Права избирателя
Подборка наиболее важных документов по запросу Права избирателя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 239 "Обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" КАС РФ"Таким образом, положения части 16 статьи 239 КАС РФ не предусматривают права избирателя или участника референдума оспаривать решения о результатах выборов, референдума."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19.34 "Нарушение порядка деятельности иностранного агента" КоАП РФ"Таким образом, Н., являясь участником общественной организации - общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей "<данные изъяты>", внесенной 18 августа 2021 года Министерством юстиции Российской Федерации в реестр организаций, осуществляющих функцию иностранного агента, 29 августа 2022 года распространил с пользованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" материалы общественного объединения, действующего без образования юридического лица, общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей <данные изъяты>", без указания на то, что эти материалы произведены, распространены учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение и защита активного избирательного права в процедурах электронного голосования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)4. Доступ к праву на электронное голосование: требования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)4. Доступ к праву на электронное голосование: требования
Ситуация: Кто и в каком порядке может проголосовать на выборах вне помещения для голосования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Организация голосования на выборах вне помещения для голосования (на дому) должна исключать возможность нарушения избирательных прав избирателя, а также возможность искажения его волеизъявления (п. 15 ст. 66 Закона N 67-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Организация голосования на выборах вне помещения для голосования (на дому) должна исключать возможность нарушения избирательных прав избирателя, а также возможность искажения его волеизъявления (п. 15 ст. 66 Закона N 67-ФЗ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С жалобами вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения. Так, избиратели вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах (п. 10 ст. 75 Закона N 67-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С жалобами вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения. Так, избиратели вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах (п. 10 ст. 75 Закона N 67-ФЗ).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Во взаимосвязи с нормами ст. 98 Конституции Российской Федерации, ч. 7 ст. 8 Закона N 59-ФЗ и в связи с тем, что Федеральный закон "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определяет права, обязанности, взаимоотношения с избирателями, а также закрепляет особый статус депутата Государственной Думы <316>, депутаты не являются субъектами Закона N 59-ФЗ, а жалоба на депутата от не избирателя подлежит возврату автору обращения без указания возможности обжалования в судебном порядке (об этом далее в комментарии к ст. 14). Так как депутат не имеет вышестоящих по отношению к себе должностных лиц и органов <317>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Во взаимосвязи с нормами ст. 98 Конституции Российской Федерации, ч. 7 ст. 8 Закона N 59-ФЗ и в связи с тем, что Федеральный закон "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определяет права, обязанности, взаимоотношения с избирателями, а также закрепляет особый статус депутата Государственной Думы <316>, депутаты не являются субъектами Закона N 59-ФЗ, а жалоба на депутата от не избирателя подлежит возврату автору обращения без указания возможности обжалования в судебном порядке (об этом далее в комментарии к ст. 14). Так как депутат не имеет вышестоящих по отношению к себе должностных лиц и органов <317>.
Статья: Криминальный ценз как основание для ограничения пассивного избирательного права
(Ахременко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)В зарубежной доктрине отмечается, что зрелая демократическая система будет способствовать формированию рационального общества, способного различать добро и зло, в том числе при выборе соответствующих кандидатов в законодательные органы <28>. В то же время упоминается, что ограничение избирательных прав для бывших осужденных, установленное в избирательном законодательстве, можно рассматривать как необходимое и обоснованное для сохранения ценностных и моральных качеств, связанных с должностью. При этом указывается на концепцию справедливости и важность поиска баланса между защитой прав бывших заключенных и защитой прав избирателей на выбор честных и качественных лидеров <29>.
(Ахременко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)В зарубежной доктрине отмечается, что зрелая демократическая система будет способствовать формированию рационального общества, способного различать добро и зло, в том числе при выборе соответствующих кандидатов в законодательные органы <28>. В то же время упоминается, что ограничение избирательных прав для бывших осужденных, установленное в избирательном законодательстве, можно рассматривать как необходимое и обоснованное для сохранения ценностных и моральных качеств, связанных с должностью. При этом указывается на концепцию справедливости и важность поиска баланса между защитой прав бывших заключенных и защитой прав избирателей на выбор честных и качественных лидеров <29>.
Статья: Конституционные основы защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Отдельное внимание заслуживает гарантия, которая дает право избирателю повторно получить новый бюллетень, если он считает, что при заполнении предыдущего он допустил ошибку. При этом в целях соблюдения принципа равного избирательного права (в целях исключения возможности повторно использовать бюллетень) на испорченном бюллетене делается соответствующая запись, заверяется подписями и незамедлительно погашается.
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Отдельное внимание заслуживает гарантия, которая дает право избирателю повторно получить новый бюллетень, если он считает, что при заполнении предыдущего он допустил ошибку. При этом в целях соблюдения принципа равного избирательного права (в целях исключения возможности повторно использовать бюллетень) на испорченном бюллетене делается соответствующая запись, заверяется подписями и незамедлительно погашается.
Статья: Институт уполномоченного по правам электората в цифровом формате - новый актор в механизме защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
(Митяева Ю.В., Видова Т.А., Головастова Ю.А., Меркотун С.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Сущностные особенности правового статуса киберомбудсмена в избирательной системе. Сформулируем ряд базовых требований к лицу, исполняющему обязанности Уполномоченного по правам электората в цифровом формате. Считаем, что это должен быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование, обладающий обширным объемом знаний в сфере избирательного права и процесса, что позволит ему грамотно и оперативно анализировать возникающие в ходе выборов ситуации, требующие урегулирования, формировать порядок действий в отношении возможных нарушений прав избирателей, осуществлять представительские функции [3, с. 481].
(Митяева Ю.В., Видова Т.А., Головастова Ю.А., Меркотун С.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Сущностные особенности правового статуса киберомбудсмена в избирательной системе. Сформулируем ряд базовых требований к лицу, исполняющему обязанности Уполномоченного по правам электората в цифровом формате. Считаем, что это должен быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование, обладающий обширным объемом знаний в сфере избирательного права и процесса, что позволит ему грамотно и оперативно анализировать возникающие в ходе выборов ситуации, требующие урегулирования, формировать порядок действий в отношении возможных нарушений прав избирателей, осуществлять представительские функции [3, с. 481].
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принципы избирательного права применяются ко всем видам выборов, которые проводятся в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровне власти. Большинство принципов избирательного права красной нитью проходят через всю "материю" избирательного законодательства, они могут быть применимы к различным институтам избирательного права и стадиям избирательного процесса; так, например, принцип равного избирательного права определяет порядок формирования избирательных округов, выдвижения кандидатов, их правовой статус, правила проведения предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, а также количество голосов и права избирателей при голосовании.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принципы избирательного права применяются ко всем видам выборов, которые проводятся в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровне власти. Большинство принципов избирательного права красной нитью проходят через всю "материю" избирательного законодательства, они могут быть применимы к различным институтам избирательного права и стадиям избирательного процесса; так, например, принцип равного избирательного права определяет порядок формирования избирательных округов, выдвижения кандидатов, их правовой статус, правила проведения предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, а также количество голосов и права избирателей при голосовании.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как, например, отмечено в Кассационном определении СК по административным делам Верховного Суда РФ от 05.10.2023 N 66-ИКАД23-2-А5, отказывая в принятии административного искового заявления, судья, проанализировав его содержание, указал, что заявитель, не имея на то законных оснований, фактически обратился в суд в интересах политических партий, участвующих в избирательном процессе, поскольку нарушение своих прав как избирателя усматривает в том, что территориальные отделения политической партии размещаются в муниципальных зданиях за счет местных бюджетов, что ставит в неравное положение другие партии, которые такой возможности лишены. В принятии административного иска отказано ввиду отсутствия у гражданина права обращения в суд в интересах политических партий, участвующих в избирательном процессе.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как, например, отмечено в Кассационном определении СК по административным делам Верховного Суда РФ от 05.10.2023 N 66-ИКАД23-2-А5, отказывая в принятии административного искового заявления, судья, проанализировав его содержание, указал, что заявитель, не имея на то законных оснований, фактически обратился в суд в интересах политических партий, участвующих в избирательном процессе, поскольку нарушение своих прав как избирателя усматривает в том, что территориальные отделения политической партии размещаются в муниципальных зданиях за счет местных бюджетов, что ставит в неравное положение другие партии, которые такой возможности лишены. В принятии административного иска отказано ввиду отсутствия у гражданина права обращения в суд в интересах политических партий, участвующих в избирательном процессе.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Избирательная комиссия, комиссия референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и действуют в интересах всех граждан как носителей активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме. Как следствие, обращение избирательных комиссий в суд может быть обусловлено либо вопросами их ведения, что связано с невозможностью надлежащей организации работы и деятельности комиссии, например с требованием об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах, либо необходимостью обеспечения соблюдения законодательства о выборах и защитой прав избирателей и участников референдума в целом, например с требованием об отмене регистрации кандидата.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Избирательная комиссия, комиссия референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и действуют в интересах всех граждан как носителей активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме. Как следствие, обращение избирательных комиссий в суд может быть обусловлено либо вопросами их ведения, что связано с невозможностью надлежащей организации работы и деятельности комиссии, например с требованием об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах, либо необходимостью обеспечения соблюдения законодательства о выборах и защитой прав избирателей и участников референдума в целом, например с требованием об отмене регистрации кандидата.