Правила плавания по северному мОрскому пути
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила плавания по северному мОрскому пути (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Российская доктрина международного права об Арктике: столетний лед одиночества
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)В XX веке претензия на морские районы трансформировалась в историческое право. Она являлась вполне разумной с учетом интереса СССР в безопасности, других государств - в содействии судоходству и международного сообщества - в защите окружающей среды. Эта претензия выдержала испытание временем: ее опротестовали только США; все остальные государства разрешили судам под их флагом подчиняться правилам плавания по Северному морскому пути <114>. Генезис субъективного права в данном случае напоминает ситуацию, имевшую место в деле о рыболовстве <115>, и также может быть обоснован давностью и эстоппелем.
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)В XX веке претензия на морские районы трансформировалась в историческое право. Она являлась вполне разумной с учетом интереса СССР в безопасности, других государств - в содействии судоходству и международного сообщества - в защите окружающей среды. Эта претензия выдержала испытание временем: ее опротестовали только США; все остальные государства разрешили судам под их флагом подчиняться правилам плавания по Северному морскому пути <114>. Генезис субъективного права в данном случае напоминает ситуацию, имевшую место в деле о рыболовстве <115>, и также может быть обоснован давностью и эстоппелем.
Статья: Правовая охрана морской среды при транспортировке нефти и нефтепродуктов: международно-правовые аспекты
(Свецкий А.В.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 4)До вступления в силу Полярного кодекса международными документами в сфере судоходства в целом, а также транспортировки углеводородов конкретно в высоких широтах являлись правовые акты, разработанные Международной морской организации (ИМО), а именно МАРПОЛ и СОЛАС. Новый документ в данной сфере должен был отразить все детали, связанные с транспортировкой категории опасных грузов в полярных водах. Международный кодекс для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярный кодекс) (Резолюция N MSC.385(94) Международной морской организации "Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)", вступил в силу, в том числе для России, 1 января 2017 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.12.2017) - международный документ, который регулирует не саму перевозку, а конкретные особенности географии перевозок углеводородного сырья в высоких широтах. Полярный кодекс (ПК) содержит новую классификацию судов, допускаемых в полярные воды в зависимости от условий, в которых возможна их эксплуатация. Во введении Полярного кодекса перечислены возможные риски, приводящие к повышенной вероятности возникновения аварии с утечкой СПГ или разливом нефти и нефтепродуктов. Риски эти могут быть связаны в первую очередь со льдами, которые влияют на конструкцию судна, его механизмы, устойчивость судна, а также возможность выполнения других поставленных задач. К другим возможным источникам опасности возникновения аварии отнесено следующее: обледенение верхних конструкций, длительные периоды темного или светлого времени суток, а также критически низкие температуры. Также к ним относится малый опыт работы экипажа судна в полярных условиях, удаленность и недостаток полных гидрографических данных, недостаток оборудования. В п. 3 данного документа отмечается повышенная чувствительность окружающей среды к вредным веществам, а также различие уровней риска, которые варьируются в зависимости от таких факторов, как: географическое положение, время года и др. Несмотря на создание специальных судов для перевозки наливных грузов в полярных водах, а также принятие последних актуальных международно-правовых документов, вопрос обеспечения экологической безопасности арктических вод до сих пор в должной степени не решен. На настоящий момент все еще нет документов, в которых бы в полной мере были урегулированы все проблемные вопросы, возникающие в процессе перевозки углеводородного сырья через полярные воды. Хотя с принятием Полярного кодекса был сделан большой шаг в вопросах обеспечения безопасности окружающей среды Арктики, но по сей день остаются нерешенные вопросы. Так, до сих пор имеется несоответствие между классификацией судов ледовых классов в Полярном кодексе и классификацией российских судов в Правилах плавания в акватории Северным морским путем. Требования Полярного кодекса оказывают влияние на различные стадии жизненного цикла судна: проектирование, постройку и эксплуатацию. Каждое судно, эксплуатируемое в полярных водах, должно иметь свидетельство судна полярного плавания и прилагаемый к нему перечень оборудования и снабжения, а также наставление по эксплуатации в полярных водах. Закрепленные в Полярном кодексе правила на момент вступления его в силу были изложены более подробно, а также содержали более жесткие требования к судам по сравнению с аналогичными нормами, содержащимися в законодательстве РФ. Отметим, что требования, предъявляемые к судам Полярным кодексом, различны для судов, построенных до и после вступления его в силу.
(Свецкий А.В.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 4)До вступления в силу Полярного кодекса международными документами в сфере судоходства в целом, а также транспортировки углеводородов конкретно в высоких широтах являлись правовые акты, разработанные Международной морской организации (ИМО), а именно МАРПОЛ и СОЛАС. Новый документ в данной сфере должен был отразить все детали, связанные с транспортировкой категории опасных грузов в полярных водах. Международный кодекс для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярный кодекс) (Резолюция N MSC.385(94) Международной морской организации "Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)", вступил в силу, в том числе для России, 1 января 2017 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.12.2017) - международный документ, который регулирует не саму перевозку, а конкретные особенности географии перевозок углеводородного сырья в высоких широтах. Полярный кодекс (ПК) содержит новую классификацию судов, допускаемых в полярные воды в зависимости от условий, в которых возможна их эксплуатация. Во введении Полярного кодекса перечислены возможные риски, приводящие к повышенной вероятности возникновения аварии с утечкой СПГ или разливом нефти и нефтепродуктов. Риски эти могут быть связаны в первую очередь со льдами, которые влияют на конструкцию судна, его механизмы, устойчивость судна, а также возможность выполнения других поставленных задач. К другим возможным источникам опасности возникновения аварии отнесено следующее: обледенение верхних конструкций, длительные периоды темного или светлого времени суток, а также критически низкие температуры. Также к ним относится малый опыт работы экипажа судна в полярных условиях, удаленность и недостаток полных гидрографических данных, недостаток оборудования. В п. 3 данного документа отмечается повышенная чувствительность окружающей среды к вредным веществам, а также различие уровней риска, которые варьируются в зависимости от таких факторов, как: географическое положение, время года и др. Несмотря на создание специальных судов для перевозки наливных грузов в полярных водах, а также принятие последних актуальных международно-правовых документов, вопрос обеспечения экологической безопасности арктических вод до сих пор в должной степени не решен. На настоящий момент все еще нет документов, в которых бы в полной мере были урегулированы все проблемные вопросы, возникающие в процессе перевозки углеводородного сырья через полярные воды. Хотя с принятием Полярного кодекса был сделан большой шаг в вопросах обеспечения безопасности окружающей среды Арктики, но по сей день остаются нерешенные вопросы. Так, до сих пор имеется несоответствие между классификацией судов ледовых классов в Полярном кодексе и классификацией российских судов в Правилах плавания в акватории Северным морским путем. Требования Полярного кодекса оказывают влияние на различные стадии жизненного цикла судна: проектирование, постройку и эксплуатацию. Каждое судно, эксплуатируемое в полярных водах, должно иметь свидетельство судна полярного плавания и прилагаемый к нему перечень оборудования и снабжения, а также наставление по эксплуатации в полярных водах. Закрепленные в Полярном кодексе правила на момент вступления его в силу были изложены более подробно, а также содержали более жесткие требования к судам по сравнению с аналогичными нормами, содержащимися в законодательстве РФ. Отметим, что требования, предъявляемые к судам Полярным кодексом, различны для судов, построенных до и после вступления его в силу.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), частью 1 статьи 7.11, статьями 8.16 - 8.20, 8.33, 8.35, частью 2 статьи 8.37, статьями 8.38, 11.7 (в части, касающейся нарушения правил плавания в акватории Северного морского пути), 18.1 - 18.7, 18.14, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса.
(ред. от 04.11.2025)1. Пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), частью 1 статьи 7.11, статьями 8.16 - 8.20, 8.33, 8.35, частью 2 статьи 8.37, статьями 8.38, 11.7 (в части, касающейся нарушения правил плавания в акватории Северного морского пути), 18.1 - 18.7, 18.14, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса.
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)2. Правила плавания в акватории Северного морского пути утверждаются Правительством Российской Федерации, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат:
(ред. от 24.06.2025)2. Правила плавания в акватории Северного морского пути утверждаются Правительством Российской Федерации, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат: