Правила передачи детей под опеку
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила передачи детей под опеку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как иностранному гражданину усыновить ребенка-сироту из РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На основании представленных вами документов, данных межведомственного взаимодействия и акта обследования орган опеки и попечительства выдаст заключение о возможности (невозможности) быть усыновителем (п. п. 9 - 10 Правил передачи детей на усыновление N 275).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На основании представленных вами документов, данных межведомственного взаимодействия и акта обследования орган опеки и попечительства выдаст заключение о возможности (невозможности) быть усыновителем (п. п. 9 - 10 Правил передачи детей на усыновление N 275).
Статья: Разлучение родителей и детей в аспекте статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Впрочем, правил не бывает без исключения. Так, законом допускается юридическое оформление разлучения вследствие инициирования родителями передачи своего ребенка под опеку (попечительство) иным лицам на то время, пока они по уважительным причинам не смогут исполнять родительские обязанности (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <7>, далее - Федеральный закон N 48-ФЗ). Действующим законодательством допускается временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем не только в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг, но и в целях обеспечения его временного проживания на период, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка (п. 2 ст. 155.1 СК РФ). Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения" имеющих законных представителей несовершеннолетних, если дети проживают "в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев" (подп. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <8>). По заявлению несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, орган опеки может назначить ему попечителем конкретное, определенное самим ребенком лицо (ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Впрочем, правил не бывает без исключения. Так, законом допускается юридическое оформление разлучения вследствие инициирования родителями передачи своего ребенка под опеку (попечительство) иным лицам на то время, пока они по уважительным причинам не смогут исполнять родительские обязанности (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <7>, далее - Федеральный закон N 48-ФЗ). Действующим законодательством допускается временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем не только в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг, но и в целях обеспечения его временного проживания на период, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка (п. 2 ст. 155.1 СК РФ). Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения" имеющих законных представителей несовершеннолетних, если дети проживают "в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев" (подп. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <8>). По заявлению несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, орган опеки может назначить ему попечителем конкретное, определенное самим ребенком лицо (ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8
(ред. от 17.12.2013)
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"12. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, на его усыновление, которое в силу статьи 57 и пункта 1 статьи 132 СК РФ является обязательным условием усыновления, выявляется органом опеки и попечительства и отражается в отдельном документе либо в заключении органа опеки и попечительства об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка (пункт 15 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 275). Наличие согласия усыновляемого ребенка на усыновление должно быть проверено судом, а также может быть установлено и самим судом в случае привлечения ребенка к участию в деле (статья 273 ГПК РФ).
(ред. от 17.12.2013)
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"12. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, на его усыновление, которое в силу статьи 57 и пункта 1 статьи 132 СК РФ является обязательным условием усыновления, выявляется органом опеки и попечительства и отражается в отдельном документе либо в заключении органа опеки и попечительства об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка (пункт 15 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 275). Наличие согласия усыновляемого ребенка на усыновление должно быть проверено судом, а также может быть установлено и самим судом в случае привлечения ребенка к участию в деле (статья 273 ГПК РФ).
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)К числу нормативных актов, регулирующих усыновление, относятся: Конституция РФ; СК РФ; ГПК РФ; уже упоминавшиеся выше Федеральные законы "Об актах гражданского состояния", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"; Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием", от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением", от 14 февраля 2013 г. N 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью"; Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423; Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275; Порядок формирования, ведения и использования государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101; Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995 г. N 369/641 "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью"; Порядок предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 июня 2010 г. N 480н; Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 3 июля 1995 г. N 195 "Об утверждении медицинской карты на ребенка, направляемого во Всероссийские детские центры "Океан", "Орленок", и медицинского заключения на ребенка, оформляющегося на усыновление (удочерение)"; Порядок медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 июня 2014 г. N 290н; Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утв. Приказом Министерства науки и образования РФ от 20 августа 2012 г. N 623; Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 июня 2012 г. N 493; инструктивное письмо Министерства образования РФ от 12 января 2000 г. N 1 "Об организации работы по устройству детей на воспитание в семьи"; письма Министерства образования и науки РФ от 6 июля 2018 г. N 07-4075 "По вопросу передачи несовершеннолетних в семьи иностранных граждан на воспитание", от 24 августа 2012 г. N ИР-713/07 "О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"; Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. N ИР-713/07); Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей".
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)К числу нормативных актов, регулирующих усыновление, относятся: Конституция РФ; СК РФ; ГПК РФ; уже упоминавшиеся выше Федеральные законы "Об актах гражданского состояния", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"; Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием", от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением", от 14 февраля 2013 г. N 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью"; Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423; Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275; Порядок формирования, ведения и использования государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101; Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995 г. N 369/641 "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью"; Порядок предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 июня 2010 г. N 480н; Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 3 июля 1995 г. N 195 "Об утверждении медицинской карты на ребенка, направляемого во Всероссийские детские центры "Океан", "Орленок", и медицинского заключения на ребенка, оформляющегося на усыновление (удочерение)"; Порядок медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 июня 2014 г. N 290н; Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утв. Приказом Министерства науки и образования РФ от 20 августа 2012 г. N 623; Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 июня 2012 г. N 493; инструктивное письмо Министерства образования РФ от 12 января 2000 г. N 1 "Об организации работы по устройству детей на воспитание в семьи"; письма Министерства образования и науки РФ от 6 июля 2018 г. N 07-4075 "По вопросу передачи несовершеннолетних в семьи иностранных граждан на воспитание", от 24 августа 2012 г. N ИР-713/07 "О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"; Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. N ИР-713/07); Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей".
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу все отношения между родителями (другими родственниками) и детьми прекращаются с момента вступления в законную силу судебного решения об усыновлении, за исключением тех случаев, когда родители утратили свои права по отношению к детям ранее (в связи с лишением их родительских прав или в связи с передачей ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу все отношения между родителями (другими родственниками) и детьми прекращаются с момента вступления в законную силу судебного решения об усыновлении, за исключением тех случаев, когда родители утратили свои права по отношению к детям ранее (в связи с лишением их родительских прав или в связи с передачей ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 6 комментируемой статьи также в качестве общего правила устанавливает, что одно и то же лицо может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Изъятия из данного правила предусмотрены в ч. 10 данной статьи, указывающей на возможность назначения одного и того же лица опекуном или попечителем нескольких подопечных.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 6 комментируемой статьи также в качестве общего правила устанавливает, что одно и то же лицо может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Изъятия из данного правила предусмотрены в ч. 10 данной статьи, указывающей на возможность назначения одного и того же лица опекуном или попечителем нескольких подопечных.
Статья: О сроках хранения документов в нормативных правовых актах
(Куткин А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)В актах Правительства РФ также устанавливаются сроки хранения отдельных видов документов. В качестве примера сравним статью 621 Перечня 2019 г. и Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423. Перечнем 2019 г. предписано хранить личные дела несовершеннолетних 75 лет, что соответствует вышеуказанному Постановлению, но не учитываются его требования полностью: во-первых, после истечения срока хранения личные дела подлежат экспертизе ценности, а во-вторых, они передаются на хранение в архив органа опеки по достижении подопечным 18 лет <8>. Отметим, что личные дела до достижения подопечным совершеннолетия в соответствии со статьей 21.1 ФЗ "Об архивном деле" считаются неоконченными <9>. Таким образом, срок хранения в Перечне 2019 г. согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации должен выглядеть следующим образом (см. табл. 2).
(Куткин А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)В актах Правительства РФ также устанавливаются сроки хранения отдельных видов документов. В качестве примера сравним статью 621 Перечня 2019 г. и Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423. Перечнем 2019 г. предписано хранить личные дела несовершеннолетних 75 лет, что соответствует вышеуказанному Постановлению, но не учитываются его требования полностью: во-первых, после истечения срока хранения личные дела подлежат экспертизе ценности, а во-вторых, они передаются на хранение в архив органа опеки по достижении подопечным 18 лет <8>. Отметим, что личные дела до достижения подопечным совершеннолетия в соответствии со статьей 21.1 ФЗ "Об архивном деле" считаются неоконченными <9>. Таким образом, срок хранения в Перечне 2019 г. согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации должен выглядеть следующим образом (см. табл. 2).
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)С принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и последовавшими изменениями СК РФ остался один способ установления опеки: назначение опекуна административным актом органа опеки и попечительства. Статья 151 СК РФ, закреплявшая, что приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, утратила силу. Приемной семьей в соответствии со ст. 152 СК РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье. Акт о назначении опекуна предшествует заключению договора о приемной семье. Таким образом, правоотношения по опеке в отношении ребенка устанавливаются актом о назначении опекуна, с момента же заключения договора, на который в настоящее время распространены правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг (ст. 152 СК РФ), опекун главным образом получает право на вознаграждение за исполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка, что закреплено в Постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 <39>.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)С принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и последовавшими изменениями СК РФ остался один способ установления опеки: назначение опекуна административным актом органа опеки и попечительства. Статья 151 СК РФ, закреплявшая, что приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, утратила силу. Приемной семьей в соответствии со ст. 152 СК РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье. Акт о назначении опекуна предшествует заключению договора о приемной семье. Таким образом, правоотношения по опеке в отношении ребенка устанавливаются актом о назначении опекуна, с момента же заключения договора, на который в настоящее время распространены правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг (ст. 152 СК РФ), опекун главным образом получает право на вознаграждение за исполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка, что закреплено в Постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 <39>.
Статья: Попечение над детьми: нестандартные ситуации
(Сочнева О.И., Тарусина Н.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)В рамках другого дела вывод о соответствии интересам детей воспитания в разных семьях суд обосновал тем, что нахождение малолетних П. и В. в семье третьих лиц, а их сестры А. - в семье истца (тети детей) само по себе не может рассматриваться как их разлучение, так как П. и В. вместе с сестрой А., родившейся в январе 2023 г., никогда вместе не жили, не воспитывались. Более того, учитывая, что сестры П. и В. были изъяты у матери в мае-июне 2022 г., то даже в состоянии беременности мать наблюдать не могли, поэтому никакой привязанности П. и В. к А. испытывать не могут. Более того, судом было также установлено, что у несовершеннолетних П. и В., помимо А., есть еще старший брат, воспитываемый в семье биологического отца, а также сестра, которая проживала с П. и В., однако на момент изъятия их у матери органами опеки и попечительства в тяжелом состоянии попала в больницу из-за несоблюдения матерью медицинских рекомендаций, связанных с наличием у девочки ВИЧ-инфекции. После получения соответствующего лечения сестра П. и В. по состоянию здоровья нуждалась в уходе, который мог быть обеспечен только в домашних условиях, поэтому ее интересам отвечала передача ее в кратчайшие сроки под опеку в семью, готовую взять на воспитание ребенка с таким заболеванием. Одновременно с ней передать под опеку в эту же семью П. и В. оказалось невозможным, поскольку это привело бы к превышению максимально допустимого количества приемных детей в семье, установленного Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье <13>.
(Сочнева О.И., Тарусина Н.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)В рамках другого дела вывод о соответствии интересам детей воспитания в разных семьях суд обосновал тем, что нахождение малолетних П. и В. в семье третьих лиц, а их сестры А. - в семье истца (тети детей) само по себе не может рассматриваться как их разлучение, так как П. и В. вместе с сестрой А., родившейся в январе 2023 г., никогда вместе не жили, не воспитывались. Более того, учитывая, что сестры П. и В. были изъяты у матери в мае-июне 2022 г., то даже в состоянии беременности мать наблюдать не могли, поэтому никакой привязанности П. и В. к А. испытывать не могут. Более того, судом было также установлено, что у несовершеннолетних П. и В., помимо А., есть еще старший брат, воспитываемый в семье биологического отца, а также сестра, которая проживала с П. и В., однако на момент изъятия их у матери органами опеки и попечительства в тяжелом состоянии попала в больницу из-за несоблюдения матерью медицинских рекомендаций, связанных с наличием у девочки ВИЧ-инфекции. После получения соответствующего лечения сестра П. и В. по состоянию здоровья нуждалась в уходе, который мог быть обеспечен только в домашних условиях, поэтому ее интересам отвечала передача ее в кратчайшие сроки под опеку в семью, готовую взять на воспитание ребенка с таким заболеванием. Одновременно с ней передать под опеку в эту же семью П. и В. оказалось невозможным, поскольку это привело бы к превышению максимально допустимого количества приемных детей в семье, установленного Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье <13>.
Статья: Несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)В отличие от приемной семьи, которая оформляется актом органа опеки о назначении лица опекуном (попечителем) и договора о возмездном осуществлении опеки или попечительства (договора о приемной семье) (ст. 14, 16 ФЗ об опеке <17>), ДДСТ создается решением учредителя, которое принимается в связи с заявлением супругов и положительным заключением органа опеки <18>. Срок пребывания ребенка в ДДСТ определяется договором между воспитателями и органом опеки. Важно, что для передачи в ДДСТ конкретного ребенка необходимо получить согласие администрации организации, в которой он находится, а также согласие воспитателей ДДСТ "в целях обеспечения психологической совместимости" (п. 8 Правил). Имеются отличия от приемной семьи и в количестве детей, принятых на воспитание, причем в ДДСТ они не должны находиться в родстве с воспитателями. Как видно, по своей юридической конструкции ДДСТ - это особая форма среди несемейного типа устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняющая близость к приемной семье.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)В отличие от приемной семьи, которая оформляется актом органа опеки о назначении лица опекуном (попечителем) и договора о возмездном осуществлении опеки или попечительства (договора о приемной семье) (ст. 14, 16 ФЗ об опеке <17>), ДДСТ создается решением учредителя, которое принимается в связи с заявлением супругов и положительным заключением органа опеки <18>. Срок пребывания ребенка в ДДСТ определяется договором между воспитателями и органом опеки. Важно, что для передачи в ДДСТ конкретного ребенка необходимо получить согласие администрации организации, в которой он находится, а также согласие воспитателей ДДСТ "в целях обеспечения психологической совместимости" (п. 8 Правил). Имеются отличия от приемной семьи и в количестве детей, принятых на воспитание, причем в ДДСТ они не должны находиться в родстве с воспитателями. Как видно, по своей юридической конструкции ДДСТ - это особая форма среди несемейного типа устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняющая близость к приемной семье.
Ситуация: Какие льготы и меры социальной поддержки предусмотрены для опекунов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Опекунам полагаются, в частности, следующие выплаты (ч. 1, 3 ст. 9, ст. 12.1, ч. 1, 4 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.6, ч. 1 ст. 13, ч. 1, 2 ст. 14 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ; ч. 1 - 3 ст. 1 Закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ; пп. "а" п. 1, п. п. 3(1), 4 Указа Президента РФ от 26.02.2013 N 175; п. п. 1, 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 N 588):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Опекунам полагаются, в частности, следующие выплаты (ч. 1, 3 ст. 9, ст. 12.1, ч. 1, 4 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.6, ч. 1 ст. 13, ч. 1, 2 ст. 14 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ; ч. 1 - 3 ст. 1 Закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ; пп. "а" п. 1, п. п. 3(1), 4 Указа Президента РФ от 26.02.2013 N 175; п. п. 1, 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 N 588):
Статья: Спор об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей: история и современность
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. (КЗАГС 1918 г.), Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. (КЗоБСО 1926 г.), Кодекс о браке и семье 1969 г. (КоБС 1969 г.) содержали практически одинаковые правила разрешения спора об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей (о передаче ребенка на воспитание). Если отдельно проживающие родители не могли прийти к соглашению о том, кто будет проживать совместно с ребенком, то возникал спор о детях, который подлежал разрешению в судебном порядке (ст. 158 КЗАГС 1918 г., ст. 40 КЗоБСО 1926 г., ст. 55 КоБС 1969 г.). При разрешении такого спора суд должен был руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка (ст. 153 КЗАГС 1918 г., ст. 33 КЗоБСО 1926 г., ст. 55 КоБС 1969 г.).
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. (КЗАГС 1918 г.), Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. (КЗоБСО 1926 г.), Кодекс о браке и семье 1969 г. (КоБС 1969 г.) содержали практически одинаковые правила разрешения спора об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей (о передаче ребенка на воспитание). Если отдельно проживающие родители не могли прийти к соглашению о том, кто будет проживать совместно с ребенком, то возникал спор о детях, который подлежал разрешению в судебном порядке (ст. 158 КЗАГС 1918 г., ст. 40 КЗоБСО 1926 г., ст. 55 КоБС 1969 г.). При разрешении такого спора суд должен был руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка (ст. 153 КЗАГС 1918 г., ст. 33 КЗоБСО 1926 г., ст. 55 КоБС 1969 г.).
Ситуация: Как получить ипотечный кредит?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)После выбора жилого помещения, как правило, требуется оценить его стоимость. Кроме того, если в жилом помещении проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, необходимо получить согласие органов опеки и попечительства на продажу жилья.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)После выбора жилого помещения, как правило, требуется оценить его стоимость. Кроме того, если в жилом помещении проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, необходимо получить согласие органов опеки и попечительства на продажу жилья.