Права таможенного представителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Права таможенного представителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Камеральная таможенная проверка
(КонсультантПлюс, 2025)...Письмом... таможенный орган сообщил, что действующим законодательством (части 10 - 14 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Закон N 289-ФЗ) направление копии акта таможенному представителю и право таможенного представителя знакомиться с материалами таможенной проверки не предусмотрено, а также указал, что акт камеральной таможенной проверки... направлен проверяемому лицу - ООО... в связи с чем общество может обратиться к нему для получения его копии.
(КонсультантПлюс, 2025)...Письмом... таможенный орган сообщил, что действующим законодательством (части 10 - 14 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Закон N 289-ФЗ) направление копии акта таможенному представителю и право таможенного представителя знакомиться с материалами таможенной проверки не предусмотрено, а также указал, что акт камеральной таможенной проверки... направлен проверяемому лицу - ООО... в связи с чем общество может обратиться к нему для получения его копии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Кто вправе обратиться в ФТС России за предоставлением государственной услуги ведения реестра таможенных представителей?
("Официальный сайт ФТС России", 2023)"Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФТС России", 2023)"Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru", 2023
Статья: Проблемы регулирования процедуры классификации товаров при таможенном оформлении
(Федоров П.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Споры между декларантами и таможенными органами по поводу классификации товаров для таможенных целей являются вполне обыденным явлением. Особый колорит такой категории дел обусловлен международным характером совершаемых сделок, влекущих обязательность таможенного оформления. На фоне многоаспектности судебного разбирательства можно выделить одну значимую особенность, обнаруживаемую на стыке международного и национального права. Сотрудник таможенного органа, будучи представителем национальной культуры, сформированной на протяжении продолжительного срока, на становление которой оказали влияние в том числе традиции и образ жизни этноса, вынужденно сталкивается с иным видением объектов материального мира. Выполняя должностную обязанность, такой сотрудник обязан объективно применять обусловленную международными отношениями систему координат к процедуре таможенной классификации для таможенных целей. Проведенное автором исследование показывает пластичность такой системы координат, что служит почвой для появления крайне интересных судебных актов. Основными методами исследования являются общенаучный и сравнительный. По результатам исследования сформирован вывод о придании таможенным органом приоритета национальному законодательству и документам по стандартизации по сравнению с международными актами, обладающими рекомендательным характером. Базовый вывод автора заключается в том, что предлагаемые Верховным Судом Российской Федерации акты для целей классификации товаров выступают средствами интерпретации и классификации товаров, многие из которых имеют рекомендательный характер.
(Федоров П.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Споры между декларантами и таможенными органами по поводу классификации товаров для таможенных целей являются вполне обыденным явлением. Особый колорит такой категории дел обусловлен международным характером совершаемых сделок, влекущих обязательность таможенного оформления. На фоне многоаспектности судебного разбирательства можно выделить одну значимую особенность, обнаруживаемую на стыке международного и национального права. Сотрудник таможенного органа, будучи представителем национальной культуры, сформированной на протяжении продолжительного срока, на становление которой оказали влияние в том числе традиции и образ жизни этноса, вынужденно сталкивается с иным видением объектов материального мира. Выполняя должностную обязанность, такой сотрудник обязан объективно применять обусловленную международными отношениями систему координат к процедуре таможенной классификации для таможенных целей. Проведенное автором исследование показывает пластичность такой системы координат, что служит почвой для появления крайне интересных судебных актов. Основными методами исследования являются общенаучный и сравнительный. По результатам исследования сформирован вывод о придании таможенным органом приоритета национальному законодательству и документам по стандартизации по сравнению с международными актами, обладающими рекомендательным характером. Базовый вывод автора заключается в том, что предлагаемые Верховным Судом Российской Федерации акты для целей классификации товаров выступают средствами интерпретации и классификации товаров, многие из которых имеют рекомендательный характер.
Нормативные акты
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)Статья 404. Права таможенного представителя
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)Статья 404. Права таможенного представителя
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)О солидарной ответственности таможенного представителя
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)О солидарной ответственности таможенного представителя
Статья: Договор поручения декларанта с таможенным представителем. Риски, связанные с привлечением таможенного представителя к солидарной ответственности
(Агаев В.Ш. оглы)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Статья 346 ФЗ-289 толкует нормы права, связанные с таможенным представителем, более углубленно, где можно заметить явную юридическую последовательность с публичным договором по положению ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), о чем свидетельствует п. 4 ст. 346 ФЗ-289: отказ таможенного представителя от заключения договора с представляемым им лицом при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается. В данном случае также обозначается возможность ограничить сферу услуг таможенного представителя. Но, однако, схожие юридические особенности, связанные с публичным договором, не могут быть реализованы за счет специфики таможенных правоотношений, а именно ст. 83 ТК ЕАЭС говорит о том, что декларант - лицо Союза или иностранное лицо, имеющее представительство на территории Союза, являющееся стороной сделки с товарами или от имени (и (или)) по поручению которого декларируются товары, а также на основании ст. 209 ГК имеет правомочие собственника, выраженное в п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС, - право владения, пользования и распоряжения товарами. Следовательно, и право вступления в правоотношения с таможенным представителем имеет субъект, поименованный в ст. 83 ТК ЕАЭС, что и позволяет таможенному представителю не вступать в договорные отношения с лицами, не имеющими определенной правовой связи с товарами.
(Агаев В.Ш. оглы)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Статья 346 ФЗ-289 толкует нормы права, связанные с таможенным представителем, более углубленно, где можно заметить явную юридическую последовательность с публичным договором по положению ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), о чем свидетельствует п. 4 ст. 346 ФЗ-289: отказ таможенного представителя от заключения договора с представляемым им лицом при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается. В данном случае также обозначается возможность ограничить сферу услуг таможенного представителя. Но, однако, схожие юридические особенности, связанные с публичным договором, не могут быть реализованы за счет специфики таможенных правоотношений, а именно ст. 83 ТК ЕАЭС говорит о том, что декларант - лицо Союза или иностранное лицо, имеющее представительство на территории Союза, являющееся стороной сделки с товарами или от имени (и (или)) по поручению которого декларируются товары, а также на основании ст. 209 ГК имеет правомочие собственника, выраженное в п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС, - право владения, пользования и распоряжения товарами. Следовательно, и право вступления в правоотношения с таможенным представителем имеет субъект, поименованный в ст. 83 ТК ЕАЭС, что и позволяет таможенному представителю не вступать в договорные отношения с лицами, не имеющими определенной правовой связи с товарами.
Статья: Таможенный представитель как субъект административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)2. Майорова Е.А. Особенности привлечения к административной ответственности таможенного представителя // Экономика. Социология. Право. 2019. N 1 (13). С. 76 - 80.
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)2. Майорова Е.А. Особенности привлечения к административной ответственности таможенного представителя // Экономика. Социология. Право. 2019. N 1 (13). С. 76 - 80.
Готовое решение: Порядок налогообложения НДС у комитента при импорте товаров
(КонсультантПлюс, 2025)договором предусмотрено, что комитент возмещает комиссионеру (таможенному представителю) расходы на уплату НДС. По нашему мнению, право комитента на вычет не зависит от того, возместил он комиссионеру уплаченные им суммы налога или еще нет. Тем не менее, предлагаем обратиться по данному вопросу в вашу инспекцию, так как есть разъяснение Минфина России, где сделан обратный вывод (Письмо от 18.07.2019 N 03-07-08/53417);
(КонсультантПлюс, 2025)договором предусмотрено, что комитент возмещает комиссионеру (таможенному представителю) расходы на уплату НДС. По нашему мнению, право комитента на вычет не зависит от того, возместил он комиссионеру уплаченные им суммы налога или еще нет. Тем не менее, предлагаем обратиться по данному вопросу в вашу инспекцию, так как есть разъяснение Минфина России, где сделан обратный вывод (Письмо от 18.07.2019 N 03-07-08/53417);
Статья: О брокере "бедном замолвите слово": обзор практики применения пункта 4 статьи 405 Таможенного кодекса ЕАЭС
(Матвиенко Г.В.)
("Вопросы экономики и права", 2021, N 8)Важность решения апелляционной инстанции Суда ЕАЭС по рассматриваемому делу бесспорна: оно поставило заслон нечистоплотным посредникам, желающим обогатиться за счет декларанта. Это решение также подтверждает правильность сложившегося в практике алгоритма признания права таможенного представителя, уплатившего таможенные платежи солидарно, на возврат таких сумм: сначала оспаривается решение таможни о классификации товара (или иное решение). Если оно признано незаконным, излишне уплаченные суммы подлежат возврату. Если решение таможни по вопросам таможенного обложения признается законным, вопрос о возврате солидарно уплаченных таможенных платежей может быть решен в деле о признании их в качестве убытков брокера лишь при наличии доказательств неисполнения декларантом договорных обязательств, повлекших указанные расходы представителя (например, заказчик представил исполнителю недостоверную информацию о товаре).
(Матвиенко Г.В.)
("Вопросы экономики и права", 2021, N 8)Важность решения апелляционной инстанции Суда ЕАЭС по рассматриваемому делу бесспорна: оно поставило заслон нечистоплотным посредникам, желающим обогатиться за счет декларанта. Это решение также подтверждает правильность сложившегося в практике алгоритма признания права таможенного представителя, уплатившего таможенные платежи солидарно, на возврат таких сумм: сначала оспаривается решение таможни о классификации товара (или иное решение). Если оно признано незаконным, излишне уплаченные суммы подлежат возврату. Если решение таможни по вопросам таможенного обложения признается законным, вопрос о возврате солидарно уплаченных таможенных платежей может быть решен в деле о признании их в качестве убытков брокера лишь при наличии доказательств неисполнения декларантом договорных обязательств, повлекших указанные расходы представителя (например, заказчик представил исполнителю недостоверную информацию о товаре).
Готовое решение: Как уплачивается НДС при работе по договору комиссии с иностранной организацией - комиссионером
(КонсультантПлюс, 2025)Комитент принимает к вычету НДС, уплаченный самостоятельно, как при ввозе товаров из стран - членов ЕАЭС, так и при ввозе из стран, не являющихся членами ЕАЭС. НДС, уплаченный таможенным представителем, комитент вправе принять к вычету, если по условиям договора с таможенным представителем возмещает ему расходы на уплату НДС. При этом, по нашему мнению, сам факт возмещения не является обязательным для вычета (комитент вправе принять к вычету НДС и до того, как возместит расходы). Рекомендуем уточнить в вашей инспекции, вправе ли комитент заявить вычет до того, как возместит таможенному представителю расходы на уплату НДС.
(КонсультантПлюс, 2025)Комитент принимает к вычету НДС, уплаченный самостоятельно, как при ввозе товаров из стран - членов ЕАЭС, так и при ввозе из стран, не являющихся членами ЕАЭС. НДС, уплаченный таможенным представителем, комитент вправе принять к вычету, если по условиям договора с таможенным представителем возмещает ему расходы на уплату НДС. При этом, по нашему мнению, сам факт возмещения не является обязательным для вычета (комитент вправе принять к вычету НДС и до того, как возместит расходы). Рекомендуем уточнить в вашей инспекции, вправе ли комитент заявить вычет до того, как возместит таможенному представителю расходы на уплату НДС.