Права несовершеннолетнего свидетеля
Подборка наиболее важных документов по запросу Права несовершеннолетнего свидетеля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процессуальные особенности допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего). Комментарий к ст. 191 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Между тем нормы права, составляющие основы ст. 191 УПК РФ, направлены на защиту прав несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) при проведении с их участием следственных действий и одновременно служат гарантией достоверности получаемых доказательств <14>. И их строгое соблюдение очень важно не только для уголовного процесса, но и для защиты законных интересов самих несовершеннолетних.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Между тем нормы права, составляющие основы ст. 191 УПК РФ, направлены на защиту прав несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) при проведении с их участием следственных действий и одновременно служат гарантией достоверности получаемых доказательств <14>. И их строгое соблюдение очень важно не только для уголовного процесса, но и для защиты законных интересов самих несовершеннолетних.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 9 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)защита прав несовершеннолетних потерпевших (свидетелей)
(подготовлен Верховным Судом РФ)защита прав несовершеннолетних потерпевших (свидетелей)
Статья: Дополнительные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних допрашиваемых в уголовном судопроизводстве. Комментарий к статье 2 Федерального закона от 6 марта 2022 года N 38-ФЗ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Почему нами заменены два союза "и (или)" между словами "педагога" и "психолога" на один - "или"? Да потому что в этом предложении, хотя и отсутствует слово "обязанность" ("обязан"), тем не менее в нем закреплено требование к суду обеспечить при описанных здесь обстоятельствах участие в допросе педагога и (или) психолога. Между тем буквально выполнить его невозможно. Можно обеспечить участие педагога или психолога, т.е. в судебном действии будет участвовать либо тот, либо другой. Законодатель мог потребовать обеспечения участия в рассматриваемой разновидности допроса педагога и психолога, но он этого не предписывает. Получается, если в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) не приняли участие и педагог, и психолог, требование второго предложения ч. 1 ст. 280 УПК РФ полностью не выполнено. Но ведь, безусловно, законодатель не хотел привести к ситуации, которая бы позволяла таким образом толковать сформулированную здесь норму права. Допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), имеющего физические и (или) психические недостатки, должен проводиться в присутствии либо педагога, либо психолога.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Почему нами заменены два союза "и (или)" между словами "педагога" и "психолога" на один - "или"? Да потому что в этом предложении, хотя и отсутствует слово "обязанность" ("обязан"), тем не менее в нем закреплено требование к суду обеспечить при описанных здесь обстоятельствах участие в допросе педагога и (или) психолога. Между тем буквально выполнить его невозможно. Можно обеспечить участие педагога или психолога, т.е. в судебном действии будет участвовать либо тот, либо другой. Законодатель мог потребовать обеспечения участия в рассматриваемой разновидности допроса педагога и психолога, но он этого не предписывает. Получается, если в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) не приняли участие и педагог, и психолог, требование второго предложения ч. 1 ст. 280 УПК РФ полностью не выполнено. Но ведь, безусловно, законодатель не хотел привести к ситуации, которая бы позволяла таким образом толковать сформулированную здесь норму права. Допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), имеющего физические и (или) психические недостатки, должен проводиться в присутствии либо педагога, либо психолога.
Статья: Особенности субъектного состава по делам о защите прав несовершеннолетних в гражданском процессе: постановка проблемы
(Авдонина Ю.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)<22> Мороз О.Л. Участие педагога-психолога в гражданском процессе Республики Беларусь как гарантия защиты прав и интересов несовершеннолетних свидетелей // Актуальные проблемы процессуального и правового положения субъектов гражданского, арбитражного и административного судопроизводства: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 13 окт. 2017 г. СПб.: Петрополис, 2018. С. 295 - 301.
(Авдонина Ю.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)<22> Мороз О.Л. Участие педагога-психолога в гражданском процессе Республики Беларусь как гарантия защиты прав и интересов несовершеннолетних свидетелей // Актуальные проблемы процессуального и правового положения субъектов гражданского, арбитражного и административного судопроизводства: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 13 окт. 2017 г. СПб.: Петрополис, 2018. С. 295 - 301.