимающей стороной или в определенных случаях непосредственно иностранным гражданином или лицом без гражданства (ч. 2 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Временно пребывающие в РФ лица по общему правилу подлежат постановке на миграционный учет в установленном порядке. О прибытии таких лиц в место пребывания необходимо уведомить территориальный орган МВД России. Уведомление о прибытии должно быть представлено принимающей стороной или в определенных случаях непосредственно иностранным гражданином или лицом без гражданства (ч. 2 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"Во всех иных случаях иностранные граждане и лица без гражданства должны, если в данном Федеральном законе прямо не указаны иные правила миграционного учета, вставать на учет по месту пребывания в месте их фактического проживания.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"Во всех иных случаях иностранные граждане и лица без гражданства должны, если в данном Федеральном законе прямо не указаны иные правила миграционного учета, вставать на учет по месту пребывания в месте их фактического проживания.
Статья: Актуальные вопросы обеспечения мер безопасности в миграционной сфере
(Комиссаров Е.В., Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2022, N 1)- отсутствием действенного механизма квотирования иностранной рабочей силы и недостатки системы прогнозирования реальных потребностей в трудовых мигрантах. Сложившаяся практика формирования заявок работодателей была ориентирована лишь на крупные предприятия с отсутствием выраженной сезонности производства. Представители мелкого и среднего бизнеса прибегают в основном к использованию нелегальных иностранных работников. На этом фоне в миграционное законодательство внесены изменения, упрощающие порядок постановки на миграционный учет, а также правила осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывающими в Россию без получения виз. Однако привлечение иностранцев к труду на основе патентов осложняется необходимостью получения для их оформления значительного количества документов и высокой для иностранцев из ближнего зарубежья стоимости процедур получения этих документов;
(Комиссаров Е.В., Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2022, N 1)- отсутствием действенного механизма квотирования иностранной рабочей силы и недостатки системы прогнозирования реальных потребностей в трудовых мигрантах. Сложившаяся практика формирования заявок работодателей была ориентирована лишь на крупные предприятия с отсутствием выраженной сезонности производства. Представители мелкого и среднего бизнеса прибегают в основном к использованию нелегальных иностранных работников. На этом фоне в миграционное законодательство внесены изменения, упрощающие порядок постановки на миграционный учет, а также правила осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывающими в Россию без получения виз. Однако привлечение иностранцев к труду на основе патентов осложняется необходимостью получения для их оформления значительного количества документов и высокой для иностранцев из ближнего зарубежья стоимости процедур получения этих документов;
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу граждан Узбекистана
(КонсультантПлюс, 2025)Независимо от статуса гражданина Узбекистана по общему правилу вам нужно поставить его на миграционный учет по месту пребывания (если вы - принимающая сторона и должны исполнять эту обязанность в соответствии с законодательством). Кроме того, необходимо уведомить о приеме территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого он трудится. Если иностранец с патентом работает в двух субъектах, подайте уведомление в указанный орган в каждом из них.
(КонсультантПлюс, 2025)Независимо от статуса гражданина Узбекистана по общему правилу вам нужно поставить его на миграционный учет по месту пребывания (если вы - принимающая сторона и должны исполнять эту обязанность в соответствии с законодательством). Кроме того, необходимо уведомить о приеме территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого он трудится. Если иностранец с патентом работает в двух субъектах, подайте уведомление в указанный орган в каждом из них.
Статья: Вопросы миграционной стратегии Российской Федерации на ближнесрочную перспективу (2023 - 2025 гг.)
(Сейфетдинова Е.И., Гулый А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 2)История миграционных процессов в Российской Федерации насчитывает без малого тридцать лет, за этот промежуток времени сделано немало, образовано специализированное подразделение правоохранительного органа, на который возложена миссия реализации государственной политики в сфере миграции. Пограничные и миграционные службы осуществляют регулирование миграционных потоков. Оптимизированы правила и условия постановки трудовых мигрантов на миграционный учет. Сформировалась нормативно-правовая основа для регулирования миграционных правоотношений. Все это хорошо, но этого явно недостаточно для эффективного регулирования миграционными потоками на современном и последующем этапах <1>. Оценка миграционной политики для российского государства носит двоякий характер: с одной стороны, мигранты необходимы, для того чтобы компенсировать убыль населения и восполнить трудовые ресурсы, с другой стороны, мигранты представляют опасность всплеска национализма, роста преступности, что неминуемо приводит к социальному недовольству в обществе. Какая оценка превалирует в интересах России, однозначного ответа нет <2>.
(Сейфетдинова Е.И., Гулый А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 2)История миграционных процессов в Российской Федерации насчитывает без малого тридцать лет, за этот промежуток времени сделано немало, образовано специализированное подразделение правоохранительного органа, на который возложена миссия реализации государственной политики в сфере миграции. Пограничные и миграционные службы осуществляют регулирование миграционных потоков. Оптимизированы правила и условия постановки трудовых мигрантов на миграционный учет. Сформировалась нормативно-правовая основа для регулирования миграционных правоотношений. Все это хорошо, но этого явно недостаточно для эффективного регулирования миграционными потоками на современном и последующем этапах <1>. Оценка миграционной политики для российского государства носит двоякий характер: с одной стороны, мигранты необходимы, для того чтобы компенсировать убыль населения и восполнить трудовые ресурсы, с другой стороны, мигранты представляют опасность всплеска национализма, роста преступности, что неминуемо приводит к социальному недовольству в обществе. Какая оценка превалирует в интересах России, однозначного ответа нет <2>.
Готовое решение: Что нужно знать о миграционном учете иностранных граждан по месту пребывания
(КонсультантПлюс, 2025)Постановка на учет по месту пребывания высококвалифицированных иностранных специалистов осуществляется по общим правилам, предусмотренным для постановки на миграционный учет иных иностранных граждан.
(КонсультантПлюс, 2025)Постановка на учет по месту пребывания высококвалифицированных иностранных специалистов осуществляется по общим правилам, предусмотренным для постановки на миграционный учет иных иностранных граждан.