Правила оБорота оружия
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила оБорота оружия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, связанные с деятельностью без регистрации, разрешительной документации (лицензий и др.) или с нарушением правил (техрегламентов): Организация (Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за предпринимательскую деятельность без госрегистрации или без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением их требований и условий
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо частного охранного предприятия не обеспечило соблюдение правил оборота оружия при осуществлении охранных услуг (служебное огнестрельное оружие передано охранникам, не имевшим разрешения на его хранение и ношение, не ведется книга приема и выдачи оружия и патронов и пр.)
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо частного охранного предприятия не обеспечило соблюдение правил оборота оружия при осуществлении охранных услуг (служебное огнестрельное оружие передано охранникам, не имевшим разрешения на его хранение и ношение, не ведется книга приема и выдачи оружия и патронов и пр.)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Виды охранных и сыскных услуг" Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации""Таким образом, к грубым нарушениями лицензионных требований относится нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия при наличии в частной охранной организации оружия, при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регулирование оборота гражданского оружия в Федеративной Республике Германия
(Саприн И.Г.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Ответственность за нарушение установленных правил
(Саприн И.Г.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Ответственность за нарушение установленных правил
Статья: О противодействии незаконному обороту гражданского оружия
(Фаисханов Р.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Рассматриваются нормы административного законодательства, предусматривающие ответственность за нарушение правил оборота оружия гражданами, повлекшее его утрату, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Отмечается существенное количество ежегодно устанавливаемых фактов утраты зарегистрированного гражданского оружия. Впоследствии утраченное гражданское оружие, попавшее в незаконный оборот, используется при совершении в том числе особо тяжких преступлений, о чем свидетельствуют правоприменительная практика и факты обнаружения и изъятия с мест преступлений гражданского оружия, а также огнестрельного оружия, переделанного из гражданского, зачастую с уничтоженными идентификационными номерами <*>. При этом преступления, совершенные с использованием оружия, характеризуются наиболее тяжкими последствиями и высокой степенью общественной опасности. На основе проведенного исследования статистических данных, анализа нормативных правовых актов и научных трудов в сфере контроля за оборотом оружия, а также судебной практики по административным делам федеральных судов общей юрисдикции автор приходит к выводу о необходимости предусмотреть административную ответственность за небрежное хранение, ношение, перевозку, транспортирование или использование гражданского оружия, повлекшее его утрату.
(Фаисханов Р.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Рассматриваются нормы административного законодательства, предусматривающие ответственность за нарушение правил оборота оружия гражданами, повлекшее его утрату, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Отмечается существенное количество ежегодно устанавливаемых фактов утраты зарегистрированного гражданского оружия. Впоследствии утраченное гражданское оружие, попавшее в незаконный оборот, используется при совершении в том числе особо тяжких преступлений, о чем свидетельствуют правоприменительная практика и факты обнаружения и изъятия с мест преступлений гражданского оружия, а также огнестрельного оружия, переделанного из гражданского, зачастую с уничтоженными идентификационными номерами <*>. При этом преступления, совершенные с использованием оружия, характеризуются наиболее тяжкими последствиями и высокой степенью общественной опасности. На основе проведенного исследования статистических данных, анализа нормативных правовых актов и научных трудов в сфере контроля за оборотом оружия, а также судебной практики по административным делам федеральных судов общей юрисдикции автор приходит к выводу о необходимости предусмотреть административную ответственность за небрежное хранение, ношение, перевозку, транспортирование или использование гражданского оружия, повлекшее его утрату.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами, по соблюдению правил оборота оружия в уголовно-исполнительной системе в порядке, установленном Правительством РФ;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами, по соблюдению правил оборота оружия в уголовно-исполнительной системе в порядке, установленном Правительством РФ;
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Виды деятельности <1>, в отношении которой существуют заданные параметры функционирования (ее идеальная правовая модель) и за которыми осуществляется государственный контроль (надзор), многообразны. Это предпринимательская и иная не запрещенная законом экономическая деятельность <2>, деятельность, связанная с оказанием услуг, а также деятельность граждан и организаций по исполнению возложенных на них обязанностей и использованию имеющихся у них прав в различных секторах общественной жизни, как то: обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей; обязанности по соблюдению требований законодательства о труде; обязанности по обеспечению прав и законных интересов потребителей; обязанности по соблюдению правил оборота оружия; и т.д. <3>.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Виды деятельности <1>, в отношении которой существуют заданные параметры функционирования (ее идеальная правовая модель) и за которыми осуществляется государственный контроль (надзор), многообразны. Это предпринимательская и иная не запрещенная законом экономическая деятельность <2>, деятельность, связанная с оказанием услуг, а также деятельность граждан и организаций по исполнению возложенных на них обязанностей и использованию имеющихся у них прав в различных секторах общественной жизни, как то: обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей; обязанности по соблюдению требований законодательства о труде; обязанности по обеспечению прав и законных интересов потребителей; обязанности по соблюдению правил оборота оружия; и т.д. <3>.
Статья: Проблемы совершенствования уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия
(Максименко А.В., Михайлова И.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Из этой дефиниции вытекает вывод о том, что имеется в виду оружие - боевое ручное стрелковое оружие (согласно ст. 2 и 5 Федерального закона "Об оружии"). Порядок оборота такого оружия определяется Правилами оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации <5> (далее - Правила). Согласно этим Правилам контроль за оборотом оружия в государственных военизированных организациях осуществляется должностными лицами государственных военизированных организаций в пределах их полномочий. Таким образом, ст. 222.2 УК РФ направлена на усиление ответственности за незаконный оборот боевого ручного стрелкового оружия и содержит специальную норму только по признакам предмета, в то время как деяния, образующие объективную сторону, идентичны.
(Максименко А.В., Михайлова И.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Из этой дефиниции вытекает вывод о том, что имеется в виду оружие - боевое ручное стрелковое оружие (согласно ст. 2 и 5 Федерального закона "Об оружии"). Порядок оборота такого оружия определяется Правилами оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации <5> (далее - Правила). Согласно этим Правилам контроль за оборотом оружия в государственных военизированных организациях осуществляется должностными лицами государственных военизированных организаций в пределах их полномочий. Таким образом, ст. 222.2 УК РФ направлена на усиление ответственности за незаконный оборот боевого ручного стрелкового оружия и содержит специальную норму только по признакам предмета, в то время как деяния, образующие объективную сторону, идентичны.
Статья: Правовое регулирование деятельности стрелкового тира
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выдача Росгвардией или ее территориальными органами лицензий на приобретение спортивного оружия спортивным организациям и образовательным организациям осуществляется на основании заявлений руководителей указанных организаций (п. 21 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, далее - Правила оборота оружия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выдача Росгвардией или ее территориальными органами лицензий на приобретение спортивного оружия спортивным организациям и образовательным организациям осуществляется на основании заявлений руководителей указанных организаций (п. 21 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, далее - Правила оборота оружия).
Готовое решение: В каких случаях применяют товарный чек
(КонсультантПлюс, 2025)При продаже оружия товарные чеки выдаются независимо от того, какая информация отражена в кассовом чеке (пп. "б" п. 8(6) Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации).
(КонсультантПлюс, 2025)При продаже оружия товарные чеки выдаются независимо от того, какая информация отражена в кассовом чеке (пп. "б" п. 8(6) Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации).
Статья: Войска национальной гвардии Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- проверка мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверка объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; проверка у граждан документов, подтверждающих законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования; согласование требований к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; установление порядка проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством РФ, и участие в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проверка мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдача гражданам и должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изъятие в случаях, предусмотренных законодательством РФ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, основных частей к ним и специальных средств; ограничение в установленном законодательством РФ порядке деятельности соответствующих объектов и применение иных мер, предусмотренных федеральным законодательством; участие в соответствии с законодательством РФ в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V классов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- проверка мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверка объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; проверка у граждан документов, подтверждающих законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования; согласование требований к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; установление порядка проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством РФ, и участие в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проверка мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдача гражданам и должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изъятие в случаях, предусмотренных законодательством РФ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, основных частей к ним и специальных средств; ограничение в установленном законодательством РФ порядке деятельности соответствующих объектов и применение иных мер, предусмотренных федеральным законодательством; участие в соответствии с законодательством РФ в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V классов;
Ситуация: Как получить лицензию на приобретение оружия?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицензия выдается заявителю лично в руки, без использования средств почтовой связи. Перед выдачей лицензии сотрудник разъясняет заявителю требования гл. X - XIII Правил оборота оружия (п. п. 59, 61 Административного регламента N 93).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицензия выдается заявителю лично в руки, без использования средств почтовой связи. Перед выдачей лицензии сотрудник разъясняет заявителю требования гл. X - XIII Правил оборота оружия (п. п. 59, 61 Административного регламента N 93).
Статья: Арест за тонировку: законное наказание или произвол?
(Корецкий Д.А., Алтухов С.А.)
("Законность", 2021, N 2)Конечно, вроде бы хорошо, что пока арест за неповиновение применяется за пределами гл. 20 КоАП только к лицам, не выполнившим предписаний о растонировании автомобиля, но ничего хорошего тут нет, ибо эта недавно возникшая практика противоправна и уже неоднократно подвергалась справедливой критике. При этом обосновывалась даже незаконность самого факта выдачи требований о растонировании транспортного средства: "Выдача должностным лицом Госавтоинспекции водителю письменного требования об устранении обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к административной ответственности, не предусмотрена нормативными правовыми актами, регламентирующими правоотношения с участием водителей транспортных средств. Законодатель не предоставил такую возможность и сотрудникам полиции в отношении граждан, не являющихся водителями, кроме прямо обозначенных в Законе "О полиции" случаев. Указанные требования в ч. 1 ст. 13 данного Закона фигурируют как предписания: об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог, выдаваемые должностным лицам и индивидуальным предпринимателям (п. 21); об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств, выдаваемые гражданам и должностным лицам (п. 22); об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности (п. 24) и некоторых других.
(Корецкий Д.А., Алтухов С.А.)
("Законность", 2021, N 2)Конечно, вроде бы хорошо, что пока арест за неповиновение применяется за пределами гл. 20 КоАП только к лицам, не выполнившим предписаний о растонировании автомобиля, но ничего хорошего тут нет, ибо эта недавно возникшая практика противоправна и уже неоднократно подвергалась справедливой критике. При этом обосновывалась даже незаконность самого факта выдачи требований о растонировании транспортного средства: "Выдача должностным лицом Госавтоинспекции водителю письменного требования об устранении обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к административной ответственности, не предусмотрена нормативными правовыми актами, регламентирующими правоотношения с участием водителей транспортных средств. Законодатель не предоставил такую возможность и сотрудникам полиции в отношении граждан, не являющихся водителями, кроме прямо обозначенных в Законе "О полиции" случаев. Указанные требования в ч. 1 ст. 13 данного Закона фигурируют как предписания: об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог, выдаваемые должностным лицам и индивидуальным предпринимателям (п. 21); об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств, выдаваемые гражданам и должностным лицам (п. 22); об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности (п. 24) и некоторых других.
Статья: Правовое регулирование деятельности субъектов контроля за оборотом гражданского оружия в Российской Федерации
(Гоман О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Основным субъектом контроля (надзора) является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) <10> - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, обладающий самыми обширными полномочиями по регулированию контроля в рассматриваемой сфере. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия является одной из основных задач, возложенных на Росгвардию. Учитывая данные обстоятельства, федеральный орган наделен объемным перечнем полномочий, закрепленным в ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". Нельзя не признать, что это обусловлено широким спектром государственных интересов в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Так, по официальной статистике на территории России зарегистрировано 3,9 млн владельцев оружия, во владении которых находится 6,6 млн единиц гражданского оружия <11>. Предметом контрольно-надзорной деятельности Росгвардии является соблюдение гражданами, юридическими лицами, имеющими во владении (пользовании) оружие, обязательных требований, установленных ФЗ об оружии, Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации <12> и иными нормативными правовыми актами в сфере оборота оружия. Порядок, сроки, права и обязанности участников контрольно-надзорных процедур закреплены в Административном регламенте по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области оборота оружия <13>.
(Гоман О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Основным субъектом контроля (надзора) является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) <10> - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, обладающий самыми обширными полномочиями по регулированию контроля в рассматриваемой сфере. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия является одной из основных задач, возложенных на Росгвардию. Учитывая данные обстоятельства, федеральный орган наделен объемным перечнем полномочий, закрепленным в ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". Нельзя не признать, что это обусловлено широким спектром государственных интересов в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Так, по официальной статистике на территории России зарегистрировано 3,9 млн владельцев оружия, во владении которых находится 6,6 млн единиц гражданского оружия <11>. Предметом контрольно-надзорной деятельности Росгвардии является соблюдение гражданами, юридическими лицами, имеющими во владении (пользовании) оружие, обязательных требований, установленных ФЗ об оружии, Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации <12> и иными нормативными правовыми актами в сфере оборота оружия. Порядок, сроки, права и обязанности участников контрольно-надзорных процедур закреплены в Административном регламенте по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области оборота оружия <13>.
Статья: Наследование коллекции оружия как составной части культурного наследия народов России
(Иванова Ж.Б.)
("Наследственное право", 2022, N 1)Стоит отметить, что согласно п. 32 и 38 Правил оборота оружия в целях коллекционирования разрешается приобретать: оружие, не запрещенное к обороту на территории Российской Федерации (далее также - РФ); огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций; патроны к указанному в этом пункте оружию. Граждане РФ могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии" и данными Правилами.
(Иванова Ж.Б.)
("Наследственное право", 2022, N 1)Стоит отметить, что согласно п. 32 и 38 Правил оборота оружия в целях коллекционирования разрешается приобретать: оружие, не запрещенное к обороту на территории Российской Федерации (далее также - РФ); огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций; патроны к указанному в этом пункте оружию. Граждане РФ могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии" и данными Правилами.