Правила недискриминационного доступа
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила недискриминационного доступа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эффективность антимонопольного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)"Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)"Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2
Статья: Актуальные подходы ФАС России к привлечению субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах или аэропортах, к административной ответственности за нарушение правил недискриминационного доступа
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)"Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)"Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. В целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. Указанные правила должны содержать:
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. В целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. Указанные правила должны содержать:
Статья: Совершенствование законодательства о государственном регулировании цен (тарифов): сравнительно-правовой анализ законодательств государств - членов Евразийского экономического союза
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)3. Борисова М.Д. Актуальные подходы ФАС России к привлечению субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах или аэропортах, к административной ответственности за нарушение правил недискриминационного доступа // Российское конкурентное право и экономика. 2023. N 3. С. 50 - 57. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2023-3-35-50-57 [Borisova M.D. Actual approaches of the Federal Antimonopoly Service of Russia to bring subjects of natural monopolies providing services in ports or airports to administrative liability for violation of the rules of non-discriminatory access // Russian Competition Law and Economy. 2023; (3): 50-57 (In Russ.). https://doi.org/10.47361/2542-0259-2023-3-35-50-57].
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)3. Борисова М.Д. Актуальные подходы ФАС России к привлечению субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах или аэропортах, к административной ответственности за нарушение правил недискриминационного доступа // Российское конкурентное право и экономика. 2023. N 3. С. 50 - 57. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2023-3-35-50-57 [Borisova M.D. Actual approaches of the Federal Antimonopoly Service of Russia to bring subjects of natural monopolies providing services in ports or airports to administrative liability for violation of the rules of non-discriminatory access // Russian Competition Law and Economy. 2023; (3): 50-57 (In Russ.). https://doi.org/10.47361/2542-0259-2023-3-35-50-57].
Статья: Расходы на содержание сетей теплоснабжения органами местного самоуправления: нерешенные вопросы
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)В качестве одного из аргументов обязательности компенсации приводится ссылка на Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. N 19-П по делу о проверке конституционности п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества "Верхневолгоэлектромонтаж-НН".
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)В качестве одного из аргументов обязательности компенсации приводится ссылка на Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. N 19-П по делу о проверке конституционности п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества "Верхневолгоэлектромонтаж-НН".
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения дел о взыскании платы за неучтенное потребление энергоресурсов
(Старченкова В.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)Величина максимальной мощности энергопринимающих устройств указывается в акте о технологическом присоединении (пункт 13(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861; далее - Правила N 861), а также, как правило, в договоре энергоснабжения (купли-продажи) электрической энергии.
(Старченкова В.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)Величина максимальной мощности энергопринимающих устройств указывается в акте о технологическом присоединении (пункт 13(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861; далее - Правила N 861), а также, как правило, в договоре энергоснабжения (купли-продажи) электрической энергии.
Статья: К вопросу о содержании и проявлении принципа недискриминации как отраслевого принципа конкурентного права
(Шмелева Д.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Проявлением принципа недискриминации в эффекте превенции нарушений прав и законных интересов добросовестных участников товарных рынков как на будущее от злоупотреблений хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в состоянии естественной монополии, а также после совершения хозяйствующим субъектом с рыночной долей более 70% акта злоупотребления доминирующим положением, независимо от того, на каком товарном рынке он, обладая указанной долей, осуществляет свою деятельность, является институт правил недискриминационного доступа, принимаемых постановлением Правительства Российской Федерации. Функционально такие правила, конечно же, учитывают отраслевые особенности товарных рынков, на которых такие правила создают дополнительные условия осуществления предпринимательской деятельности <14>. Представляется, что именно правила недискриминационного доступа наряду с общими исключениями для антиконкурентных соглашений (ч. 2 ст. 13 Закона о защите конкуренции) иллюстрируют учет отраслевых товарных рынков, но не как принцип конкурентного права, а существенную функциональную особенность конкурентного права как отрасли <15>.
(Шмелева Д.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Проявлением принципа недискриминации в эффекте превенции нарушений прав и законных интересов добросовестных участников товарных рынков как на будущее от злоупотреблений хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в состоянии естественной монополии, а также после совершения хозяйствующим субъектом с рыночной долей более 70% акта злоупотребления доминирующим положением, независимо от того, на каком товарном рынке он, обладая указанной долей, осуществляет свою деятельность, является институт правил недискриминационного доступа, принимаемых постановлением Правительства Российской Федерации. Функционально такие правила, конечно же, учитывают отраслевые особенности товарных рынков, на которых такие правила создают дополнительные условия осуществления предпринимательской деятельности <14>. Представляется, что именно правила недискриминационного доступа наряду с общими исключениями для антиконкурентных соглашений (ч. 2 ст. 13 Закона о защите конкуренции) иллюстрируют учет отраслевых товарных рынков, но не как принцип конкурентного права, а существенную функциональную особенность конкурентного права как отрасли <15>.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 30"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)2. Основания для отказа от заключения договора об осуществлении технологического присоединения в Правилах технологического присоединения в специальном перечне прямо не закреплены, в отличие, например, от оснований для отказа от заключения договора на передачу, включенных в перечень, предусмотренный п. 24 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила оказания услуг по передаче электрической энергии).
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)2. Основания для отказа от заключения договора об осуществлении технологического присоединения в Правилах технологического присоединения в специальном перечне прямо не закреплены, в отличие, например, от оснований для отказа от заключения договора на передачу, включенных в перечень, предусмотренный п. 24 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила оказания услуг по передаче электрической энергии).
Статья: Юридическая сила акта об исполнении обязательств по договору
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, необходимость составления акта может быть установлена подзаконным актом. Так, п. 63 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115, установлено, что осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами подтверждающего выполнение сторонами обязательств по договору о подключении и содержащего информацию о реализованных мероприятиях, стоимости подключения и о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон акта о подключении. При подключении объектов капитального строительства, входящих в комплексную застройку, акт о подключении оформляется в отношении каждого подключаемого объекта.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, необходимость составления акта может быть установлена подзаконным актом. Так, п. 63 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115, установлено, что осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами подтверждающего выполнение сторонами обязательств по договору о подключении и содержащего информацию о реализованных мероприятиях, стоимости подключения и о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон акта о подключении. При подключении объектов капитального строительства, входящих в комплексную застройку, акт о подключении оформляется в отношении каждого подключаемого объекта.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Правила недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора - Правила недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Правила недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора - Правила недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Вправе ли заказчик в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о технологическом присоединении к сетям инженерно-технического обеспечения
(КонсультантПлюс, 2025)По сути, исходя из текста постановления от 09.07.2012, усматривается, что апелляционным судом спорный договор определен как договор технологического присоединения к электрическим сетям. При рассмотрении спора судом применены Правила технологического присоединения потребителей к распределительным электрическом сетям в городе Москве (далее - Правила N 40), утвержденные Постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 25.09.2006 N 40, то есть специальные нормы, регулирующие такой вид договоров. Данные Правила N 40 были приняты в соответствии с Федеральными законами от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" (далее - Правила N 861), Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными Приказом ФСТ России от 15.02.2005 N 22-э/5.
Вправе ли заказчик в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о технологическом присоединении к сетям инженерно-технического обеспечения
(КонсультантПлюс, 2025)По сути, исходя из текста постановления от 09.07.2012, усматривается, что апелляционным судом спорный договор определен как договор технологического присоединения к электрическим сетям. При рассмотрении спора судом применены Правила технологического присоединения потребителей к распределительным электрическом сетям в городе Москве (далее - Правила N 40), утвержденные Постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 25.09.2006 N 40, то есть специальные нормы, регулирующие такой вид договоров. Данные Правила N 40 были приняты в соответствии с Федеральными законами от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" (далее - Правила N 861), Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными Приказом ФСТ России от 15.02.2005 N 22-э/5.
Статья: Влияние законодательных изменений о системообразующих территориальных сетевых организациях на моносетевые организации
(Кравцов А.М., Кораев К.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Проанализировав Правила недискриминационного доступа <24> в новой редакции можно сделать вывод, что моносетевые организации продолжат оказывать услуги по передаче электрической энергии монопотребителям после введения института СТСО, но при условии: такие моносетевые организации должны были оказывать услуги монопотребителям в 2024 году.
(Кравцов А.М., Кораев К.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Проанализировав Правила недискриминационного доступа <24> в новой редакции можно сделать вывод, что моносетевые организации продолжат оказывать услуги по передаче электрической энергии монопотребителям после введения института СТСО, но при условии: такие моносетевые организации должны были оказывать услуги монопотребителям в 2024 году.
Статья: Соседские границы права собственности
(Рыбалов А.О.)
("Закон", 2025, N 4)<6> По всей видимости, у нас этот институт постепенно зарождается. Речь о праве доступа к коммунальной сети (ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 48 Правил подключения газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547, и т.д.; Определение СКЭС ВС РФ от 17.04.2024 N 306-ЭС23-26117).
(Рыбалов А.О.)
("Закон", 2025, N 4)<6> По всей видимости, у нас этот институт постепенно зарождается. Речь о праве доступа к коммунальной сети (ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 48 Правил подключения газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547, и т.д.; Определение СКЭС ВС РФ от 17.04.2024 N 306-ЭС23-26117).