Права и обязанности полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Права и обязанности полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления" ГК РФ"Дав по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценку пояснениям участвующих в деле лиц, протоколу об административном задержании, письменным объяснениям и показаниям допрошенных судом в качестве свидетелей ФИО5, ФИО10, ФИО13, ФИО11, ФИО6, а также заключению служебной проверки по жалобе Е.О.В. на действия сотрудников МО МВД России "Зуевский", суд первой инстанции нашел установленным факт нарушения процедуры личного досмотра Е.О.В., поскольку ее досматривала сотрудник полиции женского пола в присутствии одной понятой женского пола, тогда как в соответствии с п. 9 Наставлений о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденных приказом МВД России от 30 апреля 2012 г. N 389, досмотр должен был осуществляться сотрудником полиции женского пола в присутствии двух понятых женского пола, при личном досмотре не была обеспечена приватность, поскольку личный досмотр осуществлялся в проходном коридоре (имеет выходы из комнаты хранения спецсредств, кабинета, комнаты отдыха). Руководствуясь положениями статьи 23 Конституции Российской Федерации, статей 16, 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 27.1, 31.1, 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", суд пришел к выводу о нарушении личных неимущественных прав Е.О.В., которая испытала неудобство и чувство беспокойства, в связи с чем она имеет право на компенсацию морального вреда, посчитав разумным и справедливым размер компенсации в 10 000 руб.; доводы Е.О.В. о причинении вреда здоровью суд отклонил как не нашедшие подтверждения."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Права полиции" Федерального закона "О полиции""Исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" факт остановки сотрудником полиции транспортного средства под управлением Ч. нельзя признать незаконным, поскольку сотрудники полиции при несении службы имеют право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, при этом на сотрудников полиции возложены обязанности по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений. При наличии признаков опьянения, позволяющих полагать, что водитель Ч. находится в состоянии опьянения, он обоснованно отстранен от управления транспортным средством и поскольку пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения он отказался, следует признать, что на медицинское освидетельствование на состояние опьянения Ч. направлен законно и он обязан был пройти такое освидетельствование."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о полномочиях должностных лиц полиции при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях
(Шевцов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В ходе анализа научных трудов заслуженного деятеля науки России, доктора юридических наук, профессора, генерал-майора милиции, почетного работника МВД СССР Льва Леонидовича Попова, посвященных ключевым проблемам государственного управления в административном праве, заслуженный юрист Российской Федерации Д.К. Нечевин систематизировал набор неотъемлемых качеств современного правового государства. Акцентируя внимание на необходимости четкого предназначения обязанностей, прав полиции, профессор подчеркнул важность "освобождения полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов". По его справедливому мнению, это будет способствовать "стабилизации и повышению уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка в России" <4>.
(Шевцов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В ходе анализа научных трудов заслуженного деятеля науки России, доктора юридических наук, профессора, генерал-майора милиции, почетного работника МВД СССР Льва Леонидовича Попова, посвященных ключевым проблемам государственного управления в административном праве, заслуженный юрист Российской Федерации Д.К. Нечевин систематизировал набор неотъемлемых качеств современного правового государства. Акцентируя внимание на необходимости четкого предназначения обязанностей, прав полиции, профессор подчеркнул важность "освобождения полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов". По его справедливому мнению, это будет способствовать "стабилизации и повышению уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка в России" <4>.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Представляется, что данное взаимодействие должно включать в себя реализацию полицией полномочий, предоставленных ей для выполнения возложенных на нее обязанностей. Перечень прав полиции установлен ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Представляется, что данное взаимодействие должно включать в себя реализацию полицией полномочий, предоставленных ей для выполнения возложенных на нее обязанностей. Перечень прав полиции установлен ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ПОЛИЦИИ
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ПОЛИЦИИ
Приказ МВД России от 30.04.2012 N 389
(ред. от 06.07.2020)
"Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 N 24696)Зарегистрировано в Минюсте России 26 июня 2012 г. N 24696
(ред. от 06.07.2020)
"Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 N 24696)Зарегистрировано в Минюсте России 26 июня 2012 г. N 24696
Статья: К вопросу о невыполнении гражданами законных требований и распоряжений сотрудника полиции
(Строева О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Ключевые слова: полиция, обязанности, права, воспрепятствование, невыполнение, неповиновение, законные требования и распоряжения, ответственность.
(Строева О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Ключевые слова: полиция, обязанности, права, воспрепятствование, невыполнение, неповиновение, законные требования и распоряжения, ответственность.
Статья: Нравственные вершины в творчестве ученого Льва Леонидовича Попова
(Нечевин Д.К.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Исходя из главных принципов правового государства важным является: закрепление партнерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества; четкое предназначение обязанностей, прав полиции и правового статуса сотрудника полиции; обеспечение правовых гарантий укрепления законности в деятельности полиции, повышение результативности ее работы; усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции; освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов. Исходя из исторического опыта России, изучив который, можно выразить высокую общественную потребность данного нормативно-правового акта в современных условиях и актуально заложенных в нем принципиальных положениях об организации деятельности полиции, включая: общественный контроль за деятельностью органов полиции, их должностных лиц; формирование оценки работы подразделений полиции на основе общественного мнения и углубления удовлетворенности граждан в правоохранительных услугах; обеспечение четкого соблюдения полномочий, представленных сотрудникам полиции; жесткое требование профессиональной пригодности лиц, проходящих службу в этой государственной правоохранительной структуре, постоянное совершенствование уровня профессионализма каждого сотрудника; развитие правоохранительной деятельности на основе использования достижений инновационных технологий и др. Все это будет способствовать стабилизации и повышению уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка в России.
(Нечевин Д.К.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Исходя из главных принципов правового государства важным является: закрепление партнерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества; четкое предназначение обязанностей, прав полиции и правового статуса сотрудника полиции; обеспечение правовых гарантий укрепления законности в деятельности полиции, повышение результативности ее работы; усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции; освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов. Исходя из исторического опыта России, изучив который, можно выразить высокую общественную потребность данного нормативно-правового акта в современных условиях и актуально заложенных в нем принципиальных положениях об организации деятельности полиции, включая: общественный контроль за деятельностью органов полиции, их должностных лиц; формирование оценки работы подразделений полиции на основе общественного мнения и углубления удовлетворенности граждан в правоохранительных услугах; обеспечение четкого соблюдения полномочий, представленных сотрудникам полиции; жесткое требование профессиональной пригодности лиц, проходящих службу в этой государственной правоохранительной структуре, постоянное совершенствование уровня профессионализма каждого сотрудника; развитие правоохранительной деятельности на основе использования достижений инновационных технологий и др. Все это будет способствовать стабилизации и повышению уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка в России.
Статья: К вопросу о достаточности мер административного принуждения, применяемых полицией для обеспечения правопорядка и безопасности в современных условиях
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)В соответствии со ст. 13 Закона "О полиции" для исполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставлено право применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами. В зависимости от особенностей протекания различных чрезвычайных ситуаций полиция может: обеспечивать комендантский час; вводить особый режим въезда и выезда граждан; усиливать охрану общественного порядка на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства; временно изымать огнестрельное и холодное оружие и боеприпасы, учебную военную технику, взрывчатые, радиоактивные, сильнодействующие химические и ядовитые вещества и материалы; вводить особые правила пользования связью; запрещать отдельным гражданам покидать на установленный срок определенную местность, свою квартиру; выдворять нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту своего постоянного пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение; ограничивать движение транспортных средств и проводить их досмотр, проверять документы в местах скопления народа, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств.
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)В соответствии со ст. 13 Закона "О полиции" для исполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставлено право применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами. В зависимости от особенностей протекания различных чрезвычайных ситуаций полиция может: обеспечивать комендантский час; вводить особый режим въезда и выезда граждан; усиливать охрану общественного порядка на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства; временно изымать огнестрельное и холодное оружие и боеприпасы, учебную военную технику, взрывчатые, радиоактивные, сильнодействующие химические и ядовитые вещества и материалы; вводить особые правила пользования связью; запрещать отдельным гражданам покидать на установленный срок определенную местность, свою квартиру; выдворять нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту своего постоянного пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение; ограничивать движение транспортных средств и проводить их досмотр, проверять документы в местах скопления народа, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Во-вторых, реализуя требование, сотрудник полиции обязан руководствоваться исключительно законом (ч. 2). В этой связи в специальной литературе справедливо отмечается, что с конкретным правом полиции должна корреспондировать соответствующая обязанность гражданина (ДЛ) и только в этом случае сотрудник может предъявить законное требование <84>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Во-вторых, реализуя требование, сотрудник полиции обязан руководствоваться исключительно законом (ч. 2). В этой связи в специальной литературе справедливо отмечается, что с конкретным правом полиции должна корреспондировать соответствующая обязанность гражданина (ДЛ) и только в этом случае сотрудник может предъявить законное требование <84>.
Статья: Стажировка. Тонкости толкования
(Шишкина А.)
("Трудовое право", 2023, N 2)В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О полиции" сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.
(Шишкина А.)
("Трудовое право", 2023, N 2)В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О полиции" сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.