Права потребителя при покупке в интернет-Магазине
Подборка наиболее важных документов по запросу Права потребителя при покупке в интернет-Магазине (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Белгородского областного суда от 19.12.2023 N 33-6367/2023 (УИД 31RS0016-01-2023-006404-37)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О расторжении договора; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Покупатель в предусмотренный законом срок реализовал свое право на отказ от товара надлежащего качества, возвратив товар продавцу, однако денежные средства, уплаченные за товар, продавец не вернул.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Отказано; 5) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя; 2) О возмещении расходов на проведение экспертизы - отказано.Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 476 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), ст. ст. 18, 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", исходил из того, что истец, приобретая товар в интернет-магазине посредством оформления заказа на сайте http://www.lamoda.ru, согласилась с условиями оферты, пользовательским соглашением, размещенным на сайте, содержащим порядок действий сторон при отказе от договора купли-продажи, а также оговорки по качеству приобретаемого товара, и пришел к выводу о недоказанности факта продажи истцу товара ненадлежащего качества. При этом суд пришел к выводу об удовлетворении требований Д. о возврате уплаченных за товар денежных средств, поскольку потребителем в предусмотренный законом срок было реализовано право отказаться от товара надлежащего качества, который был возвращен продавцу.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О расторжении договора; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Покупатель в предусмотренный законом срок реализовал свое право на отказ от товара надлежащего качества, возвратив товар продавцу, однако денежные средства, уплаченные за товар, продавец не вернул.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Отказано; 5) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя; 2) О возмещении расходов на проведение экспертизы - отказано.Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 476 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), ст. ст. 18, 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", исходил из того, что истец, приобретая товар в интернет-магазине посредством оформления заказа на сайте http://www.lamoda.ru, согласилась с условиями оферты, пользовательским соглашением, размещенным на сайте, содержащим порядок действий сторон при отказе от договора купли-продажи, а также оговорки по качеству приобретаемого товара, и пришел к выводу о недоказанности факта продажи истцу товара ненадлежащего качества. При этом суд пришел к выводу об удовлетворении требований Д. о возврате уплаченных за товар денежных средств, поскольку потребителем в предусмотренный законом срок было реализовано право отказаться от товара надлежащего качества, который был возвращен продавцу.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2024 по делу N 88-8662/2024 (УИД 31RS0016-01-2023-006404-37)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О расторжении договора купли-продажи; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда, штрафа.
Обстоятельства: Покупатель в предусмотренный законом срок реализовал свое право на отказ от товара надлежащего качества, возвратив товар продавцу, однако денежные средства, уплаченные за товар, продавец не вернул.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Отказано; 5) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 450.1, 469, 476 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд первой инстанции, исходил из того, что истец, приобретая товар в интернет-магазине посредством оформления заказа на сайте http://www.lamoda.ru, согласилась с условиями оферты, пользовательским соглашением, размещенным на сайте, содержащим порядок действий сторон при отказе от договора купли-продажи, а также оговорки по качеству приобретаемого товара, и пришел к выводу о недоказанности факта продажи истцу товара ненадлежащего качества.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О расторжении договора купли-продажи; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда, штрафа.
Обстоятельства: Покупатель в предусмотренный законом срок реализовал свое право на отказ от товара надлежащего качества, возвратив товар продавцу, однако денежные средства, уплаченные за товар, продавец не вернул.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Отказано; 5) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 450.1, 469, 476 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд первой инстанции, исходил из того, что истец, приобретая товар в интернет-магазине посредством оформления заказа на сайте http://www.lamoda.ru, согласилась с условиями оферты, пользовательским соглашением, размещенным на сайте, содержащим порядок действий сторон при отказе от договора купли-продажи, а также оговорки по качеству приобретаемого товара, и пришел к выводу о недоказанности факта продажи истцу товара ненадлежащего качества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование электронной торговли в государствах - участниках СНГ
(Абрамова Е.Н., Лабабуева О.С.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)<19> Абзац 5 Информации Роспотребнадзора "О возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей к покупкам в зарубежных интернет-магазинах". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330203/?ysclid=lc5c0xd6ub816953669 (дата обращения: 20.01.2023).
(Абрамова Е.Н., Лабабуева О.С.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)<19> Абзац 5 Информации Роспотребнадзора "О возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей к покупкам в зарубежных интернет-магазинах". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330203/?ysclid=lc5c0xd6ub816953669 (дата обращения: 20.01.2023).
Статья: Договор с участием потребителя в международном частном праве
(Стригунова Д.П.)
("Гражданское право", 2023, N 1)<11> Информация Роспотребнадзора "О возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей к покупкам в зарубежных интернет-магазинах". Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте: https://rospotrebnadzor.ru (по сост. на 29.07.2019).
(Стригунова Д.П.)
("Гражданское право", 2023, N 1)<11> Информация Роспотребнадзора "О возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей к покупкам в зарубежных интернет-магазинах". Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте: https://rospotrebnadzor.ru (по сост. на 29.07.2019).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Судом установлено, что Р. дистанционным способом в интернет-магазине ответчика приобрел виниловую плитку, после доставки которой оказалось, что она не подходит для дизайна помещения по цвету.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Судом установлено, что Р. дистанционным способом в интернет-магазине ответчика приобрел виниловую плитку, после доставки которой оказалось, что она не подходит для дизайна помещения по цвету.
<Информация> Роспотребнадзора
<О возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей к покупкам в зарубежных Интернет-магазинах>ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
<О возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей к покупкам в зарубежных Интернет-магазинах>ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
Статья: Обеспечение права на достоверную информацию в цифровом пространстве
(Снежко О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Кроме того, в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р, отмечается необходимость повышения цифровой грамотности для того, чтобы граждане могли пользоваться всем спектром интернет-технологий, умели находить в сети Интернет нужную информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине, а также владели навыками защиты от интернет-угроз <29>. Полагаем целесообразным включение программ повышения цифровой грамотности в общеобразовательные программы, поскольку по итогам проведенного исследования только 27% россиян - каждый четвертый - обладают высоким уровнем цифровой грамотности <30>. Сегодня навыки обеспечения цифровой безопасности, в том числе умение оценивать риски при передаче информации, знание мер и способов защиты данных, а также быстрое реагирование на онлайн-мошенничество, помогут каждому лучше ориентироваться в информационно-цифровом пространстве.
(Снежко О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Кроме того, в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р, отмечается необходимость повышения цифровой грамотности для того, чтобы граждане могли пользоваться всем спектром интернет-технологий, умели находить в сети Интернет нужную информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине, а также владели навыками защиты от интернет-угроз <29>. Полагаем целесообразным включение программ повышения цифровой грамотности в общеобразовательные программы, поскольку по итогам проведенного исследования только 27% россиян - каждый четвертый - обладают высоким уровнем цифровой грамотности <30>. Сегодня навыки обеспечения цифровой безопасности, в том числе умение оценивать риски при передаче информации, знание мер и способов защиты данных, а также быстрое реагирование на онлайн-мошенничество, помогут каждому лучше ориентироваться в информационно-цифровом пространстве.
Статья: Некоторые аспекты ведения предпринимательской деятельности несовершеннолетними
(Сердцева Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Электронная торговля, осуществляемая через интернет-ресурсы, например через интернет-магазины, урегулирована в том числе Правилами продажи отдельных видов товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463, Законом РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1. Понятие интернет-магазин как имеющий уникальное доменное имя и позволяющий покупателю заказать и приобрести товар, предварительно ознакомившись с существующей информацией о покупке (товарах, ценах, продавце, месте его нахождения, способах и условиях оплаты, доставке товара и др.), раскрыто в Приказе Росстата от 4 августа 2016 г. N 388. Определение интернет-магазина также содержится в ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст).
(Сердцева Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Электронная торговля, осуществляемая через интернет-ресурсы, например через интернет-магазины, урегулирована в том числе Правилами продажи отдельных видов товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463, Законом РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1. Понятие интернет-магазин как имеющий уникальное доменное имя и позволяющий покупателю заказать и приобрести товар, предварительно ознакомившись с существующей информацией о покупке (товарах, ценах, продавце, месте его нахождения, способах и условиях оплаты, доставке товара и др.), раскрыто в Приказе Росстата от 4 августа 2016 г. N 388. Определение интернет-магазина также содержится в ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст).
Статья: Вывеска над нежилым помещением в МКД: конфликт интересов собственников дома и хозяйствующих субъектов
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)<1> Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // СПС "КонсультантПлюс".
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)<1> Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Как осуществляется комиссионная торговля
(КонсультантПлюс, 2025)Мнение судов однозначно: продавец должен передать покупателю товар по интернет-заказу, который он оформил и оплатил. То, что товара может не быть в наличии у продавца, не отменяет эту обязанность. В противном случае покупатель может потребовать у продавца компенсировать ему моральный вред, а также разницу в цене, если покупатель купил этот же товар в другом интернет-магазине дороже, чем у данного продавца.
(КонсультантПлюс, 2025)Мнение судов однозначно: продавец должен передать покупателю товар по интернет-заказу, который он оформил и оплатил. То, что товара может не быть в наличии у продавца, не отменяет эту обязанность. В противном случае покупатель может потребовать у продавца компенсировать ему моральный вред, а также разницу в цене, если покупатель купил этот же товар в другом интернет-магазине дороже, чем у данного продавца.
Статья: Особенности адвокатской деятельности по защите прав потребителей в сети Интернет: правовые основы и практика реализации
(Черноусова К.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Как правило, мотивами вступления в потребительские отношения в сети Интернет чаще всего выступают личные, семейные и иные нужды, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Рост количества новейших технологий, обеспечивающих доступность Интернета для населения, является доминирующей предпосылкой для увеличения сделок по купле-продаже через эту Сеть. Развитие частноправовых отношений, обусловленных свободой предпринимательской деятельности и гарантированной судебной защитой гражданского права и интереса, является основой для заключения большого количества указанных договоров не только в России, но и во всем мире. Заключение соглашений в сети Интернет осуществляется быстрым и удобным для потребителей способом. Так, большинство пользователей интернет-пространства, создавая страницы, аккаунты в социальных сетях и приобретая различные виртуальные объекты гражданского права (например, онлайн-игры, антивирусные программы, программные обеспечения), заключают лицензионные договоры. Соответственно, подавляющая часть пользователей являются потребителями исходя из терминологии, содержащейся в преамбуле Закона N 2300-1. На основании проведенных автором опросов можно утверждать, что около 70% граждан имеют опыт пользования интернет-магазином. Интернет-магазин имеет существенные преимущества по заключению договоров по сравнению с традиционными магазинами. Те, кто хотя бы однажды успешно воспользовался таким способом приобретения товара, становятся постоянными покупателями этого интернет-магазина.
(Черноусова К.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Как правило, мотивами вступления в потребительские отношения в сети Интернет чаще всего выступают личные, семейные и иные нужды, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Рост количества новейших технологий, обеспечивающих доступность Интернета для населения, является доминирующей предпосылкой для увеличения сделок по купле-продаже через эту Сеть. Развитие частноправовых отношений, обусловленных свободой предпринимательской деятельности и гарантированной судебной защитой гражданского права и интереса, является основой для заключения большого количества указанных договоров не только в России, но и во всем мире. Заключение соглашений в сети Интернет осуществляется быстрым и удобным для потребителей способом. Так, большинство пользователей интернет-пространства, создавая страницы, аккаунты в социальных сетях и приобретая различные виртуальные объекты гражданского права (например, онлайн-игры, антивирусные программы, программные обеспечения), заключают лицензионные договоры. Соответственно, подавляющая часть пользователей являются потребителями исходя из терминологии, содержащейся в преамбуле Закона N 2300-1. На основании проведенных автором опросов можно утверждать, что около 70% граждан имеют опыт пользования интернет-магазином. Интернет-магазин имеет существенные преимущества по заключению договоров по сравнению с традиционными магазинами. Те, кто хотя бы однажды успешно воспользовался таким способом приобретения товара, становятся постоянными покупателями этого интернет-магазина.
Статья: Как усовершенствовать работу с документами в магазине интернет-заказов
(Дуплий Е.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Электронная торговля - это продажа товаров с использованием интернет-ресурсов. Это обмен между продавцом и покупателем с использованием компьютеров и Интернета. Интернет-магазин представляет собой электронную витрину (сайт), где происходит демонстрация продаваемых товаров и есть возможность тут же их заказать с доставкой на дом или в пункт выдачи заказов. Работа интернет-магазинов регулируется рядом законов Российской Федерации <1>.
(Дуплий Е.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Электронная торговля - это продажа товаров с использованием интернет-ресурсов. Это обмен между продавцом и покупателем с использованием компьютеров и Интернета. Интернет-магазин представляет собой электронную витрину (сайт), где происходит демонстрация продаваемых товаров и есть возможность тут же их заказать с доставкой на дом или в пункт выдачи заказов. Работа интернет-магазинов регулируется рядом законов Российской Федерации <1>.
Готовое решение: Какие правила установлены при торговле дистанционным способом через сеть Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, если этот товар имеет индивидуально-определенные свойства и может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, если этот товар имеет индивидуально-определенные свойства и может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Готовое решение: Как осуществляется дистанционная продажа автомобилей потребителям
(КонсультантПлюс, 2025)Дистанционная продажа товара, в том числе автомобиля, означает, что договор купли-продажи заключается способами, исключающими возможность покупателя непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом при заключении договора. В частности, договор может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) (п. 2 ст. 497 ГК РФ, п. 1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Дистанционная продажа товара, в том числе автомобиля, означает, что договор купли-продажи заключается способами, исключающими возможность покупателя непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом при заключении договора. В частности, договор может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) (п. 2 ст. 497 ГК РФ, п. 1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).